Выпуск 32
Краеведение
Петербургское чудо
Почти треть моей жизни, начиная с рождения, я провел в Петербурге (тогда еще — Ленинграде) на улице Декабристов (бывшей Офицерской) в самом последнем доме, под двойным номером 62-64, как раз напротив дома, где жил поэт Александр Блок. А рядом с нашим домом находился (под номером 6о) так называемый «Дом-Сказка».
Очень хорошо помню, какое впечатление на меня, шестилетнего мальчишку, производило тогда это уникальное здание. Я считал его самым прекрасным в городе, даже лучшим, чем Зимний дворец, не говоря уж о многочисленных особняках петербургской знати, по моему детскому мнению, не шедших ни в какое сравнение с моим любимым «Домом-Сказкой». А в ту пору раннего детства я часто ходил на дальние прогулки вместе с моей матушкой, и она обращала мое внимание на многие архитектурные шедевры. Благодаря ей я увидел много интересного, рано познакомился с нашими замечательными памятниками архитектуры, созданными знаменитыми зодчими, запомнил их и надежно держал в своей голове. В самом деле, наш город может считаться настоящим архитектурным музеем. И это вовсе не преувеличение.
Пройдемте, читатель, только вдоль Английского проспекта (в советское время это был проспект Маклина) от набережной Мойки до канала Грибоедова, ограничим нашу прогулку отрезком длиной около километра, и мы сможем увидеть здания самых разных архитектурных стилей. А вот перечень фамилий зодчих, построивших эти здания: Павлов, Грубе, Головков, Иогансен, Бернардацци, Люцедарский, Мельцер, Ковшаров, Синявер, Мусселиус, Замараев, Хржостовский, Бруни, Высоцкий, Цим, Мульханов. Конечно, это архитекторы «второго эшелона» (если не третьего), и куда уж им «тягаться» со знаменитыми гениями архитектуры, чьи имена постоянно на слуху, когда заходит речь о нашем городе. Но все же и они внесли свой вклад в неповторимые черты облика старого района Петербурга, называвшегося когда-то Коломной.
Однако вернемся к «Дому-Сказке» и расскажем его историю.
До 1905 года довольно обширным участком на углу Офицерской улицы и Английского проспекта владела «вдова-полковница» Мария Ивановна Маслова. Ей принадлежал четырехэтажный жилой доходный дом постройки середины XIX в. В этом доме в 1881-1882 гг. в квартире своей кузины Амалии Литке некоторое время жил великий русский композитор П.И. Чайковский. После смерти М.И. Масловой участок с домом у дочери Масловой приобрел в 1905 г. золотопромышленник и гласный Городской Думы Петр Иванович Кольцов. Новый владелец расчистил участок от старых построек и заказал проект дома архитектору департамента Народного просвещения, преподавателю Высших архитектурных курсов Аркадию Аркадьевичу Бернардацци (некоторые источники почему-то именуют этого человека Александром Александровичем). Кстати, неподалеку уже находился дом постройки этого архитектора (на том же Английском проспекте, 27, на углу улицы Союза Печатников). Возможно, этим соседством и объясняется обращение П.И. Кольцова к А.А. Бернардацци: этот деловой человек весьма ценил свое время и не считал возможным растрачивать его на поиски других зодчих. Отметим попутно, что в доходном доме 27 в 1906-1910 гг. в кв. 7 проживала знаменитая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская, а в 1908-1940 гг. в кв. 19 жил и скончался русский ученый-океанолог, поляк Ю.М. Шокальский. Здесь же одно время находилась и гимназия...
Итак, новый дом, построенный А.А. Бернардацци уже к 1909 г., поражал воображение смешением разных архитектурных стилей (эклектики, псевдорусского, скандинавского модерна), своеобразием деталей и броской красотой: окна и балконы были причудливой формы, стены первых двух этажей облицованы природным камнем, стены следующих этажей представляли собой яркую краснокирпичную кладку, отделанную поверху огромными майоликовыми панно, выполненными по рисункам художника М.А. Врубеля. На угловом фасаде скульптор К.К. Рауш фон Траубенберг поместил высеченную из камня мифическую птицу Феникс. На своих крыльях она словно поддерживает угловой эркер дома. Здание венчала высокая угловая башня в форме пирамиды.
Вообще старый Петербург изобиловал оригинальными постройками, но этот вновь возведенный дом явился подлинно уникальным и в народе получил название «Дом-Сказка». Еще дом был известен как «Дом Кольцова» — по фамилии его владельца. Однако существовала версия, по которой владельцем дома через подставное лицо был царский фаворит Григорий Распутин. Об этом говорится в мемуарах французского посла в России Мориса Палеолога.
Близость Мариинского театра определила и состав первых жильцов этого дома. Ими были театральные работники, артисты, музыканты. Здесь проживала великая русская балерина Анна Павлова, почему петербуржцы и называли этот дом еще и «Дом Анны Павловой». В роскошной квартире балерины был оборудован репетиционный зал с кафельной печью, расписанной ампирными венками с фризом танцующих нимф под высоким потолком. В этом зале балетмейстер М.М. Фокин и поставил специально для Павловой танец «Умирающего лебедя». Пианистом-аккомпаниатором на репетициях был будущий выдающийся советский дирижер Евгений Мравинский. Жили также здесь поэт Самуил Маршак, композитор Майкапар, певица и профессор консерватории Е.А. Вронская. Одну из квартир занимал основоположник отечественной арабистики академик И.Ю. Крачковский. В 1930 г. в доме поселился скульптор М.Г. Манизер.
В блокадную зиму 1941-1942 гг. во время одного из налетов вражеской авиации в дом попали зажигательные бомбы, начался пожар. Несколько дней обессиленные от голода жители вместе с пожарными боролись с огнем, протягивая шланги к проруби во льду соседней речки Пряжки. Удалось отстоять от огня лишь дворовую часть жилого здания. Вспоминаю, каким я увидел «Дом-Сказку» после возвращения из эвакуации. Наружные его стены с пустыми глазницами окон возвышались подобно роскошным театральным декорациям к спектаклю со сказочным сюжетом: они представляли собой величественное и мрачное зрелище. И было ясно, что дом восстановлению не подлежит. Вскоре его начали методично разрушать. Сначала были убраны все оставшиеся «внутренности» дома: балки перекрытий, лестничные клетки и шахты лифтов, промежуточные перегородки и стены. Наконец приступили к сносу наружных фасадов здания. Жители соседних домов были свидетелями этого впечатляющего, почти театрального действа. Происходило все так: в подъездах дома напротив установили мощные лебедки; концы тросов завели за оконнные проемы «Дома-Сказки»; затем усилиями многих людей лебедки были приведены в действие, тросы натянулись до предела, и вдруг вся громада фасадной стены покачнулась, словно легкая ширма, и в следующий момент рухнула, взметнув гигантское облако розовой пыли.
Только в 1953 г. на месте «Дома-Сказки» возвели шестиэтажный дом «сталинской» архитектуры. Строгое архитектурное решение нового дома уже ничем не напоминало сказочную композицию бывшего петербургского чуда, хотя это решение вполне можно отнести к весьма выразительным и, пожалуй, наилучшим примерам послевоенного советского стиля, так называемого неоклассицизма.
Источник: Сб. «Ангел над городом», Скифия, СПб, 2018