Выпуск 46

Беседы и портреты

Огонь у ног Мадонны

Сергей Иванович Андреев

ветр1В Российской академии художеств в марте открылась выставка, посвященная 100-летию Владимира Александровича Ветрогонекого. Масштабный показ работ народного художника России охватывает все аспекты его творчества, включая один нетипичный, редчайший, на который хочется обратить особое внимание. В одном ряду с живописью, графикой — дневники.

 Причем это не просто подневные хроникальные записи. На страницах дневников с нами говорит художник-философ, много думавший о задачах искусства, о своем времени, о смысле жизни.

Читаем: «С расстояния особенно отчетливо начинаешь понимать, что время, по которому и сегодня сверяешь час нынешний, сохраняет яркий свет и ясность — мы шли в бой с верой и верностью за правду и справедливость... Война оставила нам черную книгу печали и красную книгу дружбы, верности и любви».

Видим фронтовые зарисовки 18-летнего выпускника художественной школы, а в 1942 году солдата, просившего о возможности воевать в том полку, в котором воевал и погиб его отец. Видим его друзей-фронтовиков, дороги войны, разрушенные города, лагерь военнопленных. Записи в дневниках —- своего рода программа, которую Владимир Александрович воплощал в своих художественных работах.

Читаем: «Я свое творчество посвятил теме труда и любви — по-моему, замечательные темы. В любви жизнь рождается. А трудом. она кормится.... Я праздную, когда работаю».

ветр2Видим итоги этой работы: большие серии гравюр, в которых живут металлурги Макеевки, Череповца, монтажники-высотники, речники. И вместе с тем индустриальные, городские, сельские пейзажи. Искусствоведы не случайно отмечали, что у него нет диссонанса между созданной и нерукотворной природой. Все живое, свежее, подвижное, дышащее.

Читаем: «Как показывает жизнь, успех в творчестве приходит лишь тогда, когда целиком, когда на смену первому восторгу перед размахом жизни завода, его людьми приходят более глубокие чувства, знание этой жизни, понимание характеров».

ветр4Видим многолетний цикл «По родному Северо-Западу». Широкие панорамы новых заводов, реки, шлюзы, теплоходы и рядом небольшие зарисовки — горновой Александр Гуторов и композитор Андрей Петров, сталевар Красавин и режиссер Товстоногов, известные писатели, актеры, родные, друзья. Все это — отраженное время.

Но пришли годы, когда страна, за которую он воевал и которую строил, начинает рушиться. И мы читаем в его дневнике:

«Когда спрашивают, чем живу, отвечаю: чем и всегда — творчеством. Пытаюсь воспеть Небо и Землю, Воздух и Свободу. Наверное, я вам наивным кажусь, когда вокруг прагматизм да меркантильность держат верх над духовным миром человека. Но я не унываю. Пусть вокруг душат душу, окончательно задушить ее не смогут. Значит, надо надеяться и верить. И вновь — в светлое будущее. История возвращается на круги своя».

Он не ушел в одиночество, не опустил руки, по-прежнему преподавал, руководил в Академии мастерской графики, стараясь поселить в своих учеников веру в правду жизни, в ее возрождение. И все же... душевного состояния искреннему художнику никогда не удается скрыть. Его прозрачные акварели приобретают иной настрой. На них тихая, неброская наша северная красота — вечерняя, минорная, будто подернутая пеленой моросящего дождя, созвучная строчкам Александра Блока:

А ты все та ж,моя страна,
В красе заплаканной и древней!

Читаем: «Самая тяжелая ноша у человека — это его душа, и задача искусства — помочь человеку нести этот тяжкий груз. Задача эта нелегкая, но нельзя сворачивать с этого пути, пока есть порох в пороховницах».

Сегодня, наблюдая робкое пока возвращение многих старых (да не старых, а вечных!) ценностей, мы по-новому смотрим на его шахтеров, металлургов, матросов и капитанов. А ведь многие молодые люди вообще, наверное, и не слышали о таких профессиях, не видели могучих наших заводов. В последние 30 лет они исчезли с экранов телевидения, страниц прессы. «Это нельзя, это реклама, ведь предприятия-то частные!».

Человек труда из героя и творца превратился в винтик экономической машины. И закономерно, что теперь отовсюду мы ель шим: нет рабочих, не хватает специалистов! А кто пойдет в «винтики»? Лучше валяться да диване (мамином!) и мечтать, как стать блогером, загребающим кучу денег. В итоге — ни блогера, ни квалифицированного работника, а развозчик пиццы. А то и вообще никто.

А страну надо строить заново. Есть у Ветрогонского гравюра: вечер, у своей будки стоит простая стрелочница, в ногах у нее простой железнодорожный фонарь. Знаменитый итальянский художник Ренато Гуттузо, увидев эту работу, сказал: «Впервые встречаю произведение, автор которого поставил огонь к ногам Мадонны».

Хочется сказать художнику: Владимир Александрович, вашей первой большой работой, во многом определившей и дальнейшее, был цикл гравюр «Заводские будни». Страна меняется, и в эти честные будни нам надо возвращаться. Вы нам сейчас очень нужны.

 

Источник: «Знание — сила»

Огонь у ног Мадонны




Выпуск 46

Беседы и портреты

  • Польша у меня в крови
  • Милош и Ружевич
  • «Он учил, что стоит иногда на минутку задержаться и поглядеть на месяц» – беседа с Кирой Галчинской
  • Вспоминаю уходящий мир
  • "Что с нашими культурными отношениями?" - беседа с проф.Херонимом Гралей
  • Наши писатели о себе: интервью с Генриком Сенкевичем (1913)
  • Встречи с Яцеком Денелем
  • Интервью с Игорем Беловым
  • Интервью с Тадеушем Ружевичем (2014)
  • Беседы с Эвой Липской в Москве
  • Украина открывает для себя Анджея Сарву
  • Интервью с Яцеком Денелем: «Ягодицы для писателя важнее рук»
  • Интервью с Ежи Чехом – переводчиком Светланы Алексиевич
  • «Социализм кончился, а мы остались…» - беседа со Светланой Алексиевич
  • Беседы на Варшавской книжной ярмарке
  • Александр Гейштор. Историк, творивший историю.
  • Интервью с Булатом Окуджавой (1994)
  • Необыкновенная жизнь Рышарда Горовица
  • Невероятная жизнь. Воспоминания фотокомпозитора (ч.2)
  • Беседа с Анной Пивковской
  • Созвездие Цвалина в галактике «Гадес»
  • Беседа о Варламе Шаламове (фрагмент)
  • Антоний Унеховский. Очарованный прошлым
  • Как в русских деревнях боролись с эпидемиями
  • В доме Виславы Шимборской
  • Интервью с Адамом Загаевским
  • «И сатира, и лирика, и гротеск…» Беседа с Кирой Галчинской
  • Диагноз- Элиза Ожешко
  • К 100-летию Тадеуша Ружевича
  • "Нетрудно быть пророком..."
  • «Поэзия – это поиск блеска…»
  • К 210-летию со дня рождения Карела Яромира Эрбена
  • Коллега. Беседа об Осецкой
  • «Если бы кто меня спросил...»
  • Вертинский на Украине и в Польше
  • Стихи о Киеве
  • Я не могу быть птицей в клетке
  • Адам Мицкевич и Зинаида Волконская
  • Адам Мицкевич и Мария Шимановская
  • Адам Мицкевич и его одесская подруга (ч.1)
  • Адам Мицкевич и его одесская подруга (ч 2)
  • Адам Мицкевич и Каролина Собаньская
  • Каролина Ковальская - ковенская Венера
  • О Теофиле Квятковском
  • Путь на Голгофу. Анна Баркова
  • Анна Бедыньская и ее персонажи
  • Александр Ширвиндт о себе
  • Хрустальные годы любви Михаила Пришвина
  • Битва добра со злом на русской земле Донбасса
  • Огонь у ног Мадонны