Больше века высится это театральное здание на берегу Фонтанки. Зодчий Людвиг Фонтана спроектировал его по заказу графа Апраксина. То было время упадка архитектуры, и театр на Фонтанке — наглядное доказательство этого. Фасад его отягощен характерной для того периода безвкусной лепкой. В разные времена театр назывался по-разному. Вначале он известен он был как Апраксинский. Первые три года после постройки дом арендовался для русской драматической труппы и именовался даже Императорским Малым театром. Позднее стал близко знаком петербуржцам как театр Литературно-художественного общества. Народная артистка СССР Е. П. Корчагина-Александровская вспоминала: «Театр этот часто называли еще и по имени его владельца — Суворинским. Я хорошо помню Суворина. Это был высокий властный старик, и его побаивались. В ранней молодости он был беден, но, сумев нажить капиталы, превратился в миллионера и крупного издателя. У Суворина была слабость к театру, он даже писал пьесы, а когда ему перевалило зв шестьдесят, решил обзавестись собственным театром, выкупив это здание на Фонтанке». Подмостки театра хранят память о таких постановках, которые вошли яркими страницами в летопись русской сцены. Так, осенью 1895 года здесь впервые была поставлена пьеса Л. Н. Толстого «Власть тьмы». Это стало ярким событием петербургской тетатральной жизни, тем более, что одну из главных ролей исполняла знаменитая Пелагея Стрепетова.
Театр на Фонтанке впервые показал также пьесу Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». За один первый сезон «Царь Федор Иоаннович» с прославленным Орленевым во главе прошел с большим успехом семьдесят восемь раз. В декабре 1901 года состоялась премьера пьесы Найденова «Дети Ванюшина», которая до сих пор находится в репертуаре многих театров. В театре на Фонтанке играли крупнейшие мастера русской сцены. Здесь, в частности, дебютировал Василий Иванович Качалов. Приехав из провинции в столицу, Василий Качалов поступил на юридический факультет Петербургского университета. Юный студент исправно посещал лекции, примерно занимался всеми дисциплинами юриспруденции, но, тем не менее. сердце и чувства его были поглощены золотом мечтой о театре. Ведь еще гимназистом он с успехом выступал в любительских спектаклях. Он отыскал кружок любителей и в столице, который выступал с разными пьесами за Невской заставой. Потом перешел в драматический студенческий кружок, которым руководил корифей русского театра В. Н. Давыдов. Этот мастер и разглядел в студенте из университета большое сценическое дарование.
Встреча с Давыдовым стала для студента-любителя подлинной удачей, у него он получил первые ценнейшие уроки сценического мастерства. Представление «Леса» Островского любительским кружком имело шумный успех. Столичная критика в один голос выделяла Качалова, превосходно сыгравшего роль Несчастливцева. Давыдов же был просто покорен своим воспитанником.
По настойчивым советам друзей, получив соответствующие рекомендации, Качалов пошел попытать счастья в театре на Фонтанке. Суворин уже прослышал о талантливом любителе. А вскоре состоялась их встреча. Старик был прижимист: убежденный, что молодой студент согласится на любую оплату, он назначил ему самую низкую.
В годы первой мировой войны, когда зал Дворянского собрания был занят под лазарет, в театре на Фонтанке происходили симфонические концерты под управлением знаменитого контрабасиста и дирижера С.А . Кусевицкого. А после 1918 года в Петербурге в этом здании появился новый, Большой драматический театр (БДТ). Он родился в грозную пору гражданской войны, страшной разрухи и голода, царивших в стране. И все же жизнь требовала появления такого театра. У колыбели БДТ стояли такие выдающиеся представители культуры, как А.М. Горький, М.Ф. Андреева, замечательный артист Юрьев, художник Бенуа, композитор Асафьев и, наконец, привлеченный к участию в работе молодого коллектива поэт Александр Блок.
Первой пьесой, выбранной для постановки, был «Дон Карлос» Шиллера. Ее премьера состоялась 15 февраля 1919 года. Первые два сезона БДТ давал свои спектакли не в этом здании на набережной Фонтанки, а в зале Консерватории на Театральной площади. Но коллектив БДТ мечтал о получении нового театрального помещения. Наконец, летом 1920 года такую сценическую площадку ему предоставили – это и был бывший суворинский театр. Радость была огромная. В апреле 1919 года А. Блок назначается председателем режиссерского правления БДТ, а 25 апреля 1921 года в большом зале театра прошел его творческий вечер, который закончился триумфом поэта.
Прошло несколько лет, и БДТ обратился к новым пьесам: «Мятеж» Фурманова, «Разлом» Лавренева и ряду других драматических произведений. К 40-летию Большого драматического театра ему было присвоено имя А. М. Горького, бывшего одним из его основателей. Но после смерти выдающегося театрального деятеля и талантливого руководителя замечательного коллектива этого театра — Г. А. Товстоногова — БДТ стал носить его имя. Далеко за пределами Петербурга известны имена многих артистов театра на Фонтанке: Лебедева, Луспекаева, Лаврова, Басилашвили...
У касс этого театра всегда можно видеть толпы людей, стремящихся получить билет на очередной спектакль. Именно в наше время были написаны самые яркие главы прекрасной летописи БДТ. Пишется эта блестящая история и сегодня. Здесь показывают свое вдохновенное искусство мастера «театра Товстоногова», однако деятельность этого прославленного коллектива требует особого рассказа.
|
|
|