Выпуск 36

Краеведение

В ашраме Саи Бабы

Ежи Довнар

Каких только чудес не случается на песчаном берегу моря? Порой таких, что зачастую человек, с коим это самое чудо произошло, не верит не только своим глазам, но и здравому смыслу в этом мире вообще.

В штате Гоа, на берегу Бискайского залива, греется на песке туристка из Советского Союза. Так случилось, что в связи с тяжёлой болезнью мужа она приехала сюда одна с определённой целью – просить выздоровления для него у загадочного и таинственного Саи Бабы. Она побывала на собраниях в двух ячейках саибабитских организаций – в Ленинграде и в Таллине – и прониклась не то что интересом, а какой-то симпатией к этому физически далёкому от нас, но какому-то тёплому и близкому в духовном отношении человеку. – Он должен нам помочь – повторяла бесконечно женщина и просеивала синхронно мыслям песок. Песок был тёплый, идеально чистый; именно такой засыпали в цилиндрические часы в прежние века, устанавливая их в операционных помещениях или на спиритических сеансах. Вдруг её пальцы ощутили нечто гораздо большее, чем песчинка и даже огромное множество их. Этим «нечто» оказалось дамское колечко, возможно, потерянное лежавшей на этом месте другой женщиной, а,… может быть, и нет. Скорее всего – нет, потому что находка эта удивительным образом совпала с мыслями туристки о больном муже, обращёнными к Саи Бабе. Колечко было серебряным и с трезубцем Нептуна, устремлённым не вверх, а горизонтально по ходу часовой стрелки. – Это его знак, – прошептала женщина – он нам обязательно поможет.

Обречённый на смерть её супруг прожил после этого случая ещё три года.

 

Город Путтапарти, что на юге Индии, привлекает к себе внимание едва ли не всего мира исключительно благодаря тому, что здесь располагается резиденция или на местном языке телугу — ашрам, которым пользуются здесь, великого аватара Сатья Саи Бабы. За пятьдесят лет его деятельности тут побывало около пятидесяти миллионов паломников со всех континентов Земли. Такой пестроты одежд, оттенков кожи, языков и наречий не представляется возможным увидеть и услышать ни в какой другой точке земного шара.

И всё это благодаря ему, этому маленькому человечку в красной тунике с благостной улыбкой на лице и с копной чёрных волос высотой в пол-роста. Ему, первому из религиозных деятелей удалось доказать и убедить людей, что все религии происходили одна из другой и, таким образом, средневековый антагонизм, порождавший войны и противостояния, не имел под собой никакого основания и что реальный экуменизм зародился и живёт именно здесь, в его ашраме. Ну, где ещё можно встретить араба и еврея, обнимающих и целующих друг друга и даже проливающих слёзы по поводу разделившей их когда-то пропасти? Наверно, только здесь.

Паломники здесь носят на шее голубой платочек, на тыльной стороне которого отпечатано название страны, откуда приехал тот или иной представитель.  Платочки «Израиль» и «Палестина» часто соседствуют друг с другом. Это можно увидеть в любой из трёх столовых в ашраме с надписями «Северная», «Европейская» и «Южная», определяющих характер кухни, однако исключающий, естественно, мясные блюда из всех трёх.

Пищу готовят волонтёры и, надо сказать, из великолепно приготовленного его заменителя, и за смешные цены. Также смешон ценник здесь и на жильё. Если исключить проделки местных компрачикосов, уродующих ворованных детей и затем заставляющих их просить милостыню у богатых иностранцев и укушенных змеями отлучившихся в горы без разрешения паломников, то безоблачная жизнь в ашраме, как и вообще в Путтапарти, может показаться раем на земле, оглашаемым только «голосом Земли» — о-у-у-м – да криками живущих здесь же, в городе, обезьян. Многое в нём, если не всё, связано с именем аватара. Это и местный университет, и школы, в которых учатся дети, и больница, и дома для престарелых – всё это построено и функционирует благодаря его денежным средствам.       Очень не прост для описания этот человек, заказавший у Всевышнего или установивший сам себе земной путь длиной в 92 года и не дотянувший до этого срока семь лет. Преемников своих он не назначил, а также не оставил после себя семьи и детей, которых у него просто-напросто не было. Чародей, фокусник, гипнотизёр, пришелец с другой планеты, а может быть, просто земной человек, впитавший в себя всю боль, всё горе человеческое, чтобы с каждым своим появлением на молитве направлять людей на путь истинный и учить их праведности в этом мире и терпимости. Заветы, которые оставил после себя Саи Баба, свидетельствуют обо всём этом, а также о том, что жизнь на Земле бесконечна и проповедники на ней – без приставки «лже» — появлялись и появляться будут.

В одном из своих выступлений Сатья Саи Баба сказал так: «Приветствуйте все религии мира как родственные Веды. Наш прародитель, буддизм, — его сын, христианство — внук, а ислам — правнук. Если между ними и бывают недоразумения, то это семейное дело. Наследство же, которым они обладают, одно и то же». Этот маленький человек из индийского городка Путтапарти, чуть выше пяти футов ростом и с гигантским ореолом волос вокруг головы, как мощнейшим магнитом, притянул к себе более пятидесяти миллионов людей из разных стран мира, объединив их одной мыслью, одним чув­ством, одной религией — религией любви.

Он утверждает, что любовь к родине вещь хорошая, но она же и разделяет народы, питает наци­ональную ненависть, одевает подчас землю в траур. А вот любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к божеству. Не через родину, а через истину ведет путь на небо. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине — мудрецов, благодетелей человечества.

Вот его постулаты (в моем понимании):

— Секрет счастья не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, что­бы научиться любить то, что надо делать.

— Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует.

— Любовь не превозносится, не гордится. Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.

— Любовь никогда не касается души преждевременно.

— Любовь ждет, чтобы человек вернулся к себе, утомленный тщетно­стью своих усилий, высокомерием и страданием, уставший от темноты, на которую был обречен и он, и еще не родившиеся дети.

— Несчастье человеческое — шанс для любви.

После этих слов Саи Бабы можно поставить только точку.

 

В заметке использован текст из книги Ежи Довнара «Противостояние. Современные исторические повести»  (Издательский дом «Петрополис» , СПб 2022, С.345-346)

В ашраме Саи Бабы




Ежи Довнар

Ежи Довнар

Довнар Юрий Юрьевич — писатель, переводчик, автор-исполнитель, Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады. Свою концертную деятельность начинал ещё в 70-е годы как исполнитель монологов и музыкальных фельетонов. Позже появились первые «пробы пера» в виде рассказов и повестей, увидевших свет в трёх изданных книгах.

Кроме этого, он автор порядка 50-ти песен и баллад, исполняемых в сольных концертах. Автор четырёх концертных программ: «Вертинский в песнях и письмах», «Нет кумиров без Шекспира», «Не в бровь, а в глаз» и «Как на меня повлияло жаркое лето 2022 года».

С 90-х гг. -  член Культурно-просветительского общества «Полония» в Санкт-Петербурге., 




Выпуск 36

Краеведение

  • Святыни древнего Торжка
  • Загадки Борисоглебского монастыря
  • Адреса Достоевского в Петербурге
  • Калязин туристический
  • Государева дорога
  • Дом в Коломне
  • Путешествие с Императрицей
  • Три дома на Фонтанке
  • Поляки в Иркутске: Сибирь – место ссылки
  • «Чумной форт» - гордость российской науки
  • Пржевальский на Дальнем Востоке
  • Болдино
  • Усадьба "Пехра-Яковлевское" и ее создатели
  • Дом Фаберже
  • Маленькая усадьба великого поэта
  • «Я вас любил…»
  • Китайцы над Невой
  • Усадьба Любаньских в Минске
  • Петербургское чудо
  • Случай в Мукачево
  • Швеция и Санкт-Петербург
  • Памятник Солженицыну в Кисловодске
  • В ашраме Саи Бабы
  • Дом Щербова в Гатчине
  • Музей-усадьба Мицкевичей в Заосье
  • Дом барона Брамбеуса
  • Армянская церковь на Невском проспекте
  • Дом Лазаревых
  • Эдвард Пекарский в Мозыре
  • Огни театра на Фонтанке