Выпуск 6

Искусство

Агнешка и Северин

Agnieszka i Seweryn

Замечательный композитор-песенник и певец Северин Краевский много работал с такими поэтами, как Яцек Цыган, Магда Чапиньская, Иеремий Пшибора, Кшиштоф Дзиковский. Но больше всего песен он сочинил с Агнешкой Осецкой. Их познакомила Марыля Родович.

– «Червонэ гитары»? Это такие, в жабо, поющие какую-то безвкусицу? – спрашивала Осецкая у Родович, когда они вместе шли по лесу в гости к Северину Краевскому.

Но хватило нескольких минут, чтобы между поэтессой и композитором завязалась крепкая дружба.

– Северина болтуном не назовёшь, – рассказывала потом Осецкая. – Язык служит ему для передачи информации, иногда для горькой или мрачноватой шутки, порой даже для того, чтобы пробормотать то, что скопилось на сердце... Но вовсе не для обнажения собственной души, драматических признаний или метафизических стонов.

Позже поэтесса призналась, что Краевский – самый любимый её композитор.

Однажды на польском телеканале «Культура» показали документальный фильм об Агнешке Осецкой.

«А вот здесь снимок с композитором, с которым я связана давно и который мне очень дорог, – говорит поэтесса и показывает фото. – Это Северин Краевский. Снимок сделан в его доме под Варшавой. Это такая... удивительная дружба, потому что когда я познакомилась с Северином (а было это много лет назад), мы, в общем-то, не умели разговаривать. Совсем не умели. Во-первых, я старше Северина. А во-вторых...»

А что «во-вторых», зритель так и не узнал, потому что в фильме начинает звучать песня Краевского и Осецкой «Ключ от счастья»:

Своих слез скрывать под шляпкой не нужно –
что делать, пусть пропадают...
Своих снов не хорони под подушкой –
пусть они, пусть себе тают.
Только ключ от счастья подальше скрой,
положи его в ларец золотой –
тот малый –
и все, и все...

Сегодня этот фильм не может не вызывать грусти, потому что Агнешки Осецкой нет в этом мире уже девятнадцать лет, она умерла от рака в 1997 году. А сам Краевский признаётся, что ему очень не хватает Осецкой, ради которой имело смысл сочинять песни. Агнешку и Северина называли «дуэтом».

Известно, что Краевский и Осецкая написали вместе более ста песен. Первые песни на стихи Агнешки на дисках «Червоных гитар» появляются в 1976 году. Это альбомы «Один день в году», куда вошла «Колыбельная для крошки» и «Порт пиратов».

– Мой первый текст для «Червоных гитар» был ужасен, – скажет она позже. – Он назывался «Порт пиратов». В нём не было ничего от настоящей Агнешки Осецкой, и ему было далеко до простоты классических текстов, тех, что писали для ансамбля прежние авторы. Я поняла, что веду себя как портниха, которая упрямо пытается шить платье по чужой мерке. Поняла и успокоилась. Попробовала писать не под «Червонэ гитары», а так, как мне хочется, и дальше пошло чудесно...

Однако и в этом сборнике были хорошие песни, в том числе одна из вершин песенного творчества Краевского – «Погода для счастья», написанная в абсурдно-ленноновской манере:

 

На край семи морей,
за грань семи лучей
раз капитан явился,
луне он поклонился
и спал, и видел сны...

Вдаль уносятся годы,
хмуришь брови все чаще,
вдруг – улыбка погоды,
такой славной погоды,
подходящей погоды для счастья!

И хоть нету исхода,
и крепчает ненастье,
вдруг – улыбка погоды,
такой славной погоды,
подходящей погоды для счастья!

Всё трудней переходы,
все нужнее запчасти,
вдруг – улыбка погоды,
такой славной погоды,
подходящей погоды для счастья!

И абсолютно по-ленноновски – эпатажно и многозначительно – звучит абсурд второго куплета:

Из тысячи контор
пришел усталый хор,
со счетами расстался,
в повидле искупался,
и спал, и видел сны...

И снова – слова о том, как с годами всё труднее подниматься по ступеням, лишь погода нет-нет да и порадует, – «подходящая погода для счастья».

В конце 70-х годов «Червонэ гитары» выдали публике несколько суперхитов, в том числе, вероятно, главный свой хит – песню «Не устать нам» («Nie spoczniemy»). В России она была и остается невероятно популярной. Мелодия – напевная, печальная, абсолютно славянская – попадала в сердце слушателю сразу и запоминалась надолго. А те, кто хоть немного понимал польский язык, восхищались стихами Агнешки Осецкой:

Любить нас стоило ль, дружок?
Видно, время – скверный карточный игрок!
Не устать нам,
дошагать нам,
заглянуть нам в тот лесок!
За лесами, за морями
запоем ещё разок...

Спустя полтора десятка лет, в 1991 году, во время большого юбилейного концерта «Червоных гитар» в Зале Конгрессов в Варшаве, когда музыканты запели: «Стоило ли любить нас?», публика стала кричать с места: «Вас стоило любить!»

В 1983 году выходит сольный сборник Краевского и Осецкой «Беги, моё сердце», главным хитом которого стала одноименная песня, завершавшая телесериал «Ян Сердце». Она сохранила свою популярность до наших дней:

 

В отеле где-то обменяться быстрым взглядом,
потом на пляже долго рук не расцепить,
послать открытку на бегу,
найти ромашку на снегу –
не так уж много, мое сердце, чтобы жить!
Беги, уже рассвет, ведь стыд придет вослед,
и не простится, нет, холод губ твоих...

Сырые вторники на смену воскресеньям,
и вновь терзаться, ни за что себя корить,
не обольщаться правотой,
не соблазняться пустотой –
не так уж много, мое сердце, чтобы жить!
Беги, уже рассвет, ведь стыд придет вослед,
и не простится, нет, холод губ, скупость слов…
Беги, уже рассвет, ведь стыд придет вослед,
и не простится, нет, холод губ твоих...

Отъезд внезапный и стыдливый, не забавный,
наивный пес не мог обман предположить,
худая веточка цветов,
и вновь мираж, и снова зов –
не так уж много, мое сердце, чтобы жить!
Беги, уже рассвет, ведь стыд придет вослед,
и не простится, нет, холод губ твоих!

А ещё через год вышло одно из самых заметных творений этого дуэта: сборник «Строфы для гитары». Эти песни (баллады для голоса под аккомпанемент акустической гитары), сочиненные в стиле бард-рок, сегодня считаются жемчужинами польской популярной музыки: «Долгие наши осени», «Песня об отказавшем сердце»,«Нелегко принять любовь»...

 

Нелегко принять любовь душе недужной,
даже если как свеча, как лампа светит.
Ну, а если, ну а если очень нужно,
то тогда один стаканчик – и приветик!

Все недаром, все за грош, как говорится,
оттого душа седеет в двадцать пять...
А потом бежишь оттягиваться в твисте
или, словно Маяковский, речь толкать.

После кадры замелькают, словно видик,
тут и дети, и жена, а то и две,
а когда Лилит желанную увидишь,
то, по сути, и не хочется уже!

Нелегко принять любовь душе безлюбой,
даже если просияет ярким светом.
И, бывает, человека приголубят,
так казнишь все и казнишь себя за это!

И главный хит альбома, который сегодня поют не только эстрадные, но и джазовые вокалисты – «Когда я исчезну».

 

Сядь с тем мужчиной к лицу лицом,
когда я исчезну.
В печке сожгите туфли мои с плащом,
освободите место.
А мне ты лги так мило улыбкой и словами,
пока я с вами, пока я с вами…

Плыви с тем мужчиной к верховьям рек,
когда я исчезну.
Найдите сосну, поляну, высокий брег,
приготовьте место.
Меня же вспомни мило, чтоб в снах к тебе пришла я –
ведь все ж была я, ведь все ж была я!

Дели с тем мужчиной хлеб и соль,
когда я исчезну.
Купите себе шторы, лампу и стол,
приготовьте место.
Меня ж люби беззаветно,
хоть грустны мои песни,
ведь будем вместе, ведь будем вместе!

В 1989 году был записан новый альбом этого дуэта «Запасные части». И снова зазвучали яркие песни поэтессы и композитора, ставшие на долгое время шлягерами: «Не убегай к маме», «Ключ от счастья», «Польская жизнь», «Черти в дождинках»...

Ты б хотела мужа – щедрого, крутого,
этого не скроешь, это ведь не ново!
То, что я в трамвае езжу без билета,
знаю, знаю, знаю, – скажешь мне об этом...
А пока не гасим пламя и любовь свою,
меж ночными берегами место лишь дождю.
А в дождинках черти пляшут,
ветер гонит их,
так держись за счастье наше,
счастье – это миг!..

В 1993 году фирма «Digiton» переиздала оба эти альбома под названием «Строфы для гитары» (диски 1 и 2), а в 1997 году выпустила компакт, на котором собраны все эти песни вместе. Несомненно, они стали не только музыкальным, но и поэтическим событием тех лет. Агнешка часто подчеркивала, что все эти песни рождались словно сами собой, «их ноты сами находили общий язык друг с другом»:

 

Время кольца достать из комода,
Приготовиться к Новому году,
Время травку попить перед сном,
Побегать с псом...
Время сыну сказать, что не в садик
Отведёт его папа, а в школу,
Обещать: «У тебя будет братик,
Такой же веселый...»

Ах, долгий наш вечер осенний
И осенние приготовленья,
Последние перед зимою
Беспокойства... Покои...

(«Долгие наши осени»)

А к концу 80-х годов наступила осень и в отношениях Краевского и Осецкой. Наверно, не случайно Краевский в последнем куплете этой песни поёт:«Ах, краток наш вечер осенний...».

Агнешка увлеклась театром, стала писать пьесы и стихи для сцены. Северин много записывался, сочинял для кино, ездил на гастроли... Судьбе было угодно разлучить эти двух талантливых людей.

Очень скоро стало ясно, что навсегда....

А когда станет горько и больно
И обида вдруг вспыхнет, как порох,
Ну, тогда... чертыхнуться довольно:
Весна будет скоро!

А Краевский продолжал сочинять песни – теперь уже больше для других исполнителей, нежели для себя. Особенно плодотворным оказался его творческий союз с Марылей Родович. Песня Северина на стихи Осецкой «Славься, наш бал» в исполнении Родович была отмечена в 1984 году на World Song Festival в Лос-Анжелесе. Вместе с певицей Краевский записал дуэтом такие свои хиты, как «Колыбельная для Крошки», «Людская молва» и «Погода на счастье». Всегда в репертуаре Родович звучит и «Дурочка танцует», и «Большие воды», и, конечно, «Бал»:

 

Славься, наш бал!
Нет прекраснее бала такого.
Славься, наш бал!
Приглашенья не будет второго.
Трубы звенят,
дверь открыта, и пары кружатся,
день стоит дня,
стоит жизнь, чтобы ею заняться!

В 2002 году Марыля записала альбом, почти полностью составленный из песен Северина Краевского. Иногда они собираются в доме Краевского под Варшавой и поют дуэтом.

– Он по-прежнему поёт так же чудесно, как и раньше, – говорит Родович. – В Польше нет другого такого вокала!

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В марте 2006 года, в день памяти Агнешки, в студии «Тройка» (третий канал Польского радио), в которой работала когда-то Осецкая и которая носит теперь ее имя, состоялся необычный концерт. На него собрались исполнители и любители песен Краевского во главе с Марылей Родович, пришел и сам Северин. После долгих уговоров он поднялся на сцену и спел несколько куплетов из «Людской молвы» – возможно, самой популярной его с Агнешкой песни...

 

Где дьявол родне доброй ночи желает,
где в тихом раздоре нужно нам жить,
там сплетни на печке живут-поживают,
выходят на свет, когда хочется пить.

Им много не надо, – питаются нами,
счастливой любовью и чьей-то слезой.
Приходят вот так – сквозь щель меж дверями,
уходят поспешно, как дым над трубой...

Где вдовы друг дружку зовут «дорогая»,
а кот в сапогах стережет свою мышь,
где каждая птичка хозяина знает,
там знают, что ешь ты, что пьешь и где спишь...

Когда, как сова, ночь на город слетает,
и нас охраняет луны лишь овал,
такие, как мы, тогда руки сплетают,
чтоб волк в наши двери не постучал...

Концерт, целиком составленный из произведений «дуэта» Краевский – Осецкая, был записан на диск «Строфы о любви», выпущенный большим тиражом газетой «Речь Посполитая». Среди исполнителей – Марыля Родович, Маргита Слизовская, Януш Шром, Анна Серафиньская и другие.

 

По материалам очерка Алексея Петрова: http://world.lib.ru/p/petrow_a_s/krajewski.shtml

Перевод песен – Анатолия Нехая

Песни Агнешки Осецкой и Северина Краевского на клипах исполняют:

 «Погода для счастья» – Анна Ходыня;

 «Не устать нам» – Северин Краевский и «Червонэ гитары»;

  «Беги, мое сердце», «Нелегко принять любовь» и «Когда я исчезну» – Северин Краевский

 «Долгие наши осени» – Томек Опока

 «Славься, наш бал» и «Людская молва» – Марыля Родович