Выпуск 47
Краеведение
Двоцово-парковый комплекс Монюшко в Смиловичах
Смиловичи — поселок в Беларуси, расположенный на реке Волма, в. Червенском районе Минской области. Поселок находится в 30 км к западу от Червеня, в 21 км от железнодорожной станции Руденск на автодороге Минск — Могилев.
Исследователь Алексей Ненадовец в своей книге «Легенды и предания Минщины» привел легенду о происхождении топонима. Якобы Смиловичи названы так от слова «смильга» — слабый духом человек. Но такая не очень приятная для жителей поселка версия не прижилась. Скорее всего, топоним произошел от фамилии или имени Смилька или Смиламир.
Первое письменное упоминание о Смиловичах относится к 1592 г. — тогда это была деревня в Минском повете. Поселение принадлежала Бакштанским, Кежгайлам, Сапегам, Завишам, Огинским, Монюшкам. Здесь были развиты сельское хозяйство, швейное, кожевенное, гончарное, кузнечное и другие ремесла.
В 1793 г. после присоединения к Российской империи Смиловичи стали центром волости Игменского повета. С приходом советской власти местечко находилось в составе Руденского и Червенского района, с 1963 г. имеет статус поселка.
Главная достопримечательность Смиловичей — дворцово-парковый комплекс шляхтичей Монюшко. Дошедшие до наших дней здания были построены в конце XIX — начале XX столетия. Комплекс является памятником архитектуры в стиле эклектика, в котором сосчитаются черты псевдоготики и неоготики.
Ядром комплекса считаются старый и новый усадебные дома.
Старый усадебный дом включает в себя 2 каменных корпуса. Они построены в разное время и объединены друг с другом небольшим помещением, в котором когда-то была оранжерея. Старый двухэтажный корпус возвели в начале XIX века в стиле псевдоготика. Сбоку от главного фасада к нему примыкает квадратная башня с зубцами. В 1900-х гг. к старому корпусу пристроили новый, неоготический корпус с элементами модерна. Здание вытянутое, с эркерами.
Смиловичи — место компактного проживания мусульман. Поэтому неудивительно, что в поселке есть мечеть. Здание, появившееся здесь в 1996 г., построено из белого кирпича, его венчает небольшой купол с полумесяцем. На стенах мечети написаны цитаты из Корана на арабском языке.
Туристам также будет интересно посетить музей «Пространство Хаима Сутина». Он посвящен жизни и творчеству знаменитого художника, представителя Парижской школы, жившего в Смиловичах.
церковь св. Георгия (дерев.) 2001—12 гг. Состоит фактически из двух частей - темной деревянной и белой каменной.
Первый Георгиевский храм в Смиловичах был построен в конце 16 в. Со временем он обветшал, и его сменил храм Великомученика Георгия Победоносца, основанный в 1865 г. В 1937 г. церковь была взорвана. С 1989 г. был организован приход и богослужения возобновлены во временном помещении. С 1992 г. велась перестройка временного помещения в храм, который был освящен в 1995 г. (церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца). В 2011 г. началось возведение нового храма. В 2015 г. новое здание церкви освящено в честь Великомученика Георгия Победоносца, а старое (1995 г.) здание – в честь иконы Божией Матери "Казанская".
Мечеть после 1990 г.
В Смиловичах проживает большая татарская община: около ста семей. Чтобы вы понимали, всего в городском поселке проживает около пяти с половиной тысяч человек. Первая мечеть в этом местечке действовала в 1880-х годах. Однако в 1930 году ее разрушили. Новую воздвигли только в 1996 году. О ней и пойдет речь. На стенах кирпичной мечети можно увидеть цитаты из Корана на арабском языке, а пол храма застелен красными коврами, на которых сидят во время службы. А еще в мечети есть уникальные китабы – книги, написанные арабской вязью, но на понятном местным татарам белорусском языке, созданные еще во времена ВКЛ. В некоторых мусульманских домах их и сейчас переписывают.
Как и Ивье , Смиловичи были одним из центров литовских татар. По одной из версий, само название Смиловичи происходит от татарского имени Смил («Аллах все слышит»).
Татарское кладбище. Кладбище большое, действующее, и здесь по-прежнему хоронят татар.
Фамилии у здешних татар в основном белорусизированные по форме, но, как правило, с тюркским корнем или мусульманскими именем в основе. Надписи на надгробьях в основном на русском, иногда арабицей, изредка попадаются на татарском.
Материал подготовлен Юрием Филатовым: