Выпуск 26
Краеведение
Дом Фаберже
Хотя на самом деле семье Фаберже по Большой Морской принадлежало не одно, а целых три здания - к номеру 24 необходимо прибавить еще номера 11 и 16. В одиннадцатом с 1842 года жил отец Карла - Густав. Именно его следовало бы признать основателем фирмы Фаберже, но, честно говоря, ничего интересного в плане ювелирного искусства он не создал: тачал вместе со своими подмастерьями колечки, брошки и браслетки, однако успеха в Петербурге не имел. А на Большой Морской поселился потому, что это была улица ювелиров. В разное время здесь жили, работали и содержали свои магазины такие известные в Северной столице мастера, как Болин, Бутц, Овчинников, Тилландер. Вот и Густав приобрел дом №11, построенный по проекту Павла Жака. Проживал в нем до того времени, когда его отпрыск, Карл, внезапно стал богатым, знаменитым (о чем позднее), а затем решено было перебраться в здание побольше. Это был номер 1б-й, построенный в начале 1850-х годов по проекту польского архитектора Желязевича - первоначально дом Руадзе; позднее он принадлежал почетному гражданину И.О. Кононову, затем Н.Н. Гартонгу, шталмейстеру царского двора. Здесь и зажила большая семья Карла Фаберже, здесь же они открыли первый магазин, здесь выросли его сыновья - Евгений, Агафон, Александр и Николай.
Позже, когда фирма разрослась до того, что превратилась в целый конгломерат ювелирных мастерских, когда заказы на изделия пошли из императорского дворца, пришла пора «показывать товар лицом». И поэтому купец второй гильдии, поставщик высочайшего двора, потомственный почетный гражданин Карл Фаберже приобрел в 1898 году за невероятную сумму в 407 тысяч рублей у полковника Золотова участок земли вместе с домом по Большой Морской, 24. Сын двоюродной сестры Фаберже, архитектор Карл Шмидт, создал проект и руководил в 1899-1900 ее переделками: четырехэтажного, на подвалах, лицевого дома и четырехэтажных, с мансардными этажами флигелей. Главный фасад здания № 24 выполнен в англо-готическом стиле: тяжелые полуколонны аркады первого этажа сделаны из полированного красного гранита; огромные окна заполнены зеркальными стеклами; треугольные шпицы фронтонов воспаряют ввысь. На первом этаже нового дома разместился магазин золотых и бриллиантовых вещей, на остальных этажах и в дворовых корпусах оборудовали по последнему слову тогдашней техники мастерские виднейших ювелиров, работавших на Фаберже - Михаила Перхина, Августа Хольмстрема, Августа Хольминга и Альфреда Тилемана. На самом верхнем этаже находилась художественная студия, где в поте лица трудились выпускники Училища технического рисования барона Штиглица во главе с Франсуа Бирбаумом. В здании также устроили администрацию фирмы, переместили из 1б-го дома квартиру самого Карла Фаберже, которая заняла 15 комнат. Особенно хороши были двухэтажная библиотека, обшитые дубовыми панелями кабинет и рабочая комната, а также будуар супруги Карла Густава, Августы Богдановны фирмы «Арнхайм», который на ночь поднимали на уровень второго этажа и держали под током. Случаев ограбления Фаберже не знал...
Путь к славе Карла Густава был тернистым. Он долгое время учился в лучших мастерских Европы, а затем работал реставратором в Эрмитаже, где изучал древнегреческое искусство и восстанавливал ювелирные изделия XVI-XVIII веков. Кропотливая и тяжелая работа принесла свои плоды: в 1882 году на выставке в Москве посетители и, что самое главное, императрица Мария Федоровна, отметили поразительные копии золотых изделий знаменитого керченского клада, которые Карл Густав делал в течение целого года. В тот момент, когда государыня приобрела у ювелира запонки с изображением цикад, решилась его судьба. Изделия Фаберже моментально стали популярными. Фирма разрасталась с невероятной скоростью, в 1896 году в ней работало уже 155 сотрудников, а в 1910-х – более 600!
Но не следует думать, что сверхдорогие украшения были основной специализацией Фаберже. Отнюдь. Огромную долю ассортимента составляли столовые, письменные и туалетные приборы, часы, канделябры, рамки для фотографий, папиросницы, пепельницы, термометры и электрические звонки, то есть изящные вещи, которые могли себе позволить купить даже не слишком состоятельные люди. Именно они составили гордость фирмы и позволили Карлу Густаву открыть филиалы в Москве, Одессе, в Лондоне и Киеве. Фаберже говорил: «...Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как «Тиффани», «Бушерон», «Картье», то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня... Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует вещь, сли ее цена только в том, что насажено много бриллиантов и жемчугов...» Именно поэтому Фаберже ввел в моду изделия из полудрагоценных камней, безукоризненно вырезанных. Это были фигурки птиц и зверей, цветы, различные «бытовые сценки». Крошечные скульптурки имели огромный успех у публики, потому что прекрасно подходили в качестве подарка: покупатель платил не за камень, а за работу и поэтому мог выбрать то, что ему по карману и скромно ввернуть при случае, что, мол, «приобрел вещичку у Фаберже».
В 1902 году Императорский Эрмитаж устроил первую и единственную в истории России персональную выставку Карла Густава.
Императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна, под чьим покровительством проходила выставка, великокняжеская знать и представители высших кругов дворянства предоставили из своих коллекций лучшие изделия всеобщего ювелирного любимца. В течение двух дней дворец барона Дервиза на Английской набережной блистал ослепительной роскошью посетителей и сияющим убранством витрин. В 1910 году Фаберже получил звание «Придворного ювелира», хотя фактически был им с 1885 года.
Теперь основной головной болью Карла Густава стали знаменитые пасхальные яйца, которые он делал для Императорского двора. Первое было заказано Александром III в 1885 году. Это было «Золотое яичко», покрытое белой эмалью, с золотой курочкой-рябой внутри. Император Николай II делал уже одновременно два заказа: для матери и для супруги. Всего фирма Фаберже исполнила 52 пасхальных яйца, самым дорогим из которых стало «Зимнее», украшенное более чем 6 тысячами бриллиантов, общей стоимостью в 24 тысячи рублей. О том, сколько хлопот доставляли Фаберже царские пасхальные заказы, упоминаетчся в мемуарах главного художника торгового дома Фаберже Франсуа Бирбаума: «Начатые вскоре после Пасхи, они бывали лишь с трудом готовы к Страстной неделе следующего года. Передавались они главой фирмы лично императору в пятницу на Страстной неделе. До возвращения Фаберже из Царского Села мастера оставались на местах, на случай каких-либо неожиданностей». К сожалению, в 1917 году все драгоценные яйца были перевезены в Москву, в Оружейную палату, и за исключением десяти проданы в 1920-1930 годах.
Революция стала для Фаберже катастрофой: смена режима заставила Карла Густава ликвидировать фирму в 1918 году. Огромное количество ценностей было экспроприировано чекистами, а саквояж с наиболее ценными предметами, которые Фаберже передал на сохранение швейцарской дипломатической миссии, вместе с арендой дома № 24 по Большой Морской, бесследно исчез.
О нем до сих пор ничего толком не известно.
Источник: «Новости Петербурга», №3 (480) 2007
Дом Фаберже
Адрес по улице Большой Морской, дом 24 до революции знали не только в Петербурге, но и во всей Европе. В этом доме находилась штаб-квартира одного из знаменитейших ювелиров прошлого, Карла Фаберже. Потому и дом № 24 с тех самых пор называется его именем.