Выпуск 49
Для детей
Дом Боженьки. Тетерки на царском столе
Ходят люди мимо старинной церкви, на стене вокруг которой большими буквами выведено: "Каждая дорога ведёт к храму, иначе зачем она?" Ходят в детский сад — из детского сада, на работу — с работы, в магазин - из магазина, на остановку — с остановки, на рынок - с рынка - церквушки не миновать. За сотню лет ей уже перевалило. Белая, с крышей цвета неба, ещё на заре рождения города она существовала. Построили церковь Успения Божьей Матери сами горожане: строительный комитет из нескольких сотен мастеровых организовали. А богатые братья-фабриканты Петровы денег на строительство не пожалели, проект известному архитектору заказали. Священник будущей церкви отец Стефан и сам активно в благом деле участвовал.
Повезло — большевики в революцию её не тронули: крестов не сняли, купола не снесли... Всё потому что на отшибе города стояла - ни на лошадях к ней, ни на автомобилях не подобраться. Деревянный мост под воду с весенним половодьем то и дело уходил — куда уж тут по нему на транспорте... А с другой стороны — из соседних деревень народ в храм валом валил. В лаптях, босиком ль, по бездорожью да в любую погоду... И столько его в праздничные дни набиралось, что не вмещался он ни внутри ни снаружи. Пришлось пристройку дополнительно делать. В то время, когда храмы повсеместно рушили, колокола о землю разбивали, церковь Успения Божьей Матери, наоборот, расстраивали, чтобы больше народу в ней суметь принять. Власти пытались, конечно, её под себя переделать... Даже придумали не Иисусу Христу, а вождям мирового пролетариата молиться! Только ничего из этого не получилось - не прижилось такое нововведение... Смекнул народ, что надо бы говорить, на партийную, мол, заутреню идешь - тогда пускают, а внутрь войдешь — молись Христу, всё равно в многоголосье не услышат, кому именно молишься.
Каждый день на небольшой площадке перед церковью собираются из разных мест люди, встают в очередь: кто на крещение, кто за здоровье родных свечки поставить, а кто - помощи и заступничества у Всевышнего попросить или в последний путь близкого проводить...
На Пасху зашла и семья Ладовых. Мать с бабкой перед входом платки на головы себе и трёхлетней Арише надели, перекрестились троекратно - с Богом поздоровались. Юному ангелочку с льняными волосами и небесного цвета глазами этот ритуал пока непонятен — смотрит в недоумении. Пошли в церковь, когда толпа людей схлынула — в тесном помещении при народе к иконам трудно подобраться, да и дышать особо нечем. Хворой бабке не выстоять, и за маленькую Аришу страшно — не заметят, затолкают ненароком...
Детскими глазами огромный мир иначе видится. Девочка робко маленькую ручку к иконам протягивает, тычет пальчиком в образа, пытается у непрерывно крестящихся матери с бабкой спросить что-то... Те, не отрываясь от действа, улыбаются и кивают ей. Вдруг девочка замечает большую тёмную икону с печальным ликом Иисуса, ближе подходит, снизу вверх смотрит, внимательно разглядывая. Притихла... Потом, переводя взгляд с этой иконы на другие, говорит:
— А они серьёзные!
Сама с помощью матери с бабкой ставит свечи за здоровье всех домашних и за бабкино тоже. По ночам кашель с приступами удушья ту донимать стал, высыпаться она перестала. Ни лекарства, ни уколы не помогают. Врачи руками разводят, пройдёт, говорят, скоро. Только ей непонятно, пройдёт ли и когда. Трудно на работу невыспавшейся добираться - засыпает то в автобусе, то прямо на рабочем месте, у станка... Опасно это. Вроде как не старая ещё, годков пятьдесят с хвостиком, помочь своим девчонкам — дочери с внучкой хочется, что одни на целом свете у неё и остались, а она - у них, да здоровье пошаливать начало. Всю жизнь мимо церкви ходила: в молодые годы — не до того совсем, а в зрелые — семья и дети на первом месте. И только теперь, когда со здоровьем непонятки пошли, внезапно уверовала, к Богу обращаться стала. Нехорошо, что только в нужде поняла. Надо бы раньше! А Он оттуда всё видит, смотрит понимающе вниз на людей, на земле копошащихся, жизнь живущих, улыбается одними глазами и в помощи всем , кто в ней нуждается, не отказывает... Знает, что, люди как бы заняты ни были, придут однажды, попросят... Всевышний мудр и милосерден - всё понимает и не отказывает.
Поставленные Аришей свечки горят ровно и долго. Не тухнут. Это хорошо.
— Тебе понравилось в доме Боженьки?
Тихо отвечает: - Да. А когда мы ещё сюда придём?
Совсем ребёнок, а понимает, что не одним днём жить надо. И богу молиться и благодарить его, не когда приспичит, а ежедневно...
Мудрости этой с младенчества в течение жизни бы не растерять. И жить в ладу с душой и миром.
А вечером, и правда, чудо пасхальное - бабка всю ночь проспала без кашля и приступов удушья, выспалась наконец.
РЖАНЫЕ ТЕТЕРКИ НА ЦАРСКОМ СТОЛЕ
(прянишная сказка)
— «Зима длится немерено сколько!», думает Марфутка, сидя на тёплой печи, и громко вздыхает. А вслух произносит, обращаясь к своей бабушке:
— Вона сосулищи какие длинныя! Когда весна ужо на двор придёт, ба, а ба?
— А ты не жди, пока весна придёт. Сама кликать её начинай, она и поторопится, — тут же отзывается та из другого угла избы, где прядёт шерсть.
— Как это, ба? Подскажи маненько, больно цветиков хочется, — оживляется Марфутка, но вздыхать не перестаёт.
Та откладывает в сторону веретено и подходит к печке:
— А ты слазь, Марфушка, слазь с печи, я тебе всё и расскажу. Только держись крепче, ножку сюда ставь, потом сюда, гляди — не упади!
Бережно поддерживая девочку, которой только три годочка минуло, старушка спускает её на пол. Потом обе садятся к столу: одна с полуоткрытым от предвкушения бабушкиного рассказа ротиком — так лучше слушается, другая – с улыбкой на устах и с особой нежностью во взгляде на внучку. Она одна её рОстит, души в той не чая: дочь то при родах померла, едва успев своё дитя увидеть. С тех пор и старая, и малая неразлучны.
— Так вот слушай, Марфушка: чтоб весна быстрей тебя услышала и к нам в гости поспешила, испечём-ка мы с тобой тетёрок много-много. Это прянички такие, что по солнышку завиваются, да весну скликивать помогают.
— А из чего печь-то? Разве мука у нас белая и сахар есть? Ни одного яичка куриного! Не получится у нас ничего, ба! – воспротивилась было Марфушка.
— Нам и не надо, внученька, ни муки белой, ни сахара, ни яичка. Это уж сдобные прянички получились бы, не для нас с тобой. А возьмём-ка мы водички, ржаной муки да соли, замесим тесто и начнём скать, катать то бишь, длинные и тонкие трубочки, а потом в ту сторону, в какую солнышко идёт, их заворачивать. Обернём три кружочка, а в серединке крест уложим, чтоб держалось, или узор какой затейливый придумаем. Получится солнышко-колокольнышко. А когда на мороз вынесем, они побелеют и будут не хуже тех, что из пшеничной муки с сахаром делаются. Опосля в льняное маслице окунём да в печи потомим, а на двор выйдем – станем сквозь дырочки в тетёрках на красно солнышко смотреть, весну зазывать.
О, приди весна, приди, красная!
Без тебя-то жизнь не прекрасная.
Без тебя-то земля не согреется,
Без тебя ничего и не деется.
Нас согрей скорей тёплым солнышком,
И речной водой из ведёрышка
Окропи поля и леса вокруг,
Раскидай цветы на зелёный луг.
Птах лесных буди, пусть стараются
О тебе известить собираются.
Ты, приди, весна, будь к нам добрая!
Угощайся тетёрками сдобными!
Ну, что, Марфушка, согласна тетёрки делать?
— Согласна, бабушка, согласня, — захлопала в ладоши от радости девочка, -давай скорей тетёрки делать!
— Это только в сказках, Марфушка, всё скоро делается, а на самом деле постараться да терпением запастись придётся. А к терпеливым весна, глядишь, раньше всех придёт, — улыбается старушка одними глазами. – Налей-ка теплой водички из чугунка, что на шестке в печи притомился, зачерпни пригоршню мучки ржаной из мешка, да туесок с солью захвати, будем тесто мешать да трубочки для тетёрок скать.
Всё принесла Марфушка, как велела ей бабушка, на стол положила и стали они тетёрки скать. Маленькие ручки проворные да быстрые – не сразу, но получаться у девочки тетёрки стали хорошо. А какой красоты неописуемой! Тут не одни солнышки-колокольнышки, но и птицы, и звери разные, чтобы не только самим полакомиться, а и зверей угостить, что в дому водились. И пусть у них с бабкой лишь кошка Муся да собачка Авка, но и тем тетёрок Марфушка с большой охотой наделала. А бабушка всё новое и новое тесто замешивает да просит внучку побольше тетёрок разных напридумывать – и с узорами и без, и больших, и маленьких, и с семечками подсолнечника, и с солью, сверху посыпанной.
— Для чего это, ба, тетёрок так много надобно? – интересуется девочка, заметно притомившаяся от работы.
— А это не только для нас радость весенняя. Чем больше раздашь пряничков людям, тем жизнь счастливее и богаче будет, — поясняет бабушка, а сама помогает Марфушке защипывать тетёрки да на мороз их выносить.
Те на морозе, от птиц и животных мешковиной прикрытые, всю ночь пролежали. А утром глянули бабка с внучкой – и правда, побелели их тетёрки-то! Вот это да! Будто и вправду сдобные! Потом прянички маслицем льняным смазали и в печь посадили. Напекли целую гору да на двор вышли. Кличут весну, стараются, а всем проходящим мимо людям прянички даром раздают. Люди улыбаются и благодарят бабку с внучкой от всей души. Видать, не только красивые тетёрки получились, но и вкусные.
— И вот подходит к ним господин, богато одетый, спрашивает, что это такое они делают, кто разрешил им этим заниматься, платят ли они налоги в царскую казну. А те и ответить ничего не могут. Ни с кого же денег не берут, ничем плохим али запрещённым не занимаются. Махнул господин рукой кому-то, прибежали тут же царские слуги, схватили их и прямо к самому царю в палаты отвели!
Бабка с внучкой в ноги тому кинулись, молят, чтобы пощадил, не наказывал.
— Не вели казнить, батюшко, вели слово молвить. Захотела моя внученька Марфушка весну-красну приблизить, больно зима ей наскучила. Вот и стали мы с ней прянички эти делать, что давным-давно ещё моя бабка пекла, когда у Белого моря жила. Вспомнила я, как они по-простому деются из муки да воды с солью, ничего то у нас другого в избе не было. Наделали их много, чтобы людям раздать, пусть и они порадуются. А тут слуги твои нас и схватили, про казну говорят. А мы же даром всё раздаём, не для наживы.
И тут Марфушка последний пряничек из корзинки достаёт и царю подаёт, нате, мол, сами испробуйте. А пряничек с подсолнечником был — хрустящим да вкуснющим оказался! Понравилось царю угощение, и приказал он бабку с девочкой домой в своей карете отвезти, царскими деньгами наградить да заказом на выпечку пряников для царского стола обеспечить. Каждый день тетёрки да козули должны были лежать на царском столе: и с глазурью, и без глазури, и разных форм и размеров.
Марфушка с бабушкой на деньги царские людей наняли, чтобы не только царя и его двор пряниками снабжать, но и весь город обеспечивать. А пока трудились, не покладая рук, то и не заметили, как весна наступила. Солнце стало сильнее пригревать, ручейки потекли, земля отошла от зимнего сна.
— Вот и весна, внученька, дождались мы её, красавицу. Тетёрки помогли, услышала нас она, — сказала бабушка и обняла Марфушку.
В оформлении публикации испоьзованы картны Оксаны Сосниной "Храм Успения Божией Матери в Ижевске" и "Спящий ангел"
Дом Боженьки. Тетерки на царском столе
Оксана Соснина
Соснина Оксана Геннадьевна, (род.1972 в Удмуртии). Окончила факультет романо-германской филологии УдГУ в 1995 году.
Пишет с детства. публиковались в ряде республиканских и российских литературных журналов: «Луч», «Территория жизни», «Инвожо» «Путеводная звёздочка», на портале «Белый мамонт» и др.
Лауреат и дипломант многих литературных конкурсов: «Поэзия русского слова» (Анапа, 2017 – спецприз, 2020 – 3 место), «Словенское поле» (Псков, 2019, 2020, финалист), «Славянские традиции» (2020, 2021, шорт-лист), «Читаем.Понимаем.Переводим Рильке» (Самара, 2020, 2 место), и ряда других.
Участник Форума переводчиков национальных литератур (Перелелкино, сентябрь 2022).
Создатель детского литературного клуба «Инвистёнок» в Удмуртии, участники которого побеждают в республиканских и российских конкурсах прозы и поэзии , получают литературные премии и т.д.
Автор двух поэтических сборников «Паутинки лета», «Имён серебряные звуки», а также учебных пособий «Английский ...