Выпуск 13
Краеведение
Святыни древнего Торжка
Между Новгородом и Москвой
Торжок, один из древнейших городов Центральной России, был основан новгородскими купцами в месте впадения в Тверцу ручья Здоровца. Город гораздо древнее Москвы: первое упоминание о нем в летописях относится к 1015 году, когда началась христианизация окраинных новгородских земель. Развиваясь как торговое поселение, он сменил несколько названий – Торг, Новый Торг, Торжец, Торжок. По одному из них местные жители до сих пор называют себя необычным для русского уха именем – новоторы.
Город, располагавшийся на пересечении сухопутных и водных путей, развивался очень активно. К XIII веку он был обнесен стеной, защищен земляным валом и рвами, превратившись в крепость. В 1238 году новоторы, возглавляемые посадником Иванкой, две недели сдерживали войска хана Батыя, обрушившего на город всю свою военную мощь. О подвиге Торжка академик В.Л. Янин писал: «Распятый и поруганный, так и не дождавшийся новгородской помощи, он сражался насмерть, заслонив Великий Новгород. Героической обороной Торжка Новгород был спасен от военного разорения, а вместе с ним и русская государственность».
До возникновения в середине XIII века Твери Торжок был единственным крупным городским центром Верхневолжья. Через него велось снабжение Северо-Западной Руси хлебом, и князья часто организовывали здесь торговые блокады Новгорода. Поэтому отечественные историки называют Торжок «ключом к упрочнению влияния в Новгороде». Исключительное стратегическое положение Торжка отчетливо осознал в 1215 году Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, и даже попытался перенести в Торжок княжескую резиденцию из Новгорода.
О средневековом Торжке сохранились немногочисленные, но яркие летописные свидетельства как о крупном даже по общеевропейским масштабам городе. В 1215 году на новоторжский торг съехались 2000 купцов только из новгородских земель. В 1372 году в городе проживало не менее 5000 жителей. Летописец так характеризует Торжок XV века: «Град велик, бесчисленное множество людии в нем». Еще более яркую картину средневекового Торжка дают результаты археологических работ, получаемые ежегодно Новоторжской археологической экспедицией. На Нижнем городище обнаружены развалины каменных башен середины XIV века, что позволяет включить Торжок в немногочисленный список каменных крепостей средневековой Руси. В настоящее время город по количеству найденных археологами берестяных грамот занимает третье место после Новгорода и Старой Руссы, оставив позади Смоленск, Псков, Тверь.
Самый древний монастырь в России
Мало кто из наших современников знает, что именно в Торжке находится самый древний на территории нынешней России монастырь (Киево-Печерская лавра не в счет – она теперь стоит на территории иностранного государства). Монастырь в честь первых русских святых мучеников Бориса и Глеба, тысячелетие подвига которых Россия отметила в этом году, основал на высоком берегу реки Тверцы в 1038 году бывший конюший киевского князя Владимира Святославича боярин Ефрем. Он был венгром по национальности, родился во второй половине X века. Прибыл на Русь в конце X века с двумя братьями Моисеем и Георгием, был зачислен в боярское сословие и поступил на службу к сыну князя Владимира Борису, состоя при нем конюшим.
Когда княживший в Ростове Великом князь Борис был убит на реке Альте посланниками его коварного брата Святополка, Ефрема не было на месте его гибели, поэтому он и остался в живых. Однако брат Ефрема Георгий был убит вместе со святым Борисом: он пал рядом со своим господином, причем убийцы отрезали у него голову ради золотого украшения, которое когда-то подарил ему Борис.
Трагическая гибель святых князей Бориса и Глеба, а также собственного брата Георгия настолько потрясла Ефрема, что он удалился навсегда от светской жизни, пришел в северные пределы Руси и основал здесь странноприимный дом, а позднее монастырь. 12 лет он посвятил христианской миссионерской деятельности и «подвигу странноприимства», а впоследствии принял иночество. Именно тогда он добился у новгородского архиепископа разрешения на строительство в Новом Торжке каменного храма и монастыря, посвященных мученикам Борису и Глебу. Скончался преподобный 28 января 1053 года в глубокой старости и был погребен в основанном им соборе, в каменном гробе, по преданию, им самим высеченном. Найденную на месте расправы над князем Борисом отсеченную голову своего брата Георгия преподобный Ефрем хранил до самой своей кончины и завещал положить с собой в гроб.
Интересна судьба и второго его брата, Моисея, который был при князе Борисе во время убиения, спасся бегством от смерти, а после этого, как сообщает его житие, пострадал за свое целомудрие от одной развращенной польки. В итоге он стал иноком в Киево-Печерском монастыре и прославился в Русской Православной Церкви как святой Моисей Угрин (что по-русски означает – венгр).
Труды и дни Борисоглебской обители
Первый каменный Борисоглебский собор, построенный Ефремом Новоторжским, простоял около 700 лет, в 1577 году во время правления Ивана Грозного к нему были пристроены два придела. Он сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками.
Сама Борисоглебская обитель многократно подвергалась разорению – русскими, татарами, литовцами. Но Борисоглебский собор, с мощами преподобного Ефрема и ученика его преподобного Аркадия, всегда оставался невредимым.
В 1785–1796 годах вместо старого был построен новый собор – по проекту знаменитого столичного архитектора Н.А. Львова, уроженца Торжка. 9 июня 1785 года в Торжке был грандиозный праздник – закладывали новый собор. Сама императрица Екатерина II серебряным молоточком и лопаточкой уложила первый камень. Об этом Львов сообщал в письме графу Л. Воронцову: «Изволила государыня закладывать соборную церковь». Большой и величественный собор оказался классически гармоничен в своей архитектуре, являясь одним из лучших образцов русского строгого классицизма.
В 1925 году Борисоглебский монастырь был распущен, а на его территории разместили тюрьму строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После нее в монастыре был устроен лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем Всероссийский историко-этнографический музей, основанный академиком Дмитрием Лихачевым. В 1993 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, но многие его постройки продолжали разрушаться и еще несколько лет назад находились в плачевном состоянии. Несмотря на то что в Торжке в ХХ веке сохранилось много православных храмов, до 1995 года единственным действующим храмом в городе оставался Михайло-Архангельский. С 1931 года и до закрытия в 1936-м здесь находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, изъятые советскими властями при закрытии храма (их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна).
Источник: http://sozidau.ru/publishing/own_eyes/svyatyni-drevnego-torzhka/
Святыни древнего Торжка
Среди малых городов России много таких, которые сохранили «лица необщее выраженье» вопреки неумолимому давлению времени и буйствам истории, о которых можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Торжок, ныне небольшой городок Тверской губернии с пятидесятитысячным населением, – один из них. Расположенный на быстрой реке Тверце, разбросанный по холмам, он очень живописен. Оказавшись здесь в любое время года, погружаешься в атмосферу русской жизни нескольких столетий назад, которую создают роскошные виды Тверцы, сохранившиеся до наших дней купеческие и дворянские дома, но главное – многочисленные православные храмы, перекликающиеся друг с другом с противоположных речных берегов. Их количество кажется невероятным для небольшого города, особенно после десятилетий большевистского гнета. Хотя и вышли они из-под этого гнета со многими потерями и слишком уж долго ждали восстановления былой красоты.