Выпуск 27

Воспоминания

Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 3)

Барбара Рыбалтовская

 

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

  В начале 1975 года ей позвонил из Москвы знаменитый режиссер Эльдар Рязанов с предложением принять участие в пробах телевизионного фильма «Ирония судьбы», над которым он как раз начал работать. Посмотрев «Анатомию любви», он решил пригласить ее на главную роль учительницы русского языка. Однако у режиссера возникли трудности. Многие были против того, чтобы эту роль играла польская актриса. Поэтому были необходимы пробные съемки.

–  Я в вас верю, мадам Брыльская! – сказал он в завершении разговора. – Если пробы будут удачными, мы переделаем сценарий, заменим учительницу русского языка  на учительницу польского.

Барбара Брыльская прочитала сценарий. Роль яркая, интересная. Она решает ехать на пробы.

В середине января, сразу после окончания съемок в фильме «Директора», в котором ее партнером снова был Ян Новицкий, она едет в Москву. Рязанов умоляет ее показать все, на что она способна, поскольку у него все больше противников. Другие претендентки на роль Нади красивы и имеют перед ней преимущество – они прекрасно говорят по-русски. Она тоже должна говорить на их родном языке. Бася мобилизует все свои силы. По окончании проб сияющий режиссер пожимает ей руку:

– Мы победили! Вы слышите? Победили!

На следующий день она подписала договор  на съемки за две тысячи рублей и вернулась домой.

          Съемки фильма «Ирония судьбы» проходили в Москве и Ленинграде. Оказалось, что она прекрасно говорит по-русски, поэтому не пришлось вносить изменений в сценарий. Однако позже из-за акцента было решено, что ее переозвучит русская актриса.

          Впервые в своей профессиональной жизни она столкнулась с техникой съемки каждой сцены одновременно тремя камерами, что для актера очень трудно. Съемки длились два месяца, что означало больше двухсот метров отснятой пленки ежедневно. Ей приходилось учить наизусть большие фрагменты текста на русском языке. До полудня они репетировали, а потом снимали. Затем материал просматривали на видеомагнитофоне. Если сцены не удались, их можно было переснять на следующий день. Иными словами,   мечта актера и режиссера, несмотря на то, что Барбару утомляло огромное количество света и двадцатиминутные съемки с длинными монологами на русском языке.

          В самом начале работы она подружилась с ассистентом режиссера Светланой Богуславской. Молодая бескомпромиссная женщина, строгая в работе, притягивала ее, как магнит. Они были похожи, понимали друг друга с полуслова. Обе чувствовали себя все более несчастливыми, испытывали разочарование от личной жизни. Муж, которого Бася все еще любила, доставлял ей все больше огорчений. Даже те недолгие периоды между съемками в других странах, которые Бася проводила дома, были полны ссор и горечи. Она приходила в отчаяние от его поздних возвращений, постоянных «концертов», пристрастия к алкоголю и соперничества с его стороны. Ей приходилось надеяться только на себя. Светлана Богуславская одна воспитывала дочку Алену. По происхождению грузинка, она была отличной кулинаркой. Позднее во время семейных торжеств Барбара не раз готовила для своих варшавских гостей блюда по рецептам Светланы. Женщины дружат до сих пор. Приезжая в Москву, Барбара, как правило, живет в небольшой квартире Светланы.

          Во время работы над «Иронией судьбы» к Барбаре обращается один из режиссеров с предложением сыграть главную роль в таджикском фильме. Переговоры затягиваются, но результата не приносят. В связи с неудовлетворительными финансовыми условиями актриса отказывается от  предложения.

          Со временем Барбара Брыльская не только стала опытной актрисой, но и приобрела житейскую практичность. Она не всегда имела возможность сниматься в хороших фильмах на родине. Поэтому актриса пришла к выводу: раз из-за  длительных съемок за границей она подолгу не бывает дома, ее труд должен оплачиваться достойно. Она не скрывает, что имеет материальный интерес к своей работе, и не видит повода этого стыдиться. Работа на высоком уровне дорого стоит, к тому же, карьера «звезды» кино не вечна. Барбара знает себе цену, лишена ложной скромности, никогда не кокетничает и не кривляется. Эта ее черта не раз вызывала восхищение.

          ЕЖИ МАРКУШЕВСКИЙ: «Я присутствовал на пробах фильма «Фараон». Все претендентки на роль Камы знали, что должны предстать перед камерой почти обнаженными. Однако, когда они подходили к камере, начинались жеманство и манерная стыдливость. Но Бася Брыльская разделась очень элегантно, безо всяких церемоний, и стояла, ожидая указаний режиссера. В  ней было столько достоинства, что на площадке возникла абсолютная тишина. Мы поняли, что имеем дело с личностью.

          Лично я был убежден, что ее ждет великая мировая карьера. К большому сожалению, определенные порядки, царившие в нашей стране, не позволили многим нашим заслуженным артистам выйти на мировую киноарену. А жаль. На мой взгляд, Барбара – женщина потрясающая, загадочная».

          БЕАТА ТЫШКЕВИЧ: «Бася Брыльская меня восхищает. Она очень красивая и особенная женщина, к тому же великолепно разбирающаяся в людях и критично оценивающая ситуацию. Бася знает себе цену и отличается реальным отношением к жизни. Я восхищаюсь ею как актрисой и ее умением одеваться. Она выдающаяся личность».

          Съемки в фильме «Ирония судьбы» подходили к концу. Осталось всего несколько съемочных дней. Бася гуляла по городу, ходила в театры. В самом начале съемок в одном из магазинов она обратила внимание на картину, посвященную сакральной тематике. Бася присматривалась к ней на протяжении двух месяцев. К ее радости, цена произведения постоянно снижалась. Когда вместо семисот пятидесяти рублей картина стала стоить четыреста пятьдесят, Бася, не раздумывая, купила ее.

          Вечером накануне последнего съемочного дня исполнительница роли Нади пригласила всю группу на прощальный ужин. Им было очень приятно работать вместе, все очень сдружились. На ужин гости пришли с подарками, цветами и добрыми словами. Партнер Барбары Андрей Мягков преподнес ей инкрустированный серебром поднос. Среди подарков были платки и множество приятных мелочей.

          По возвращении домой Барбара быстро опускается с небес на землю. На следующий день утром ее муж приходит домой в подпитии. Он становится невыносимым. Актриса впервые серьезно задумывается о разводе. Но уже спустя несколько дней, простив и поверив  его обещаниям, она забывает об этом. Всей семьей они едут в Ломники в гости к священнику, с которым ее муж иногда ходит на охоту. Маленькая Бася с гордостью произносит: «Во имя Отца и Сына… И Святого Николая» [1].

          Все смеются и садятся за стол, а малышка задерживается на пороге, чтобы понаблюдать за курами. Бася не захотела сидеть вместе со всеми за столом, взяла бутерброд и снова вернулась во двор. Она не знала, что за ней наблюдал огромный петух, царствующий в хозяйстве приходского священника.  Увидев в руке девочки бутерброд, он набросился на нее –  вскочил на спину и несколько раз клюнул в шею и голову. С тех пор она всегда испытывала страх перед большой домашней птицей.

          По возвращении домой новая ссора с мужем. Актриса в отчаянии. С одной стороны – любовь, с другой – абсолютная невозможность понять друг друга. Поэтому Барбара с благодарностью принимает приглашение на Московский международный кинофестиваль.

          Она участвует в премьерах, посещает приемы, коктейли, встречается с коллегами по фильмам «Ирония судьбы» и «Города и годы». Бася ужинает с Андреем Мягковым, а потом до пяти утра выслушивает признания безнадежно влюбленного в японскую актрису оператора. Она обещает ему помочь.

          На телеэкраны выходит «Ирония судьбы» и завоевывает симпатии зрителей. На Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси фильм получает множество наград, а исполнительница главной роли  удостаивается первой премии за лучшую женскую роль. После показа этого фильма по телевидению огромной страны Барбара Брыльская  становится настоящей королевой. Обожание, которым ее одаривают зрители, сопоставимо с восхищением  кинозвездами в Америке.

          В «Иронии судьбы» Барбара сыграла комедийную, совершенно не типичную для себя роль и справилась с ней великолепно. Забавные ситуации, непонимание, жизненные перипетии героев фильма, вызванные такими характерными для нашего времени явлениями, как типовое жилье, проектирование больших микрорайонов с похожими домами, в которых размещаются квартиры стандартной планировки. Главный герой вместе с приятелями провожает на аэродром друга, который должен лететь в Ленинград. Изрядно выпив, они забывают, кто должен лететь в Ленинград и отправляют туда другого. Прибыв на место, он садится в такси и диктует водителю адрес. Все сходится. Только это не Москва, а Ленинград. Дом и планировка ленинградской квартиры совпадает с московской. Герой ничего не замечает. Когда Надя (Барбара Брыльская) возвращается домой с покупками, то застает в своей квартире незнакомого мужчину, спящего на ее диване. Она потрясена. К ней вот-вот должен прийти жених. Что делать? Финал предугадать нетрудно. Надя влюбляется в незнакомца, а он в нее.

          За эту роль Барбара Брыльская была удостоена Государственной премии СССР. Она стала первой иностранкой, получившей эту высокую награду. Вновь посетив Тбилиси и встретив своего давнего знакомого Годердзи Шергилашвили, она с удовольствием окунулась в воспоминания о съемках фильма «Белые волки».

          В 1975 году из рук премьера Ярошевича она получила государственную награду Польши – Золотой Крест Заслуги.

 

Примечание:

  1. Святой Николай – аналог русского Деда Мороза.

 

© Перевод с польского Эвы Гараевой, 2021.

 

 

Перевод фрагмента осуществлен по изданию: 

 Barbara Rybałtowska "Barbara Brylska w najtrudniejszej roli» Издательство «Axis Mundi». Варшава, 2007

Законченный перевод книги Барбары Рыбалтовской о Барбаре Брыльской ждет заинтересованного российского издателя. Подробную информацию предоставим по запросу:

w.garajewa@gmail.com

Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 3)

Предлагаем читателям еще один фрагмент книги Барбары Рыбалтовской о Барбаре Брыльской, в котором рассказывается о съемках в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы».

Посвящаем эту публикацию памяти великого артиста и замечательного человека Андрея Мягкова, ушедшего из жизни в феврале 2021 года




Выпуск 27

Воспоминания

  • Кем не был Чеслав Милош
  • Мой поэт
  • 1921 год, 9 октября
  • Эссе о смерти
  • "Памятный сентябрь, алели раны..."
  • Встречи с о. Яном Твардовским
  • Пролог (фрагмент книги «В доме неволи»)
  • "Мадам" (фрагменты книги "В доме неволи")
  • Операция на открытом сердце. Доклад
  • В калейдоскопе
  • Улыбающееся лицо молодежи
  • Вроцлав
  • Петроградские воспоминания (декабрь 1916 - июль 1917)
  • Усадьба семьи Кшесинских в Красницах
  • Жизнь Ляли, рассказанная ею самой
  • Константы Ильдефонс Галчинский – военнопленный 5700
  • Ирена Тувим: Биография. "Не умершая от любви"
  • "Выковыренные"
  • Константы Ильдефонс Галчинский - военнопленный 5700 (часть 2)
  • Невероятная жизнь. Воспоминания фотокомпозитора
  • Письма из плена
  • Вроцлав
  • Невероятная жизнь. Воспоминания фотокомпозитора (ч.3)
  • Воспоминания о Тырманде
  • Спасенные Шиндлером
  • Вера, Надежда, Любовь
  • Подпоручик Тадеуш
  • Корни и листья
  • Зеленый Константы
  • Бадмаша-целитель
  • Барбара Брыльская в самой трудной роли
  • Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 2)
  • Воспоминание о вакцине от дифтерии
  • Барбара Брыльская в самой трудной роли (Часть 3)
  • Бездомные птицы
  • Судьба коллекции Сольского
  • Русские блины
  • О Сусанне Гинчанке
  • Из воспоминаний (1939 – 1941)
  • Россия и украинство
  • Толковый словарь «Палитра жизни»
  • Высказывания королевы
  • Встреча с наследником трона
  • Рождество в Москве. Записки делового человека
  • Воспоминания о великом князе Константине Константиновиче
  • Воспоминания о художнике Павле Щербове
  • Александр Куприн в эмиграции
  • Воспомиания об Ольге Серовой-Хортик
  • Шуша. Город на четырех реках
  • Воспоминания князя С.М. Волконского
  • Анна Андреевна
  • Воспоминания о матери
  • Бийск
  • Бийск (окончание)
  • Шемаха
  • Шемаха (окончание)
  • Взгляд в прошлое