Выпуск 32

Краеведение

Петербургское чудо

Орест Ницман

Почти треть моей жизни, начиная с рождения, я про­вел в Петербурге (тогда еще — Ленинграде) на улице Де­кабристов (бывшей Офицерской) в самом последнем доме, под двойным номером 62-64, как раз напротив дома, где жил поэт Александр Блок. А рядом с нашим домом нахо­дился (под номером 6о) так называемый «Дом-Сказка».

орестОчень хорошо помню, какое впечатление на меня, шестилетнего мальчишку, производило тогда это уни­кальное здание. Я считал его самым прекрасным в городе, даже лучшим, чем Зимний дворец, не говоря уж о много­численных особняках петербургской знати, по моему дет­скому мнению, не шедших ни в какое сравнение с моим любимым «Домом-Сказкой». А в ту пору раннего детства я часто ходил на дальние прогулки вместе с моей матушкой, и она обращала мое внимание на многие архитектурные шедевры. Благодаря ей я увидел много интересного, рано познакомился с нашими замечательными памятниками архитектуры, созданными знаменитыми зодчими, запомнил их и надежно держал в своей голове. В самом деле, наш город может считаться настоящим архитектурным музеем. И это вовсе не преувеличение.

Пройдемте, читатель, только вдоль Английского про­спекта (в советское время это был проспект Маклина) от на­бережной Мойки до канала Грибоедова, ограничим нашу прогулку отрезком длиной около километра, и мы смо­жем увидеть здания самых разных архитектурных сти­лей. А вот перечень фамилий зодчих, построивших эти здания: Павлов, Грубе, Головков, Иогансен, Бернардацци, Люцедарский, Мельцер, Ковшаров, Синявер, Мусселиус, Замараев, Хржостовский, Бруни, Высоцкий, Цим, Мульханов. Конечно, это архитекторы «второго эшело­на» (если не третьего), и куда уж им «тягаться» со зна­менитыми гениями архитектуры, чьи имена постоянно на слуху, когда заходит речь о нашем городе. Но все же и они внесли свой вклад в неповторимые чер­ты облика старого района Петербурга, называвшегося когда-то Коломной.

Однако вернемся к «Дому-Сказке» и расскажем его историю.

До 1905 года довольно обширным участком на углу Офицерской улицы и Английского проспекта владела «вдова-полковница» Мария Ивановна Маслова. Ей при­надлежал четырехэтажный жилой доходный дом построй­ки середины XIX в. В этом доме в 1881-1882 гг. в квартире своей кузины Амалии Литке некоторое время жил вели­кий русский композитор П.И. Чайковский. После смерти М.И. Масловой участок с домом у дочери Масловой при­обрел в 1905 г. золотопромышленник и гласный Город­ской Думы Петр Иванович Кольцов. Новый владелец рас­чистил участок от старых построек и заказал проект дома архитектору департамента Народного просвещения, пре­подавателю Высших архитектурных курсов Аркадию Ар­кадьевичу Бернардацци (некоторые источники почему-то именуют этого человека Александром Александровичем). Кстати, неподалеку уже находился дом постройки этого архитектора (на том же Английском проспекте, 27, на углу улицы Союза Печатников). Возможно, этим соседством и объясняется обращение П.И. Кольцова к А.А. Бернардац­ци: этот деловой человек весьма ценил свое время и не считал возможным растрачивать его на поиски других зодчих. Отметим попутно, что в доходном доме 27 в 1906-1910 гг. в кв. 7 проживала знаменитая русская актриса В.Ф.  Комиссаржевская, а в 1908-1940 гг. в кв. 19 жил и скончался рус­ский ученый-океанолог, поляк Ю.М. Шокальский. Здесь же одно время находилась и гимназия...

Итак, новый дом, построенный А.А. Бернардацци уже к 1909 г., поражал воображение смешением разных ар­хитектурных стилей (эклектики, псевдорусского, сканди­навского модерна), своеобразием деталей и броской кра­сотой: окна и балконы были причудливой формы, стены первых двух этажей облицованы природным камнем, сте­ны следующих этажей представляли собой яркую красно­кирпичную кладку, отделанную поверху огромными майо­ликовыми панно, выполненными по рисункам художника М.А. Врубеля. На угловом фасаде скульптор К.К. Рауш фон Траубенберг поместил высеченную из камня мифическую птицу Феникс. На своих крыльях она словно поддержива­ет угловой эркер дома. Здание венчала высокая угловая башня в форме пирамиды.

Вообще старый Петербург изобиловал оригинальны­ми постройками, но этот вновь возведенный дом явил­ся подлинно уникальным и в народе получил название «Дом-Сказка». Еще дом был известен как «Дом Кольцо­ва» — по фамилии его владельца. Однако существовала версия, по которой владельцем дома через подставное лицо был царский фаворит Григорий Распутин. Об этом говорится в мемуарах французского посла в России Мориса Палеолога.

Близость Мариинского театра определила и состав пер­вых жильцов этого дома. Ими были театральные работни­ки, артисты, музыканты. Здесь проживала великая русская балерина Анна Павлова, почему петербуржцы и называли этот дом еще и «Дом Анны Павловой». В роскошной квар­тире балерины был оборудован репетиционный зал с ка­фельной печью, расписанной ампирными венками с фри­зом танцующих нимф под высоким потолком. В этом зале балетмейстер М.М. Фокин и поставил специально для Павловой танец «Умирающего лебедя». Пианистом-аккомпаниатором на репетициях был будущий выдающийся советский дири­жер Евгений Мравинский. Жили также здесь поэт Саму­ил Маршак, композитор Майкапар, певица и профессор консерватории Е.А. Вронская. Одну из квартир занимал основоположник отечественной арабистики академик И.Ю. Крачковский. В 1930 г. в доме поселился скульптор М.Г. Манизер.

В блокадную зиму 1941-1942 гг. во время одного из налетов вражеской авиации в дом попали зажигательные бомбы, начался пожар. Несколько дней обессиленные от голода жители вместе с пожарными боролись с огнем, про­тягивая шланги к проруби во льду соседней речки Пряж­ки. Удалось отстоять от огня лишь дворовую часть жилого здания. Вспоминаю, каким я увидел «Дом-Сказку» после возвращения из эвакуации. Наружные его стены с пусты­ми глазницами окон возвышались подобно роскошным театральным декорациям к спектаклю со сказочным сю­жетом: они представляли собой величественное и мрач­ное зрелище. И было ясно, что дом восстановлению не подлежит. Вскоре его начали методично разрушать. Сна­чала были убраны все оставшиеся «внутренности» дома: балки перекрытий, лестничные клетки и шахты лифтов, промежуточные перегородки и стены. Наконец приступи­ли к сносу наружных фасадов здания. Жители соседних домов были свидетелями этого впечатляющего, почти театрального действа. Происходило все так: в подъездах дома напротив установили мощные лебедки; концы тро­сов завели за оконнные проемы «Дома-Сказки»; затем усилиями многих людей лебедки были приведены в дей­ствие, тросы натянулись до предела, и вдруг вся громада фасадной стены покачнулась, словно легкая ширма, и в следующий момент рухнула, взметнув гигантское облако розовой пыли.

Только в 1953 г. на месте «Дома-Сказки» возвели шестиэтажный дом «сталинской» архитектуры. Строгое архитектурное решение нового дома уже ничем не напо­минало сказочную композицию бывшего петербургского чуда, хотя это решение вполне можно отнести к весь­ма выразительным и, пожалуй, наилучшим примерам по­слевоенного советского стиля, так называемого неоклассицизма.

Источник: Сб. «Ангел над городом», Скифия, СПб, 2018