Выпуск 37

Наши увлечения

Издатель Джозеф Малаби Дент и его книги

Эва Гараева

«Неукротимая страсть Дента заключалась в том,
чтобы нести книги людям.
Он был убежден, что доступные всем 
дешевые книги могут предотвратить войны».

Историк литературы Хью Кеннер.

 В моем собрании книжных раритетов хранятся экземпляры из серии «Тэмпл Шекспир», напечатанные английским издательством «J. M. Dent and Company». Эти прекрасные томики карманного формата вышли в свет в 1906 – 1907 гг.

В1Основателем издательства был Джозеф Малаби Дент, посвятивший свою жизнь книжному делу. Он родился в Дарлингтоне в 1849 году в небогатой добропорядочной семье с возвышенными интересами. Его родители любили музыку и участвовали в любительских концертах, исполняя произведения Баха, Генделя, Гайдна. Отец семейства Джордж Дент, зарабатывавший малярным делом, в свободное время преподавал музыку и держал небольшой музыкальный магазин. Джозеф был десятым из двенадцати детей, которых родители воспитывали в строгих христианских традициях. Благодаря школьному учителю мальчик увлекся чтением, а чуть позже пристрастился к театру, хотя его родители считали лицедейство греховным искусством. Подготавливая доклад о Сэмюэле Джонсоне для церковного Общества взаимного просвещения, Джозеф осознал значение учености и решил посвятить свою жизнь книгам.  В своих воспоминаниях, написанных на закате жизни, он подытожил: «Я понял, что единственная возможность взойти на Олимп это написать книгу, и я до сих пор придерживаюсь того же мнения, но это должна быть литература».

Следуя своему замыслу, в отроческом возрасте Джозеф стал учеником печатника, но позднее заинтересовался переплетным делом и, когда ему исполнилось девятнадцать, переехал в Лондон для совершенствования навыков в мастерской опытного переплетчика. Джозеф усердно занимался самообразованием – что весьма характерно для викторианской эпохи – и со временем стал профессионально разбираться в книжном деле. У него сложилось собственное представление, какие книги следует издавать и как они должны выглядеть.

Оказавшись более предприимчивым, чем его отец, Джозеф в 1872 году открыл в Лондоне собственную переплетную мастерскую, а пятнадцать лет спустя (1888) стал издателем, основав «J. M. Dent and Company». Он начал с публикации произведений Чарльза Лэмба и Оливера Голдсмита. Они печатались на бумаге ручной работы небольшими тиражами в серии «Тэмпл Классика» (The Temple Classics). Замечу, что серия получила наименование по названию района Лондона (Temple – «Храм»), в котором жили Лэмб и Голдсмит  – первые авторы Дента. Оно также подчеркивало благоговейное отношение издателя к книгам и писателям. В серии «Тэмпл Классика» были изданы произведения Джеффри Чосера, Альфреда Теннисона, Томаса Лав Пикока, Генри Филдинга, Даниэля Дефо, Лоренса Стерна и других авторов.

Джозефа Дента вдохновляла деятельность Альдо Мануция, венецианского книгопечатника эпохи Ренессанса, издававшего в собственной типографии красивые, хорошо отредактированные книги, в том числе карманного формата (к слову, именно он ввел в обиход книжный размер ин-октаво). В его честь Дент назвал штаб-квартиру издательства на Бэдфорд-стрит – «Aldine House».

L4В 1894 году Дент взялся за издание собрания произведений Уильяма Шекспира. Редактором серии стал Израэль Голланц, написавший предисловия, составивший примечания и словарь устаревших слов. «Тэмпл Шекспир» (The Temple Shakespeare), состоящий из сорока томов, стал чрезвычайно успешным, многократно переизданным собранием. К 1930 году его суммарный тираж достиг пяти миллионов экземпляров. В каждом томике была опубликована одна пьеса или часть хроники, в последнем – сонеты. Как я уже упоминала, в моей коллекции  хранятся экземпляры, вышедшие в свет в начале ХХ века. Это книги в переплете из мягкой бордовой кожи размером 4 × 5,5 дюймов (10,5 х 13,5 см), напечатанные на хорошей бумаге. Оформление титульного листа, разработанное известным иллюстратором Уолтером Крейном, выполнено в черном и красном цвете. На фронтисписе каждого тома помещены не повторяющиеся иллюстрации (фотогравюры), связанные с жизнью Уильяма Шекспира. На форзаце размещено изображение фамильного герба Шекспира с девизом «Non Sans Droict» (фр. «Не без права»). Особое изящество книгам придают золотой обрез верхнего края страниц,  позолота на корешке и обложке (в изображении герба драматурга), а также шелковое голубое ляссе – ленточка, используемая в качестве закладки. Позднее, идя навстречу библиотекам, Дент  издал  произведения Шекспира в двенадцати томах большого формата с многочисленными иллюстрациями.

За собранием сочинений Шекспира последовали карманная 48-томная серия книг Вальтера Скотта (The Temple Scott), 32-томный «Тэмпл Диккенс» (The Temple Dickens), 10-томный «Тэмпл Джейн Остин» (The Temple Jane Austen) и состоящий из двенадцати томов «Тэмпл Бронте» (The Temple Brontë). В последние годы XIX века вышло 28-томное собрание романов Виктора Гюго и сорок томов «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака, а также пятитомник Данте Алигьери в формате билингвы. В 1896 году началось издание драматургической серии «The Temple Dramatists», в 1902 была запущена биографическая серия. Воодушевленный успехом, Дент в 1901–1903 годах занялся публикацией серии «Тэмпл Библия» (The Temple Bible), насчитывающей тридцать один том. Этим список опубликованных собраний и серий не ограничивается, но я не ставлю перед собой цель перечислить все издания Дента в коротком эссе. Несмотря на то, что основное внимание компании было сосредоточено на классике, в последние годы XIX века Дент опубликовал несколько произведений современников. Примечательно, что среди них был и роман Генрика Сенкевича «Quo Vadis?»

L5Издательство также выпускало книги с великолепными иллюстрациями. Например, вышедшая в свет в 1893 году «Смерть Артура» Томаса Мэлори, оформленная начинающим графиком Обри Бёрдслеем, признана шедевром книгоиздательского искусства. За два года художник создал более трехсот пятидесяти рисунков – полностраничные иллюстрации, виньетки, орнаменты, буквицы. Благодаря визионерской интуиции Дента, почувствовавшего в работах девятнадцатилетнего художника «новое дыхание жизни», мы имеем возможность наслаждаться этим и другими выдающимися изданиями.

Восхищенный красотой Флоренции и Сиены, Джозеф Дент, подлинный эстет и просветитель, инициировал изумительную серию «Средневековые города». В поисках новых тем, он много путешествовал. В период с 1900 по 1932 год было опубликовано тридцать девять томов, большинство из которых переиздавались четыре-пять раз. Помимо древних западноевропейских городов в серии представлены Иерусалим, Константинополь,  Каир,  Прага и Москва.

Книги Дента были напечатаны четким шрифтом на качественной бумаге, выделялись красивым оформлением, имели прочный переплет и удобный формат – их можно было взять в дорогу. И при этом они были недорогими.

Среди художников-иллюстраторов, привлеченных Дентом к работе, помимо Обри Бёрдслея были Артур Рэкхем, Эдмунд Дюлак, Джон Диксон Баттен, Роберт Эннинг Белл, Уолтер Крейн, Уильям Хит Робинсон, Чарльз Эдмунд Брок и Генри Мэттью Брок. В изданиях Дента использовались различные виды иллюстраций: ксилография, офорт, меццо-тинто, фотогравюра. Редактированием книг занимались такие выдающиеся писатели и поэты, как Ричард Гарнетт, Джордж Сейнсбери, Генри Остин Добсон, Эдмунд Госс, Израэль Голланц и Эрнест Рис.

L6Превосходные издания «J. M. Dent and Company» очень скоро заинтересовали американских бизнесменов. В 1893 году  Джозеф Дент впервые посетил США. Понимая важность североамериканского рынка, он в разные годы совершил еще шесть поездок в Соединенные Штаты и Канаду. На волне успеха в 1912 году в Торонто был открыт филиал издательства.

Упорно продолжая следовать своей юношеской мечте «нести книги людям», в 1904 году Дент задумал самый амбициозный из своих издательских проектов. Он начал подготовку издания «Библиотеки для всех» – многотиражной серии из тысячи лучших произведений классиков мировой литературы, не защищенных авторским правом, которые должны иметь изящный вид, удобный формат, твердый переплет и при этом продаваться по шиллингу за экземпляр. Итак, Джозеф Дент вплотную подошел к реализации своей давней мечты издавать книги эстетически и содержательно привлекательные для образованной элиты и при этом доступные небогатым слоям общества, стремящимся к самообразованию.  Как вспоминал сам Дент, его главной целью было «привить вкус к книге простым людям». Он считал, что «за пять фунтов, на которые можно приобрести сотню томов, любой человек может стать интеллектуально богатым на всю жизнь». Историк литературы Хью Кеннер писал: «Он был убежден, что доступные всем дешевые книги могут предотвратить войны».

L7Чтобы осуществить задуманное, Дент построил огромный издательский комплекс «Temple Press» в Летчворте. Редактором и куратором «Библиотеки» стал Эрнест Рис. Он же придумал ее название, навеянное строкой из средневековой пьесы о морали, в которой Знание обращается к Обывателю: «Every man, will go with thee, and be thy guide, in the most need to go by the side» («Я буду рядом с тобой. Я стану твоим проводником в любой жизненной коллизии»). Эта цитата напечатана в каждом из томов «Библиотеки».

Первой в 1906 году была опубликована «Жизнь Сэмюэля Джонсона» Джеймса Босуэлла. Этот труд, в свое время оказавший огромное влияние на самого Дента, можно назвать энциклопедией интеллектуальной жизни Англии XVIII столетия.  На титульном листе дентовского издания помещена фраза из сочинения Джона Мильтона, полностью отражавшая кредо самого Дента: «Хорошая книга есть драгоценный жизненный эликсир высшего ума, сбереженный, как клад, для простирающейся за пределы человеческой жизни вечности».

Воспитанный в традициях строгой протестантской морали, Дент придирчиво относился к выбору произведений для своей «Библиотеки». К примеру, из нравственных соображений он отказался от публикации «Молль Флэндерс» Даниэля Дефо. В год основания «Библиотеки для всех» (1906) вышло сто пятьдесят два издания, среди них трагедии Эсхила и Софокла, стихи и баллады Роберта Бёрнса, сказки Ганса Христиана Андерсена, «Три мушкетера» Александра Дюма, «Путешествие натуралиста» Чарльза Дарвина, «Республика» Платона.

Позднее в «Библиотеке» были опубликованы сочинения Еврипида, Тацита, Вергилия, Цицерона, Аристофана, Овидия, Геродота, Плутарха, Демосфена, Аристотеля, Лукреция, Гомера;  произведения Макиавелли, Спинозы, Гоббса, Данте, Бальзака, Гёте, Гюго, Монтеня, Диккенса, Теккерея, Рёскина, Ибсена, Мольера, Руссо, Паскаля и многих других авторов. В 1930 году вышло издание «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича. Из русской классики были изданы сказки А.С. Пушкина, романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, пьесы и рассказы А.П. Чехова. Одним произведением были представлены малоизвестные англоязычным читателям Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Н.Е. Щедрин и М. Горький. Важное место в «Библиотеке» занимали народные сказания и эпосы, среди них  «Калевала», «Сага о Ньяле», «Песнь о Нибелунгах», «Шакунтала», «Рамаяна и Махабхарата», а также Коран, китайские философские труды и другие литературные памятники. Это поистине была библиотека всемирной литературы.

L9Книги формата 7 х 4,5 дюймов (18 х 11.5 см) были недостаточно маленькими, чтобы поместиться в кармане, но достаточно большими, чтобы хорошо выглядеть на книжной полке в респектабельном доме. Изящное оформление титульного листа и фронтисписа было разработано Реджинальдом Ноулзом, вдохновленным книгами издательства «Kelmscott Press» Уильяма Морриса и печатни Томаса Сандерсона. Узкие поля позволили уместить на странице больше текста, напечатанного четким шрифтом. «Библиотека» имела двенадцать разделов – для каждого был выбран свой цвет переплета.  Античные классики выходили в светло-зеленых обложках, биографии  в серых, поэзия и пьесы в оливковых, романы в синих, исторические труды в алых, а философские и теологические – в фиолетовых. Золотой обрез страниц, надписи сусальным золотом на обложке и корешке придавали книгам изысканный вид.

Трудно переоценить просветительскую и эстетическую роль этой выдающейся серии для англоязычных читателей. Она имела громадное значение для образования людей в разных странах. К примеру, почитателем «Библиотеки для всех» был будущий писатель Д. Г. Лоуренс.

В конце 1911 года на Бэдфорд-стрит распахнуло двери новое здание штаб-квартиры «Aldine House». По желанию Дента в ней был устроен элегантный зал, в котором заинтересованные библиофилы и любители книг могли в приятной спокойной обстановке просматривать и читать книги. К тому моменту в «Библиотеке» вышло пятьсот шестьдесят одно наименование, в общей сложности было продано более семи миллионов экземпляров книг. Однако после изменения закона об авторском праве, продлившего защиту до пятидесяти лет после смерти писателя, Дент столкнулся с невозможностью публикации целого ряда произведений.

L8В 1914 году был издан семисотый том «Библиотеки». Первая мировая война нанесла сокрушительный удар Джозефу Денту. В его деятельности возникло много трудностей, связанных с инфляцией и нехваткой материалов. Издание «Библиотеки» сначала замедлилось, а потом и вовсе прекратилось. Публикации возобновились в 1921 году, однако оформление книг значительно упростилось. Как написал исследователь книжной культуры Джонатан Роуз, «война буквально лишила блеска «Библиотеку для всех», впрочем, она изменила весь мир и человечество». В Великой войне Дент потерял двоих сыновей, недавно окончивших Оксфорд и Кэмбридж – двадцатичетырехлетнего Пэкстона и двадцатитрехлетнего Остина.  Оба ушли на фронт добровольцами и погибли в 1915 году.

Джозеф Малаби Дент, человек, ненавидевший войны и подаривший людям возможность «обзавестись несметным богатством в маленькой комнате» в виде «книжной полки бессмертных», не дожил до осуществления своего замысла. Тысячное издание «Библиотеки для всех» вышло в свет спустя полвека с момента  публикации первой книги (1956). Им стала «Метафизика» Аристотеля. После смерти Дента в 1926 году дело продолжили его сыновья Хью и Джон, а также внук Мартин, курировавшие в «J. M. Dent & Sons» издательский процесс и производственные вопросы. В год столетия со дня основания (1988) компания была продана и вошла в состав крупной издательской группы. В 1991 «Библиотека для всех» была возрождена независимым лондонским издательством, в наши дни работающим в тесном сотрудничестве с «Penguin Random House».

  

Иллюстрации: 

1. Джозеф Малаби Дент.

2.  Экземпляры из серии «Тэмпл Шекспир» (The Temple Shakespeare). 1906 – 1907 гг. Коллекция Э. Гараевой.

3.Обри Бёрдслей. Иллюстрация к изданию «Смерть Артура» Томаса Мэлори. 1893 г.

4. Серия «Средневековые города». «Ассизы» Лины Д. Гордон. 1900 г.

5. Экземпляры «Библиотеки для всех». Начало ХХ в.

6.  Современные издания «Библиотеки для всех» в книжном магазине «Москва»: Д. Остин, К. Ишигуро, Т. Манн, С. Моэм, М. Булгаков, А. Пушкин.

7.  «Aldine House». 1926 г.  История издательства Дж. М. Дента. 1926 г.

 

Фотографии Эвы Гараевой. Март 2023.

 

 

 

Издатель Джозеф Малаби Дент и его книги




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 37

Наши увлечения

  • Посуда общепита как предмет коллекционирования
  • Увлечения Дмитрия Менделеева
  • Катальные горки
  • Высказывания Виктора Черномырдина
  • Театральная коллекция Алексея Александровича Бахрушина
  • Коллеция рукописей Стефана Цвейга
  • О коллекции «Собрание» Давида Якобашвили
  • Рождественские вертепы в Альбендорфе–Вамбежице
  • Миниатюрные книги в моей коллекции
  • Воспоминания о пасхальных обычаях
  • Незаслуженно забытые вещи
  • Как приготовить гурьевскую кашу
  • Коллекция императора Рудольфа II
  • Как праздновали Рождество в старой России
  • Рыбная ловля в старой России
  • Издатель Джозеф Малаби Дент и его книги
  • Краткая история джинсов
  • Яблочный Спас
  • Что значит слово «генацвале?»
  • Стихи о Рождестве Христовом
  • Об агрономе Владимире Гавриловиче Бажаеве
  • Кладбище в Бахчисарае