Выпуск 34

Наши увлечения

Коллекция императора Рудольфа II

Эва Гараева

Император Священной Римской империи Рудольф II (1552–1612) был, пожалуй, самым великим коллекционером своего времени и одним из творцов мифа о таинственной и прекрасной Праге.

1 РудольфДетство будущий монарх, сын Максимилиана II  и Марии Испанской, провел в Вене при дворе своего отца, отличавшегося толерантностью к протестантам. Примечательно, что его родители приходились друг другу кузенами, а по отцу Рудольф был внуком Анны Ягеллонки.

Большое влияние на Рудольфа и его младшего брата Матиаса имела мать – старшая дочь императора Карла V Габсбурга, ревностная католичка. Вероятно, по ее желанию, наследник престола в возрасте одиннадцати лет был отправлен в Мадрид, где ему следовало воспринять строгий испанский этикет и пропитаться духом католицизма.

Именно в Испании при дворе родного дяди короля Филиппа II зародился его интерес к искусству. За семь лет в Мадриде юный Рудольф стал настоящим испанцем, однако чопорная и мрачная придворная атмосфера, пронизанная ложью и интригами, ханжеством и лицемерием, пагубно повлияла на формирование личности будущего монарха.  Из-за мягкости характера, застенчивости, душевной замкнутости его главной страстью и отдушиной стало коллекционирование. Впрочем, выдающимися коллекционерами были его дед Фердинанд I и другой дядя – Великий герцог Фердинанд Тирольский, чей кабинет редкостей в замке Амбрас прославился на всю Европу.

Рудольф был просвещенным человеком: помимо немецкого, изъяснялся на латинском, испанском, французском, чешском языках, на протяжении всей жизни читал сочинения древнеримских поэтов, интересовался математикой, увлекался механикой, астрономией, оккультизмом, владел искусством рыцарского боя, рисовал, занимался резьбой по дереву и камню. БогемистАнджело Мария Рипеллино в обстоятельном эссе «Магическая Прага»отмечает, что «стремление к совершенству, перфекционизм сочетался в нем с необычайной любовью к раритетам, к чудным экзотическим, «индийским», вещицам, броским безделушкам, от которых веяло приключениями или чудесами» [1].

Еще при жизни своего отца Рудольф стал королем Венгрии, Богемии и Германии. В возрасте двадцати четырех лет он унаследовал престол эрцгерцога Австрийского и императора Священной Римской империи. Государственные дела требовали от него большого внимания и посвящения, отвлекали от любимых занятий и увлечений.  Со временем он стал впадать в депрессию, пренебрегал своими обязанностями, не вмешивался в столкновения католиков и протестантов, уклонялся от советов и аудиенций, а позднее даже от празднеств и турниров. Вена тяготила монарха. Спустя семь лет после восшествия на трон, в 1583 году, он переехал в Прагу – город крупнее и значительнее Вены, и, как считалось, с более благоприятным климатом. «Прага […] в те годы славилась своим величием и могла похвастаться всеми благами цивилизации», – замечает Рипеллино [2].

В Пражском Граде император создал свой мир, о котором так долго мечтал. Он затеял реконструкцию и расширение замка, строительство новой ратуши, нескольких церквей и дворца архиепископа. Монарх окружил себя учеными, врачами, мистиками и оккультистами. Среди них были астроном Тихо Браге, математик Иоганн Кеплер, а позднее и часовщик Йост Бюрги.

Рудольф также собрал вокруг себя выдающихся скульпторов и художников, ювелиров и медальеров, в их числе Джузеппе Арчимбольдо и Бартоломеус Шпрангер, Адриан де Врис, Иоганн Хоффман, Йорис и Якоб Хофнагели, Йозеф Хейнц, Питер Стивенс, Ханс фон Аахен, Даниэль Фрёшль, Матеус Гунлелах, Андреас Оксенбрук, Оттавио Мизерони, Ян Вермеен. Сформировавшийся вокруг императора круг философов, ученых и творцов превратил город на Влтаве в крупнейший центр искусств, «театр и лицей герметических наук» [3]. «Он проводил свое время среди картин и сокровищ, а также тигелей, горнов для обжига глазури, всевозможных пробирок, армиллярных сфер и перегонных кубов, в компании алхимиков, художников, прорицателей», – повествует Анджело Мария Рипеллино [4].

2 РудольфАгенты и посредники покупали для императора живопись, драгоценности, всевозможные диковины и раритеты в разных странах Европы, а придворные художники и мастера создавали копии произведений, если не удавалось приобрести оригинал. «Все экспонаты его собрания – часы, ювелирные изделия и даже астрономические инструменты и природные диковины – были мастерски обработаны, так что они становились драгоценными произведениями искусства», – пишет Рипеллино [5]. Причем обрабатывались и украшались они согласно фантазии и пожеланиям Рудольфа.

В его коллекции были сотни превосходных картин. Собрание кунсткамеры императора состояло их трех разделов: «naturalia» охватывал зоологические, ботанические и минералогические экземпляры; «scientifica» включал в себя часы, заводные механизмы, глобусы, компасы, астрономические и математические инструменты; «artificialia» состоял из монет, медалей, гравюр, ценных предметов мебели и ремесленных изделий, тканей и оружия, а также книг и рукописей. Его коллекция, включавшая как природные, так и рукотворные образцы, по сути, имела энциклопедический характер, показывающий богатство и разнообразие мира. В кабинете редкостей было все, что вызывало восхищение, интерес и любопытство императора: драгоценные камни, в том числе необработанные алмазы, морские раковины и чучела животных, рыб и райских птиц, изделия из перламутра и слоновой кости, безоары, кораллы, черепаховые панцири, кубки из янтаря и страусиных яиц, мозаики, рога, венецианское стекло, мебель, майолика и фарфор, ларцы и шкатулки, дорогие ткани, чаши и сосуды из агата, топаза, хрусталя, инкрустированные самоцветами ножи и кинжалы.

3 Рудольф«Эта пестрая смесь, гостеприимно охватывающая различные царства природы и отдаленные географические места, это сосуществование всевозможных хитроумных приспособлений, этот перечень игрушек и артефактов, серебра, инструментов и безделушек был призван воссоздать «orbis pictus» (лат. «картина мира»), отразить книгу Бога. […] Ко всему этому следует добавить старинные и современные статуи, а также нумизматику и море картин. И не стоит забывать о лошадях, которых Рудольф коллекционировал пылко […]», – рассказывает Рипеллино[6]. Писатель и коллекционер Патрик Морьес полагает, что «за внешней эклектичностью его приобретений проступало стремление к фундаментальному единству, сотканному из аналогий, соответствий и отголосков» [7]. Это был созданный Рудольфом II собственный универсум, упорядоченный согласно эстетическим и иным критериям и противопоставленный хаосу реальности за стенами кунсткамеры, которого он всеми силами избегал.

Картины, библиотека и сокровища кунсткамеры располагались в девяти залах королевского замка. Их строительство и декорирование, начатое в 1590 году, было поручено художникам и мастерам преимущественно итальянского происхождения. В Испанском зале император разместил картинную галерею, в Новом зале – собрание скульптур и бронзовых статуй Адриана де Вриса. Потолки этих помещений были расписаны иллюзионистской живописью. Небольшие сводчатые залы соседнего крыла здания предназначались для хранения статуэток, ювелирных произведений, природных диковин, фолиантов и манускриптов.

4 РудольфЛишь немногим избранным позволялось увидеть коллекцию картинной галереи и собрание кунсткамеры. Известно, что этой привилегии были удостоены кардинал Алессандро Д’Эсте, эрцгерцог Максимилиан III, курфюрст Саксонский Кристиан II, герцог Максимилиан I Баварский, немногочисленные дипломаты и любимые художники императора. Впечатленный увиденным, кардинал Д’Эсте написал, что Рудольф показал ему «самые редкие и ценные вещи, а также коллекцию картин, изумительную по количеству и качеству […] вазы из драгоценных камней разных форм, статуи и часы […] сокровища, достойные того, кто ими владеет» [8].

Особое место в коллекции императора занимали часы и автоматоны – механические устройства с мелодией, созданные искусными аугсбургскими мастерами. Увидеть в движении шедевр механики и ювелирного искусства – серебряные часы-автоматон «Диана верхом на кентавре» – можно по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=LlnrGkl6YDs&list=PLDoWx4K015JaFRY9OL_jVabA1OQig4v76

Другое произведение, которое запечатлено приведенным в действие,  –  корабль с фигурой императора и группой музыкантов. Оно символизирует могущество правителя и его империи:

https://www.youtube.com/watch?v=14y_7yNEnG8&list=PLDoWx4K015JaFRY9OL_jVabA1OQig4v76

Громадное собрание «короля коллекционеров» императора Рудольфа II ожидало несчастливое будущее. В 1611 году он был отстранен от власти, а после его смерти младший брат и преемник император Матиас перенес резиденцию в Вену, что привело к тому, что рудольфово собрание было забыто и заброшено. Многие из сокровищ Рудольфа II были украдены во время начавшейся через шесть лет после его смерти Тридцатилетней войны, имевшей религиозную подоплеку. Часть ценностей вывезли герцог Максимилиан Баварский и курфюрст Саксонский, но львиная доля досталась шведам, устроившим разграбление Пражского града «longe horrendior quam ignis» – «намного страшнее, чем огонь» [9]. Согласно описи награбленного, добыча шведов включала четыреста семьдесят картин, шестьдесят девять бронзовых фигурок, несколько тысяч монет и медалей, сто семьдесят девять изделий из слоновой кости, пятьдесят – из янтаря и коралла, шестьсот сосудов из агата и хрусталя, сто семьдесят четыре изделия из фаянса, четыреста три индийские диковины, сто восемьдесят пять произведений из драгоценных камней, более трехсот математических инструментов [10]. К слову, в стокгольмском замке Скуклостер ныне хранится написанный Арчимбольдо знаменитый портрет Рудольфа II в образе этрусского бога чередующихся времен года и созревания плодов Вертумна, по замыслу художника, прославляющий «золотой век» правления императора, покровителя искусств и наук.

5 удольфУвы, не сохранилось ничего из многочисленных диковин, которые вызывали восхищение монарха, – чучел редких животных, кораллов, морских раковин, минералов, окаменелостей.

Уцелела небольшая часть произведений ювелирного и гранильного искусства, часов, механических устройств, оружия, керамики, нумизматической коллекции, а также искусных изделий из бронзы – эти сокровища, своевременно вывезенные в Вену, можно и сейчас увидеть в кунсткамере венского Художественно-исторического музея.

По всему миру рассеяны сохранившиеся шедевры живописи из собрания Рудольфа II: картины Питера Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Паоло Веронезе, Корреджо, Тициана, Джузеппе Арчимбольдо и других великих мастеров.

От его блестящей эпохи и колоссальной коллекции осталась лишь прекрасная легенда, ставшая частью мифа о магической Праге.

 

Примечания:

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [9] Анджело Мария Рипеллино. «Магическая Прага». Перевод с итальянского Ирины Волковой и Юлии Галатенко. Издательство Ольги Морозовой. Москва, 2015.

[7] Патрик Морьес. «Кабинеты редкостей. Коллекционирование как страсть». Перевод с французского Ирины Литвиновой. Издательство «Слово». Москва, 2021.

[8] Thomas DaCosta Kaufmann. «Remarks on the Collections of Rudolf II: the Kunstkammer as a Form of Representatio». Перевод с английского Эвы Гараевой. Art Journal, XXXVIII/1.

[10] Информационный ресурс «The World of the Habsburgs». Перевод с английского Эвы Гараевой.

  Иллюстрации:

 1. Мартино Рота. Портрет молодого Рудольфа II в доспехах. Художественно-исторический музей в Вене

 2. Безоар (камень из желудка животного, которому приписывались исцеляющие свойства) из коллекции Рудольфа II. Кунсткамера Художественно-исторического музея в Вене. Фотография Константина Маслова;

3. Часы-автоматон «Диана верхом на кентавре» из коллекции Рудольфа II. Мастер Ганс Якоб Бахманн. Кунсткамера Художественно-исторического музея в Вене. Фотография Константина Маслова;

4. Автоматон «Корабль» из коллекции Рудольфа II. Мастер Ганс Шлотхайм; Кунсткамера Художественно-исторического музея в Вене. Фотография Константина Маслова;

5. Джузеппе Арчимбольдо. Портрет Рудольфа II в образе Вертумна. 1591. Замок Скуклостер в Стокгольме.

 

Коллекция императора Рудольфа II




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 34

Наши увлечения

  • Посуда общепита как предмет коллекционирования
  • Увлечения Дмитрия Менделеева
  • Катальные горки
  • Высказывания Виктора Черномырдина
  • Театральная коллекция Алексея Александровича Бахрушина
  • Коллеция рукописей Стефана Цвейга
  • О коллекции «Собрание» Давида Якобашвили
  • Рождественские вертепы в Альбендорфе–Вамбежице
  • Миниатюрные книги в моей коллекции
  • Воспоминания о пасхальных обычаях
  • Незаслуженно забытые вещи
  • Как приготовить гурьевскую кашу
  • Коллекция императора Рудольфа II
  • Как праздновали Рождество в старой России
  • Рыбная ловля в старой России
  • Издатель Джозеф Малаби Дент и его книги
  • Краткая история джинсов
  • Яблочный Спас
  • Что значит слово «генацвале?»
  • Стихи о Рождестве Христовом
  • Об агрономе Владимире Гавриловиче Бажаеве
  • Кладбище в Бахчисарае