Выпуск 26
Воспоминания
Воспоминание о вакцине от дифтерии
Родился я хилым и слабым. Увидавший меня впервые дед – отец моей матери – явно меня не одобрил, чем навсегда крайне разобидел свою дочь.
К довершению неприятностей, связанных с моим неудовлетворительным физическим состоянием, шести недель от роду я заболел тяжелой формой дифтерита. Вокруг меня был собран целый ареопаг врачей, но ничего не помогало. Наконец эскулапы принуждены были сообщить моим родителям, что надежд на выздоровление почти нет и что единственный человек, который, быть может, в состоянии меня спасти, – это доктор Габричевский.
Габричевский, тогда еще молодой врач, начал в Москве экспериментальные работы по противодифтеритной вакцине, давшие уже первые результаты.
Делать было нечего. Отец велел кучеру закладывать лошадь и в первом часу ночи отправился к указанному врачу. Уже после часа он звонил у его подъезда. После долгих разговоров с прислугой через цепочку он был впущен в переднюю, но доложить о нем было категорически отказано, так как доктор уже лег спать. В это время Габричевский, проснувшись от шума в передней, спросил, в чем дело. На объяснения и просьбу отца приехать помочь умирающему ребенку доктор ответил, что он с визитами не ездит и что его противодифтеритная вакцина находится еще в стадии экспериментов, так что применять ее в широких масштабах он не вправе.
Отец продолжал умолять. Наконец Габричевский, раздосадованный назойливостью позднего посетителя, отказал наотрез, но поинтересовался узнать фамилию назойливого просителя. Отец назвал себя. Последовала пауза. Затем совсем другим голосом доктор проговорил: «Подождите меня, сейчас я еду. К вам – я обязан ехать».
Уже сев в сани, Габричевский объяснил отцу значение своей фразы. Когда он, впервые увлекшись идеей противодифтеритной вакцины, начал экспериментировать и ему понадобились деньги, всюду, куда бы он ни обращался, получал отказ – единственный человек, который сразу пошел к нему навстречу, был мой дед.
Габричевский сделал мне прививку и лишний раз доказал эффективность своего нового способа лечения дифтерита.
Я быстро поправился, и моя болезнь через некоторое время совершенно изгладилась из памяти моих родителей.
Материал подготовлен Эвой Гараевой
Источник: Ю.А. Бахрушин. «Воспоминания».
«Художественная литература». Москва, 1994 г.
Воспоминание о вакцине от дифтерии
Предлагаем читателям «Дома польского» небольшой фрагмент из воспоминаний историка театра и балета Юрия Алексеевича Бахрушина (1896 – 1973), потомка уважаемого купеческого рода, известного своей щедрой благотворительностью и коллекционерской деятельностью. Его отец, Алексей Александрович Бахрушин, был создателем частного Литературно-театрального музея в Москве, в 1913 году переданного им в дар государству, в ведение Российской академии наук.
Фрагмент посвящен тому, как экспериментальная вакцина против дифтерии, созданная ученым Георгием Норбертовичем Габричевским, спасла Ю.А. Бахрушину жизнь.