Выпуск 26

Воспоминания

Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 2)

Барбара Рыбалтовская

ПРЕКРАСНАЯ И ОБОЖАЕМАЯ

         Барбара БрыльскаяНесмотря на то, что после «Фараона» Бася сыграла несколько главных ролей в кино, сердце поляков она завоевала лишь после фильма «Пан Володыёвский», в котором исполнила роль Кшиси Дрогоевской. Барбара призналась мне, что была не очень довольна этой работой. Трудно в это поверить. Может, она кокетничала?

          БАРБАРА БРЫЛЬСКАЯ: «В той роли я чувствовала себя никакой, особенно в сравнении с яркой Басей в исполнении Магды Завадской. Рядом с ней я казалась себе никчемной и неталантливой. Я ощущала превосходство Магды, что еще более усугубляло мои комплексы. К счастью, зрители отнеслись ко мне снисходительно, иначе мне было бы тяжело».

          ЕЖИ ГОФМАН: «Впервые я познакомился с Барбарой Брыльской на съемках фильма «Пан Володыёвский». Бася тогда была брюнеткой и очень подходила на роль прекрасной Кшиси, какой ее описал Генрик Сенкевич. Вероятно, красота Баси в том фильме затмила ее актерские данные. Гораздо более интересные роли она сыграла в Советском Союзе – ее популярность там была ошеломляющей.

          Во время нашей первой работы Баська была молодой девушкой. Честно говоря, ее поведение на съемочной площадке повлияло на то, что мы на протяжении долгого времени не работали вместе. В Бещадах мы снимали сцену катания на санях, во время которой пан Володыёвский признавался Кшисе  в любви. Зима была студеная, кругом сугробы, лед, снежные плуги расчищали дорогу на съемочную площадку. Было очень тяжело! Вся группа работала в огромном напряжении. Бася, великолепно выглядевшая в костюме, сидела в санях и развлекалась фотосъемкой в то время, когда мы героически сражались с превратностями погоды. Она фотографировала режиссера, то есть меня, во время работы. Когда же, наконец, у нас появилась возможность снять сцену признания в любви, Баська была занята своим фотоаппаратом. Я был в бешенстве, а она этого не помнит!

          Кроме того, она привезла на съемочную площадку собаку. Люди работали в поте лица в кошмарных условиях, а вокруг бегал какой-то пудель! Все это изменило мое отношения к Барбаре на долгие-долгие годы. А жаль! Мы могли бы еще не раз поработать.

          Гораздо позже в телевизионном многосерийном фильме «До последней капли крови» Барбара  сыграла роль, в которой предстала без грима. Тогда она должна была показать все, на что способна. Оказалось, что она хорошая актриса, сосредоточенная, работоспособная. Однако, как я уже говорил, это было спустя много лет после нашего первого фильма. Так случилось, что вместе мы представляли наше кино в Египте, на фестивале в Каире. Признаюсь, Баська была восхитительна.

          Да… Зрители хотели, чтобы она сыграла Оленьку в «Потопе»… Я не хочу к этому возвращаться.  В той роли снялась другая актриса. Басю я даже на пробы не приглашал из-за причин, о которых уже сказал. Конечно, режиссер не должен идти на поводу у эмоций, но ее поведение на съемочной площадке в Бещадах оставило у меня очень неприятный осадок. Кроме того, гардеробщицы и технический персонал жаловались на то, что она вела себя высокомерно и невежливо. Позже, она, видимо, одумалась, поскольку во время работы над вторым фильмом ничего подобного не случалось. Актеры иногда бывают заносчивыми… Тем не менее, ее исполнением роли Кшиси я остался очень доволен. Она должна была предстать прекрасной и обожаемой – такой и получилась».

          БАРБАРА БРЫЛЬСКАЯ: «С Ежи Гофманом мы всегда были в дружеских отношениях. Я не догадывалась о его претензиях ко мне. Не могла же я обслуживать снежные плуги, поскольку этим занимались профессионалы. Мне тоже было нелегко. В трескучий мороз я сидела в санях в туфельках из тончайшей, как шелк, кожи. Вместо ног у меня было два куска льда.

          Я не помню, что тогда у меня был фотоаппарат. К тому же, я не заметила, что мой пудель Альфа мешал съемочной группе. Но я действительно везде возила его с собой. Альфу подарил мне муж, поскольку у нас не было детей, а привязанность к той собачке немного сглаживала мою тоску по несостоявшемуся материнству. Не думала, что ее присутствие на съемочной площадке могло кого-то раздражать. Что касается моего отношения к обслуживающему персоналу, не могу припомнить никаких особых эксцессов.  Знаю только, что я не могла обидеть кого-то намеренно, может, это произошло случайно, и тот человек представил меня с самой худшей стороны. Жаль, я всегда была стеснительной».        

[…]

 ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ

 После экранизации романа Сенкевича в Польше почти не было людей, которые не узнали бы на улице Кшиси Дрогоевской, несмотря на то, что она превратилась в блондинку. После той роли Барбара Брыльская стала публичной фигурой со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Жизнь ее приобрела размах и новые краски. Ее приглашали в места, доступные избранным, организовывали встречи со зрителями, отправляли за границу, просили выступать на всевозможных мероприятиях на родине. Все меньше времени оставалось у нее для себя и мужа. Он все реже появлялся с ней на встречах, объясняя нежелание сопровождать ее тем, что не хочет потеряться в свете ее прожекторов. И хотя по его просьбе она снималась в кино под своей девичьей фамилией, ребята во дворе кричали ему вслед «Брыльский». Супругов связывали дружеские отношения, но, без сомнения, большие чувства остались в прошлом. Она корила себя за свое увлечение Ежи Зельником, но была уверена, что тому виной было охлаждение мужа.

Бася с пониманием относилась к увлечениям Яна, но ее огорчали их отношения, ведь ей так хотелось иметь детей. Она не представляла себе иного партнера в жизни. Муж всегда был дружелюбным, милым, заботливым, но более всего Бася ценила его ум. Она подозревала, что у него, как и у нее, возникают связи на стороне, но эти мелкие грехи она списывала на любопытство. До брака они оба были неопытными. Бася была убеждена в его порядочности.

ЯН БОРОВЕЦ: «Порядочность? Хорошо сказано. Я бы назвал это ленью. Я догадывался, что Баська мне изменяла, а поскольку я человек неревнивый, то  предпочитал не обращать внимания… К тому же, я отношусь к такому типу мужчин, который не может быть долго эротически увлечен одной и той же женщиной, но при этом испытывает к ней привязанность. Неправда, что я не хотел участвовать в ее жизни. Напротив, я даже начал втягиваться, но однажды почувствовал, что растрачиваю свою жизнь в свете чужих прожекторов…»

Когда она спрашивала его, что с ними происходит, он успокаивал ее:

– Вероятно, мы переживаем типичный для всех браков кризис. Такое случается.

–  Допустим, – соглашалась она. – Сколько это может продлиться?

– Год, два, может, даже лет пять, по-разному бывает, – авторитетно отвечал Ян, словно знал об этом не понаслышке. – Но это проходит, – добавлял он оптимистично. – Вот увидишь, Баська, все наладится. Мы должны набраться терпения.

Они ждали, а время шло. Барбаре без конца предлагали новые роли, все чаще  за границей. В Восточной Германии она снялась в нескольких фильмах. Однажды один из руководителей киностудии «ДЕФА» привез ее на такси в Варшаву на какую-то важную встречу. Бася пригласила его в гости. Он поднялся по лестнице в однокомнатную квартиру супругов Боровцев в Саской Кемпе [1] и был очень удивлен тем, что знаменитая актриса живет в таких стесненных условиях без ковров и мейсенского фарфора. После его ухода Боровцы, равнодушные к роскоши, долго смеялись, вспоминая его разочарованное лицо.

Все в их жизни шло безмятежно, до тех пор пока  Басю не пригласили на главную роль в фильме «Белые волки» совместного производства Югославии и ГДР. Она сыграла Кэтрин, называемую Белой Леди. Чего-чего, а приключений, как предписываемых героине сценарием, так и личных, на съемках хватало. Фильм «Белые волки» снимали в живописнейших местах Грузии. Грузин Годердзи Шергилашвили, происходивший из тех мест, в свободное от работы время организовал для актеров поездку в горы, которая произвела на них огромное впечатление. Они поднялись в горную деревушку хевсуров, располагавшуюся на высоте две тысячи пятьсот метров. Жители этой сказочной деревни  возделывали небольшие поля на склонах гор, маленькие лошадки послушно тянули плуги, бороны и другие сельскохозяйственные приспособления. Запах, который почувствовали гости на подходе к деревне, едва не заставил их повернуть обратно. Однако они быстро к нему привыкли. Хевсуры обмазывают свои домишки коровьим навозом, что спасает от зноя в жару и защищает от мороза в стужу. Все хевсуры, в том числе и старцы, вышли навстречу гостям, широко улыбаясь. Басю поразили их белоснежные зубы, и она поинтересовалась у одного старика, какой зубной пастой он пользуется. Весь в шрамах от чьих-то когтей он сначала рассмеялся, а потом признался, что в последний раз чистил зубы в день своей свадьбы. Осмелевшие хозяева засыпали звездную гостью вопросами. Для них она была таким же экзотическим явлением, как и они для нее. Хевсуры с интересом прикасались к ее светлым волосам, рассматривали зеленые глаза, такие непохожие на их черные. Она приехала к ним из далекой страны, о которой они никогда не слышали, поскольку у них даже не было радио.

Гостеприимные хевсуры заварили для гостей мяту, которую пили вместо чая, и даже достали из закромов сахар, который подавали только гостям и иногда детям. Коровы, питавшиеся свежей горной травой и лизавшие соль на склонах гор, давали необычайно вкусное и густое, как сметана, молоко.

Вечером Белая Леди удивила всех своим желанием подоить корову. Все это происходило на глазах пораженных коллег и многочисленных жителей деревушки. Воодушевленная успехом, она, к несчастью, забыла придержать ведро коленями. Корова лягнула – молоко пролилось на землю… Бася расстроилась, но никто на нее не сердился. В той деревушке они гостили втроем: чех Милан, выпускник института физкультуры, игравший в «Белых волках» роль индейца, Годердзи Шергилашвили и она. Бася и Милан не знали грузинских обычаев, к примеру, такой: восхитившая гостя вещь переходит в его собственность. Не подозревавшей об этом Басе очень понравилась огромная медвежья шкура красивого бежевого цвета, которая и была ей подарена. Вспомнив, что ей предстоит долгий спуск с гор по узкой тропинке и не желая обидеть радушных хозяев, Бася показала на меньшую шкуру, лежавшую рядом, сказав, что ей и такой будет достаточно. Хевсур со шрамами на лице, тот самый, который в последний раз чистил зубы в день своей свадьбы, был счастлив. Ему была оказана честь – Бася выбрала его шкуру. Он рассказал, как добыл ее. Однажды на лесной поляне он увидел, что годовалый медведь напал на корову. Он бросился на него без оружия, но оказалось, что медведь сильнее, чем он думал.  Спасая свою жизнь, он вынужден был его застрелить. На его лице навсегда остались следы медвежьих когтей, а выделанная шкура хищника украсила его жилище…

Сопровождавшие Басю мужчины взяли подарок и спустили его с горы, а Бася в глубине души жалела, что не приняла большую шкуру, которая была намного красивее и лучше. Охотничий трофей долго украшал ее варшавскую квартиру, пока шаловливые щенки Альфы не разорвали его на части.

Во время съемок фильма «Белые волки» произошел неприятный инцидент. Кони испугались проезжавшего неподалеку поезда, повозка Баси наехала на телеграфный столб и перевернулась. Бася оказалась под железными колесами. Она была сильно травмирована, но переломов не обнаружили. Лишь года два спустя отголоски того происшествия дали о себе знать на съемках в Ленинграде. Смещение костей в локте вызывало нестерпимую боль, пришлось прибегнуть к анестезии. Но это было позже. Съемки «Белых волков» были прерваны на несколько дней, чтобы Бася могла прийти в себя.

Некоторое время спустя после того случая она познакомилась с красавцем Слободаном Димитриевичем и дала волю своим чувствам. Этот роман имел последствия для ее личной жизни.

          Они понравились друг другу с первого взгляда. Да что говорить, они были очарованы друг другом: искали встреч, без конца разговаривали. Он происходил из югославско-итальянской семьи, отличался красотой и играл в американских ковбойских фильмах, она – звезда «демолюдов» [2], к тому же яркая блондинка, от которых южане теряют голову.

          Он признался, что знаменитая Анна Маньяни его кузина. Согласно семейной традиции, он должен жениться на итальянке, хотя выбранная семьей невеста ему совсем не нравится. Но что он может сделать? И вообще брюнетки не в его вкусе, он предпочитает блондинок, таких, как Барбара.

          Осмелевшая и взволнованная его признанием, она поделилась с ним своими душевными терзаниями по поводу кризиса супружеских отношений.

          – Это очень серьезная проблема! – воскликнул югославский эксперт в области сердечных дел.

          Он убедил Барбару, что у ее брака нет шансов.

          БАРБАРА БРЫЛЬСКАЯ: «Я безгранично доверяла Боровцу и продолжала бы верить в то, что наши дела наладятся, но Слободан убедил меня в том, что у нашего союза нет будущего».

          Тем временем, опытный в любовных делах коллега рисовал ей перспективу совместной жизни в розовых тонах. Говорить он умел, поэтому было от чего размечаться. Ей показалось, что у них очень похожий взгляд на жизнь, а отсюда один шаг до мысли, что они созданы друг для друга. Но сначала Белой Леди нужно было развестись с мужем.

          По окончании съемок в «Белых волках» Барбара приехала в Варшаву с твердым намерением изменить свою жизнь. Только тогда она поняла, как трудно вычеркнуть из сердца совместно прожитые годы. Когда же, наконец, она решилась на серьезный разговор с мужем, то уже ни в чем не была уверена. Тем более, что Ян  был расстроен и удивлен таким поворотом событий, но слово было сказано. Выслушав мужа, который советовал все спокойно обдумать и не принимать поспешных решений, она не без сомнений собрала чемодан и уехала на вокзал. Села в поезд, но одумалась и вернулась домой.

          Она надеялась на чудо. Ей казалось, что все молниеносно изменится, и она сможет забыть новую любовь. Но Бася не приняла во внимание, что склеенные отношения требуют времени и внимания. Разочарованная тем, что чуда не случилось, она, не дожидаясь новой волны сомнений, уехала навсегда…

          ЯН БОРОВЕЦ: «Действительно, в последнее время мы ссорились в пух и прах, но когда Бася сказала мне, что хочет развестись, я был поражен. Позже между нами кое-что произошло, после чего я больше не пытался ее образумить».

          Пылкость и чувственность Слободана быстро помогли ей забыть об угрызениях совести. Воодушевленный ее решимостью, Слободан начал строить планы совместной жизни, которые значительно отличались от первоначальной версии. Прежде всего, его жена не должна сниматься в кино. Для чего ей слава и восхищение других людей, если она будет его женщиной? Деньги? С ними не будет проблем. Он очень востребованный актер, к тому же, у него состоятельная семья. У нее будет достаточно денег на платья и нескольких цыганок, которые займутся уборкой дома, приготовлением еды и детьми. Ей следует лишь рожать детей и ждать своего господина.

          Она была тронута его желанием иметь от нее детей. Это был коронный аргумент, на все остальное она не обратила внимания. У нее не было возражений против его планов, Бася согласилась изменить свою жизнь. И хотя ею уже было подписано несколько договоров на съемки в фильмах, она решила от всего отказаться…

          Бася не думала о том, как долго сможет быть лишь хранительницей домашнего очага. Она уже забыла о том, к чему привел ее жертвенный отказ от Высшей школы театра и кино ради Боровца… Но Слободан был такой  красивый, нежный, настойчивый!

          Барбаре Брыльской всегда удавалось быть практичной, вникать в суть вещей, она интуитивно чувствовала, какой дорогой следует пойти, умела трезво смотреть на жизнь, бороться с трудностями судьбы и быть твердой в тех случаях, когда подозревала, что ею хотят воспользоваться. Все это оберегало ее от неправильных шагов. Так бывало всегда, кроме тех случаев, когда любви удавалось поразить ее сердце. В тех, к счастью, нечастых случаях она оказывалась беззащитной.

          Могло случиться, что мы попрощались бы с актрисой Брыльской и никогда бы не увидели множество ее удачных работ в кино. Если бы темпераментный поклонник не поставил ей жестких условий, это вполне могло бы стать реальностью.

          Его семья, в свою очередь, была не рада увлечению молодого отпрыска «комедианткой», ради которой он пренебрег семейными традициями. Расстроенная и утомленная неизвестностью, кандидатка в невольницы вернулась на родину и погрузилась в водоворот работы. К счастью, она не успела расторгнуть договоры на съемки.

          Некоторое время влюбленные созванивались, пока однажды трубку не взяла мать Слободана. Она посоветовала Басе выбросить из головы мечты об их семье, поскольку ее сын вот-вот женится на предназначенной ему судьбой девушке, чему она очень рада. Выслушав это заявление, Бася не знала, плакать ей или смеяться. Подумала… и решила, что все случившееся к лучшему.

          Не слишком счастливый период в личной жизни компенсировали профессиональные успехи. Она снималась почти без перерыва. Особенно ей нравилось работать в соседних восточно-европейских странах. У Юрия Озерова она снялась во второй части сериала-эпопеи «Освобождение» в роли партизанки Хелены. В сцене побега она падала и скатывалась вниз. Технику падения она изучила еще в театральном училище, но поскольку съемки проходили в непростых условиях, не обошлось без травм и ссадин. К тому же, сцену пришлось переснимать несколько раз, – режиссеру постоянно что-то не нравилось. Когда же, наконец, работа была завершена, ее ноги были в синяках, пластырях и болели так, что ей казалось, будто она по-настоящему участвовала в войне. Ту сцену она считает самой трудной в своей карьере. Игнацию Маховскому, сыгравшему в том фильме Гомулку [3], тоже пришлось нелегко. К сожалению, результата их усилий на экране так никто и не увидел. Ветер истории смел с высокого поста Гомулку, об остальном можно догадаться. Изменение политических веяний требовало внести изменения в сценарий. Таковы были требования времени, и никто этому не удивлялся, за исключением зрителей, которые недоумевали, почему исполнителей главных ролей, изображенных на афишах, не видно на экране.

 Перевод с польского Эвы Гараевой.

 

Примечания:

 

  1. Саска Кемпа – элитный уголок Праги, правобережного района Варшавы.
  2. «Демолюды» – сокращение от польского неофициального выражения «демократия людова», что означает «страны народной демократии». Звезда «демолюдов» – известная и любимая  в соцстранах актриса.
  3. Владислав Гомулка (1905 – 1982) – польский политический лидер, в разные годы генеральный секретарь ЦК ППР, первый секретарь ЦК ПОРП.

 

 

Перевод фрагмента осуществлен по изданию:

 

Barbara Rybałtowska

«Barbara Brylska w najtrudniejszej roli»

Издательство «Axis Mundi». Варшава, 2007

 

Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 2)

Предлагаем читателям «Дома польского» еще один фрагмент книги Барбары Рыбалтовской о Барбаре Брыльской.

 Сердечно поздравляем любимую российскими зрителями актрису с юбилеем!




Выпуск 26

Воспоминания

  • Кем не был Чеслав Милош
  • Мой поэт
  • 1921 год, 9 октября
  • Эссе о смерти
  • "Памятный сентябрь, алели раны..."
  • Встречи с о. Яном Твардовским
  • Вспоминаю уходящий мир
  • Пролог (фрагмент книги «В доме неволи»)
  • "Мадам" (фрагменты книги "В доме неволи")
  • Операция на открытом сердце. Доклад
  • В калейдоскопе
  • Улыбающееся лицо молодежи
  • Вроцлав
  • Петроградские воспоминания (декабрь 1916 - июль 1917)
  • Усадьба семьи Кшесинских в Красницах
  • Жизнь Ляли, рассказанная ею самой
  • Константы Ильдефонс Галчинский – военнопленный 5700
  • Ирена Тувим: Биография. "Не умершая от любви"
  • "Выковыренные"
  • Константы Ильдефонс Галчинский - военнопленный 5700 (часть 2)
  • Невероятная жизнь. Воспоминания фотокомпозитора
  • Письма из плена
  • Вроцлав
  • Невероятная жизнь. Воспоминания фотокомпозитора (ч.3)
  • Воспоминания о Тырманде
  • Спасенные Шиндлером
  • Вера, Надежда, Любовь
  • Подпоручик Тадеуш
  • Корни и листья
  • Зеленый Константы
  • Бадмаша-целитель
  • Барбара Брыльская в самой трудной роли
  • Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 2)
  • Воспоминание о вакцине от дифтерии
  • Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 3)
  • Бездомные птицы
  • Судьба коллекции Сольского