Выпуск 41
Краеведение
Дом Лазаревых
Два дома по Невскому проспекту, № 40 и 42, окаймляющие проход к Армянской церкви, богаты памятиыми таблицами. На доме № 40, родовым гнезде семьи Лазаревых, висит памятная таблица с барельефным изображением ее родоначальника Ивана Лазарева (Ованеса Лазаряна) выдающегося общественного деятеля екатерининских времен, немало поспособствовавшего как сооружению Екатерининского храма, так и появлению напротив него первого торгового центра в Петербурге – Гостиного двора.
Князь С. С. Абамелек-Лазарев, по завещанию Ивана Лазарева, был последним, кому довелось жить в доме его предков. В 1904 году истек срок, позволявший ему там находиться, и дом должен был перейти во владение армянской общины, так что переезд Семена Семеновича на новое место жительства был до известной степени вынужденным. В 1904 году он купил у генерал-адъютанта графа Игнатьева дом на Миллионной, 22, но, к сожалению, прожил в своем новом доме недолго. В сентябре 1916 года С. С. Абамелек-Лазарев скончался.
Однако жизнь дома № 40 на Невском проспекте продолжалась. В нем разместился крупнейший столичный книжный магазин Суворина. В этом же доме в начале XX века располагалось известное в Петербурге «Кафе Де Франс». С ним тесно связано книгоиздательское и книготорговое дело в нашем городе.
А теперь перейдем к биографии дома № 42, получившего название Дома Лазаревых. 1 января 1904 года это здание с дворовыми флигелями становится домом церковного управления. Сведения о сдаче помещений внаем и получении за них платы сохранились в архиве армянского духовного правления. В нижнем этаже находились торговые помещения, во втором жили торговцы. В конце 1823 года в этом доме была сдана квартира новому съемщику — Михаилу Михайловичу Сперанскому (1772-1839), известному государственному деятелю, составителю «Полного собрания законов» Российской империи в 45 томах и «Свода законов» в 15 томах. За заслуги перед Отечеством в 1832 году Сперанский был награжден орденом Андрея Первозванного. Церемония вручения этой награды изображена на барельефе памятника Николаю 1 (скульптор Клодт, архитектор Монферран) на Исаакиевской площади. Сперанский жил в этой квартире до середины 1835 года.
Вместе со Сперанским жила его дочь Елизавета Михайловна Фролова-Багреева. Она писала романы из русской жизни на французском языке, была большой поклонницей Пушкина. В те годы её литературный салон в доме Лазаревых посещали известные писатели, среди которых были Карамзин, Вяземский, Тургенев, польский поэт Адам Мицкевич. Бывал здесь и Пушкин. «...Вчера madame Багреева, дочь Сперанского, присылала за мной...» — писал он своей невесте 30 июля 1830 года.
Франтишек Малевский, друг Мицкевича, вспоминал о Сперанском, как большом любителе французского теософа Сен-Мартена. «Они с Мицкевичем любили рассуждать о мистических теориях».
Во время реконструкции дом № 42 в 1835 году был надстроен четвертым этажом, там находилась одна большая квартира, в которой с 1854 по 1872 год жил Федор Иванович Тютчев (1803-1873). В письме к жене 23 июля 1854 года Тютчев сообщал об этой квартире: «Там 14 комнат с паркетом... очень удобных. Сам хозяин, старик Лазарев, давнишний друг нашей семьи, пришел мне ее предложить».
С домом Лазаревых связан последний, петербургский период жизни Ф. И. Тютчева. В журнале «Современник», издаваемом Некрасовым и Панаевым, появилось тогда собрание стихотворений поэта, которое затем впервые было издано отдельной книжкой с предисловием И. С. Тургенева. В те годы Тютчев числился на службе в Министерстве иностранных дел и одновременно занимал место председателя комитета иностранной цензуры. С домом № 42 Армянской церкви связано 18 лет жизни поэта. В этот период были созданы одни из лучших его стихотворений.
К. Б.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время, время золотое —
И сердцу стало так тепло...
По утверждению Я. Полонского, стихи эти адресованы баронессе Крюднер.
Ф. И. Тютчев умер 15 июля 1873 года в Царском Селе, где проводил в последние годы своей жизни летние месяцы. Похоронен поэт в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. В 1973 году на доме № 42 по Невскому проспекту была укреплена мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил выдающийся русский поэт Ф. И. Тютчев».
Сто пятьдесят лет прошло со дня смерти Тютчева. Менялись жильцы дома, менялось значение и роль этих домов в жизни города. Лавки, кафе, кондитерские в домах Армянской церкви располагались еще со времен Лазаревых. С 1916 года в доме № 40 значилась кондитерская известного в Москве и Петербурге «товарищества А. И. Абрикосова и сыновей». В советское время здесь была кафе-кондитерская «Красный пекарь», а затем объединение «Московское хлебопечение».
После долгого перерыва открылись двери и действующей Армянской церкви... По своему вероучению армянская церковь очень близка православной. Их отличает лишь различное понимание боговоплощения: армянская церковь считает Христа только богом, а не бого-человеком. Различны и некоторые культовые особенности.
Улицей «умственной, книжной, духовной» в пушкинские времена называли Невский проспект. И действительно, чем только не блещет эта улица-красавица, где каждый дом и каждый камень — это живая история! И немаловажную роль в духовности Невского проспекта сыграл и играет этот центр культуры армянского народа в Петербурге — церковь святой Екатерины и два дома при ней.
Дом Лазаревых
В предыдущм выуске журнала мы рассказали об истории строительства Армянской церкви на Невском проспекте и двух прилегающих к ней домов (Невский №40 и 42). Сегодня мы продолжим рассказ о дальнейшей судьбе этих зданий, урашенных многими мальными досками.