Выпуск 42
Искусство
Любовь мифических героев
Истории о любви и страсти, триумфе и разочаровании, нежности и коварстве являются самыми запоминающимися в мифологическом наследии и на протяжении многих веков остаются неисчерпаемым источником вдохновения для художников. Важную роль в любовных историях играют метаморфозы – удивительные изменения облика героев.
Большинство олимпийских богов вступали в любовные отношения со смертными, в том числе и богиня любви Венера, влюбившаяся в Адониса. Сын Венеры Купидон полюбил смертную Психею. Избранником Дианы, богини охоты и луны, стал сын Юпитера Эндимион, юноша необыкновенной красоты. Юпитер обещал сыну выполнить любое его желание, и тот выбрал вечный сон при условии, что останется бессмертным и юным (1). Диану нередко изображают любующейся его совершенной красотой в ночном мраке. На картине Жироде «Сон Эндимиона» (1792) изображен спящий юный красавец, на которого смотрит Купидон.
Владыка морей Нептун увидел прогуливающуюся по берегу прекрасную Корониду (2), дочь царя Коронея, и влюбился в нее. Взбешенный отказом, бог решил силой овладеть девушкой, но она обратилась за помощью к богам. Минерва, богиня мудрости, сжалилась над Коронидой и превратила ее в ворону. На картине «Нептун, преследующий Корониду» Джулио Карпиони изобразил ее с крыльями, улетающей от Нептуна.
Меркурий, вестник богов, с первого взгляда влюбился в смертную Герсу, когда она возвращалась со своими сестрами с праздника в честь богини Минервы. Меркурий спустился на землю и явился к возлюбленной, но ревнивая сестра Герсы Аглавра закрыла дверь ее комнаты. Взбешенный Меркурий превратил ее в черную статую. На картине Луи Лагрене «Меркурий, Герса и Аглавра» (1767) за парой влюбленных из-за занавески подсматривает коварная сестра героини.
Бог солнца Аполлон был влюблен в юного спартанца Гиацинта (3). Во время соревнования по метанию диска Аполлон случайно убил своего возлюбленного. По другой версии (4), ветер Зефир, который тоже был влюблен в Гиацинта, в порыве ревности метнул в его голову диск. Аполлон превратил капли крови юноши в расцветающие каждый год красные гиацинты. На картине Пуссена «Царство Флоры» (1631) Гиацинт любуется цветами, носящими его имя.
Особой любвеобильностью среди богов отличался Юпитер, который для того, чтобы обмануть свою ревнивую жену Юнону, являлся к возлюбленным в различных обличиях. Часто он принимал облик животных, как в мифе о Европе, которую он похитил, превратившись в белого быка. К Леде, жене царя Спарты Тиндарея, он явился в образе лебедя. Впоследствии Леда отложила два яйца: из одного появились Клитемнестра и Кастор, из другого – Елена и Полидевк. Отцовство детей замужней Леды вызывает много вопросов, однако, отцом Елены и Поледевка принято считать Юпитера. На эскизе Микеланджело и его утраченной картине 1530 года «Леда, ласкаемая лебедем» героиня изображена сладострастно обнимающей лебедя – к подобному изображению художники прибегали не раз. Обратившегося к этому сюжету Корреджо (ок. 1534) также увлекла эротическая составляющая сюжета. Эта история привлекла и Леонардо да Винчи, который изобразил Леду, стоящей с лебедем и вылупившимися из яиц детьми, которые играют на земле у ее ног. Это произведение, к сожалению, было утрачено, но известно нам по копиям, выполненным другими художниками.
Влюбившись в юного пастуха Ганимеда (5), Юпитер предпочел явиться к нему в образе орла, чтобы похить предмет своей страсти. Он унес возлюбленного на Олимп, где юноша стал виночерпием. Рембрандт представил юмористическую трактовку этого сюжета, изобразив Ганимеда испуганным, вопящим младенцем (1635).
Антиопу, дочь царя Фив (6), Юпитер соблазнил в облике сатира. От их союза родились близнецы Амфион и Зет. Антиопа бежала, опасаясь гнева отца, но была заключена в темницу своим дядей и подвергалась нападкам со стороны его жены Дирки. Отец Антиопы от горя покончил с собой. Повзрослевшие сыновья отомстили за свою мать: свергли ее дядю, а Дирку отдали на растерзание быку. Близнецы стали управлять Фивами, обнесли город стенами – Амфион так искусно играл на лире, что камни сами вставали на места (7). Эта история вдохновила Джамбаттиста Тьеполо на создание фрески «Амфион строит стены Фив своим пением» (ок. 1720).
Любитель метаморфоз Юпитер представал перед своими возлюбленными не только в образе животных и птиц, но и в самом неожиданном обличье. Так, к Данае Зевс спустился с неба в виде золотого дождя. Перед Семелой он предстал в своем истинном облике – огня и громовержца. Прекрасной Ио он овладел, окутав ее густыми облаками. Позже, чтобы скрыть содеянное, он превратил ее в корову. Юнона упросила мужа подарить ей эту корову и, получив его согласие, поручила многоглазому чудовищу Аргусу привести ее в оливковую рощу.
Юпитер же обратился к своему сыну Меркурию с просьбой спасти Ио. Тот усыпил Аргуса дивной игрой на флейте и отрубил ему голову. Юнона украсила глазами Аргуса павлиний хвост и простила своего любвеобильного супруга. Ио приняла человеческий облик и родила сына. Сюжеты этой истории вдохновляли многих художников. Живописцы не раз изображали Меркурия, усыпляющего Аргуса пением, и Ио, окутанную густыми облаками, как на картине Корреджо (1531).
Любовь многих смертных также заканчивалась не очень счастливо. Пожалуй, одна из самых печальных – история Орфея и Эвридики. Орфей (8), очаровывавший искусной игрой на лире зверей и неодушевленные предметы, влюбился в лесную нимфу Эвридику. Роланд Савери на картине «Орфей» (1628) изобразил зверей под сенью деревьев, внимающих игре прекрасного юноши. Согласно предзнаменованиям, случившимся на свадьбе Орфея и Эвридики, их любовь будет иметь трагический конец. На картине Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (1650) изображена злосчастная свадьба. Действительно, когда юная новобрачная гуляла по лугу, змея укусила ее в лодыжку, и девушка умерла. Орфей пением и игрой на лире умолил богов вернуть ему Эвридику. Владыка Подземного царства согласился, при условии, что он не будет оглядываться назад, пока не выведет Эвридику из Царства мертвых. Но перед выходом из подземного мира Орфей обернулся, и Эвридика навсегда исчезла в Царстве Аида.
Другая трагическая история связана с именами Пирама и Фисбы, которые росли по соседству, а когда повзрослели, влюбились друг в друга (9). Их родители запретили им встречаться, но влюбленные общались через узкую щель в стене. Юноша и девушка решили ночью бежать и договорились встретиться за пределами города у высокой шелковицы. Фисба прибежала на место первой и, испугавшись появившейся львицы, только что расправившейся с добычей, укрылась в пещере. Убегая, она потеряла платок, который растерзала львица. Пришедший на место Пирам, увидев окровавленный платок возлюбленной, решил, что Фисба мертва, и не в силах жить дальше, пронзил себя мечом. Фисба нашла его умирающим и в отчаянии покончила с собой, бросившись на меч Пирама. Капли их крови обагрили плоды шелковицы, которые с тех пор имеют багровый цвет. На картине Пуссена «Пейзаж с Пирамом и Фисбой» (1651) запечатлен драматический момент, когда Фисба бросается к умирающему возлюбленному.
Когда пропетиды – жительницы острова Кипр – разгневали богиню Венеру (Афродиту) своим непочтительным отношением, она превратила их в проституток (10). Не желая иметь с ними ничего общего, царь Кипра Пигмалион принял целибат. Из белоснежной слоновой кости он изваял женскую статую необыкновенной красоты и влюбился в нее, но его любовь оставалась безответной. На празднике в честь Венеры Пигмалион обратился к богине с просьбой послать ему жену, столь же прекрасную, как и созданная им статуя. Тронутая его любовью, богиня оживила скульптуру и сделала ее супругой Пигмалиона. Эта история вызывала интерес многих художников XIX – XX в.в., среди них Франсуа Буше («Пигмалион и Галатея», 1742), Леон Жером, запечатлевший Пигмалиона, обнимающего статую (1870), и Эдвард Берн-Джонс, написавший цикл из четырех картин под названием «Пигмалион и образ» (1868-2870).
Ариадна (11), дочь критского царя Миноса, полюбила смертного Тесея, который рискуя жизнью ради славы, убил Минотавра. Из лабиринта дворца, в котором обитало кровожадное чудовище, Тесей выбрался с помощью клубка нити, который ему вручила влюбленная Ариадна. Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров бога Вакха (Диониса) Наксос. Но разлюбив девушку, он бросил ее. О первой встрече Ариадны с Вакхом существует много легенд. По одной из них, впервые бог увидел ее спящей, по другой – она в отчаянии пожаловалась ему на Тесея, не сдержавшего свою клятву. Воспылав к Ариадне любовью, Вакх, окруженный свитой, оказывал ей знаки внимания (12), а по некоторым версиям женился на ней. Впоследствии он превратил ее венец в созвездие Корона, что принесло ей вечную славу. На картине «Вакх и Ариадна» Тициан изобразил Вакха неожиданно появившимся перед испуганной Ариадной в сопровождении свиты и двух гепардов. На полотне Себастьяна Риччи «Вакх и Ариадна» (ок. 1716) бог брака Гименей заправляет на их свадьбе, а Вакх нежно держит невесту за руку.
Многие любовные истории разыгрывались на природе, в пасторальной обстановке. Лесная нимфа Помона (13) посвятила себя выращиванию фруктовых деревьев (poma на лат. – плод). Она укрывалась от сладострастных сатиров в своих садах, но бог времен года Вертумн решил добиться ее расположения, принимая различные обличья. Он представал перед ней в облике крестьянина, солдата, виноградаря, рыбака, а также старухи, которая восхваляла дивные плоды, растущие в ее саду, расписывала преимуществе брака и уговаривала Помону встретиться с Вертумном. Но ее сердце он покорил лишь тогда, когда явился в своем истинном облике – прекрасным юношей. Этот сюжет нередко использовался живописцами для украшения интерьеров дворцов. Например, он вдохновил маньериста Понтормо, занимавшегося оформлением виллы Медичи в Поджо-а-Кайано. Сцена соблазнения Помоны Вертумном привлекла и Доменико Фетти, который посвятил им свою картину «Вертумн и Помона» (ок. 1621 – 1623).
Дафнис, сын Гермеса, пас овец на Сицилии, среди лесов и источников. Одаренный музыкант, он услаждал слух богини Дианы пением своих буколических песен и игрой на свирели, которой его обучил бог Пан. Однажды его пение услышала нимфа Хлоя и влюбилась в него с первого взгляда (14). Но их счастье было омрачено безвременной смертью Дафниса. Парис Бордоне на своей картине «Дафнис и Хлоя» (1545-1550) изобразил влюбленных с Купидоном.
Начиная с эпохи Ренессанса художников волновала и история прекрасного Нарцисса. Этот юноша был так красив, что в него без памяти влюблялись нимфы, но он всех их отверг. Одна из них, обиженная его пренебрежением, решила ему отомстить. Она сделала так, чтобы Нарцисс тоже испытал безответную любовь. Однажды, когда Нарцисс склонился над источником, чтобы испить воды, он увидел свое отражение и влюбился в него. Восхищенный, он не мог оторвать от него взгляда. Нарцисс умер от любви к себе. Нимфы оплакали его, а на том месте, где он умер, вырос цветок, названный его именем. Нарцисса часто изображают любующимся своим отражением в воде. Запоминающийся образ Нарцисса создал Сальвадор Дали, изобразив превращение его тела в цветок.
Эхо – одна из нимф, влюбленных в Нарцисса. За то, что она отвлекала Юнону своей болтовней, когда та выслеживала своего неверного мужа, богиня наказала ее, лишив дара речи. Она могла лишь повторять последние слова фразы, к ней обращенной. Не имея возможности разговаривать со своим возлюбленным Нарциссом, Эхо умерла от неразделенной любви, и от нее остался лишь голос. Часто ее изображают смотрящей на Нарцисса.
Купидон (греч. Амур, Эрот) был сыном богини Венеры. Его отцом мог быть Юпитер, Вулкан или Марс. Его принято изображать красивым крылатым мальчиком с луком и стрелами. Согласно Овидию, у Купидона два вида стрел – золотыми он возбуждает любовь, а свинцовыми убивает ее (15). Иногда он предстает с повязкой на глазах – намек на то, что любовь слепа, – или завязывающим узел, – символ любовного союза. Роль Купидона не всегда однозначна, он большой озорник. Его проделки не раз вызывали гнев богов. К примеру, он подшутил над одной из многочисленных любовниц Юпитера. За свои проделки Купидон был наказал Минервой и Дианой, а его мать однажды отобрала у него стрелы. Корреждо на картине «Воспитание Купидона» (1528) изобразил мальчика за чтением – герой предпочел учение чувственным удовольствиям. Однажды, когда Купидон лакомился медом из улья, его укусила пчела. Он спросил свою мать Венеру, как это возможно, чтобы столь маленькое существо могло причинить такую сильную боль, на что богиня ответила ему, что он тоже маленькое существо, но наносит незаживающие раны (16).
Примечания:
1. Аполлодор. «Библиотека». I:vii 5.
2. Овидий. «Метаморфозы». II 569-587.
3. Там же. X:162-219 и Филострат Старший. «Картины». I:24.
4. Лукиан. «Разговоры богов». 16.
5. Овидий. «Метаморфозы». Х:155-161.
6. Гигин. «Фабулы». VIII и Овидий. «Метаморфозы». VI:111.
7. Филострат Старший. «Картины». I:10.
8. Овидий. «Метаморфозы». X:I-85.
9. Там же. IV:55-166.
10. Там же. X:243-297.
11. Катулл. «Поэмы». LXIV и Филострат Старший. «Картины». I:15.
12. Овидий. «Героики». Х.
13. Овидий. «Метаморфозы». XIV:623-771.
14. Лонг. «Дафнис и Хлоя».
15. Овидий. «Метаморфозы». I:468.
16. Феокрит. «Идиллии». XIX.
Иллюстрации:
1. Луи Жан-Франсуа Лагрене. «Меркурий, Герса и Аглавра». 1767. Национальный музей. Стокгольм.
2. Микеланджело. «Леда, ласкаемая лебедем». 1530. Лондонская Национальная галерея.
3. Рембрандт. «Похищение Ганимеда». 1635. Государственные художественные собрания. Дрезден.
4. Тициан. «Даная». 1545 – 1546. Музей Каподимонте. Неаполь.
5. Антонио да Корреджо. «Юпитер и Ио». 1531. Музей истории искусств. Вена.
6. Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея». 1890. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
7. Антонио да Корреджо. «Венера с Меркурием и Купидоном». 1525. Лондонская Национальная галерея.
© Перевод с английского Эвы Гараевой. 2012
Любовь мифических героев
Сара Карр-Гомм – британский искусствовед. Ее знаменитая книга «Тайный язык искусства» («The Secret Language of Art») в переводе Эвы Гараевой вышла в издательстве «Астрель» в 2012 году.