Выпуск 10

Наша история

Музей Второй мировой войны в Гданьске

Войцех Домославский

Открытый в марте 2017 года в Гданьске Музей Второй мировой войны и годовщина подписанного  9 мая 1945 года акта безоговорочной капитуляции III Рейха, принятой антигитлеровской коалицией и закончившей военные действия в Европе — это подходящий момент для того, чтобы снова обратить внимание на события Второй мировой войны.

Для нас, поляков, это важно, потому что в сентябре 1939 года перестала существовать польская Речь Посполитая, возникшая в 1918 году. На ее месте  в июле 1945 возникла новая Польша, ПНР, не связанная с традициями довоенной Польши. Главная разница между ними — это изменение политического строя, в котором произошли радикальные перемены — общественные и связанные с формой собственности, ставшие результатом „неосуществленных революций” и решений, принятых великими державами.

Открытый в Гданьске музей — это не  только место, где сохраняются  музейные памятки периода Второй мировой войны, но и в большой степени дидактический объект, где формируется наше видение той эпохи. Стоит более глубоко задуматься об этом видении, поскольку общественное сознание поляков, касающееся событий Второй мировой войны, в условиях современной конфронтации между Западом и Россией  служит полем битвы за умы и настроения людей…  

Экспозиция начинается с показа жилища, свидетельствующего о культурном и  бытовом климате довоенной польской жизни и об ее деградации  и опустошении в последующие годы войны. В этой изобретательной сценографии можно увидеть стабильность, зажиточность, достоинство — атрибуты польской культуры. Это жилище мещанских элит  (художники, учителя, чиновники высокого ранга, ученые, офицеры — в шкафу висит мундир майора…). Обитатели таких жилищ несли ответственность за организацию общественной жизни, безопасность граждан и стабильность страны в целом. Их мышление и польское самосознание  привели впоследствии к Варшавскому восстанию  и гражданской войне после 1945 года. Они не приняли той действительности, которая возникла после войны, пережили существенную материальную и общественную деградацию, репрессии и тюрьмы, в том числе и смертные приговоры. Однако их видение тогдашней ситуации и менталитет сохранились, символом чего является оценка ими Народной Польши как советской оккупации. Посмотрев внимательно экспозицию, можно убедиться, что она создана для утверждения у людей сознания и ментальности, сформированной обитателями такого жилища, в том числе и во взглядах на Вторую мировую войну.

Вся экспозиция призвана дать ответ на основной вопрос: каковы были причины возникновения ситуации, в результате которой миру пришлось пережить величайший катаклизм в своей истории — Вторую мировую войну? Согласно ей, причиной было возникновение двух тоталитарных систем: немецкого фашизма и советского коммунизма и их сговор, свидетельством которого был пакт Риббентроп-Молотов, предусматривавший раздел Польши в результате начала войны. Такая интерпретация тогдашней действительности является эмоционально подходящей для распространенных в польском обществе русофобских настроений, воспитывавшихся в течение нескольких столетий. Но, мягко говоря мы сталкиваемся здесь с пропагандой, а не серьезной музейной документацией, служащей пониманию процессов, формирующих историю.

Хотя в экспозиции говорится о фашизме и его проявлениях в различных европейских странах,  важным ее недостатком является отсутствие показа того, как он охватывает всю Германию, от политического движения в мюнхенских пивных вплоть до тотально организованной силы в государственных структурах, пользующейся поддержкой всего общества. Для этого необходимо показать, чем для Германии был Нюрнберг с одобренными там расовыми законами и проходившими в этом городе  «партайтагами».  Но в экспозиции Нюрнберга нет.  

Мы знаем, что пришедший из Нюрнберга призыв, содержавший нацистские и расистские идеи, был, как ни странно, успешно усвоен немецким народом. Он ощутил свою миссию в неизбежной перестройке цивилизации всего мира. Эта миссия обосновывала необходимость в „Жизненном пространстве” для немецкого народа, а реализовать его могла только война. Без Нюрнберга нам не понять реалий тогдашнего мира, в которых война была неизбежной.

Опытные политики западного мира прекрасно видели возрастание этой зловещей силы, но никто не стремился к конфронтации с нею. Отсюда согласие Франции и Англии в 1938 году в Мюнхене на аншлюс Австрии, занятие Чехословакии. Отсюда политика отталкивания этой зловещей немецкой силы от западных государств и перенаправление ее на Восток. Идея немецкого „Drang ach Osten” материализовалась.

В экспозиции ничего не сказано о переговорах в Москве в августе 1939 года, во время которых была сделана попытка создания коалиции для военного удержания Германии  от нанесения ею удара на Восток. Позиция Польши в этих переговорах была ключевой. Результатом срыва этих переговоров и явился пакт Риббентроп-Молотов. Русские спасали свою шкуру, подобно тому, как это сделали Франция и Англия в Мюнхене в 1938 году.

Без показа идейного существа войны, которым было строительство III Рейха с подчиненными ему невольничьими территориями, охватывающими Восток и Юг Европы, мы не поймем причины тех массовых жестокостей, каких до той поры не знало человечество. Они были продуманными и направлялись высшим руководством фашистской Германии.

Представленные снимки советских военнопленных осенью 1941 года, обреченных на уничтожение, и карта, показывающая размещение концлагерей с печами крематориев, выразительно свидетельствуют об этих намеренных жестоких решениях.

Отсутствуют важные политические факты, возникшие после нападения Германии на СССР в июне 1941 года. Западный мир увидел в СССР реальную силу, способную разбить нацистскую Германию, следствием чего стало появление антигитлеровской коалиции, объединившей идейно чуждые страны.

Ход Второй мировой войны, в особенности на Восточном фронте — этo нескончаемая история людских драм, трагически проигранных битв и героических побед. На Востоке, на территории СССР, решался вопрос о защите цивилизационных достижений человечества. Там была разбита военная мощь  III Рейха, которая должна была стать выражением нового варварства и рабства. Военные усилия СССР спасли человечество от  чудовищных последствий. Там разыгрывались важнейшие битвы Второй мировой войны, поэтому экспозиция, в которой нет информации о битвах под Москвой, о Сталинградской битве и битве под Курском, операции «Багратион» и Берлинской операции, не может считаться полной исторической экспозицией о Второй мировой войне.

Интересный и мало известный снимок о высадке десанта союзников на пляжах Нормандии летом  1944 года показывает  крупнейшую военную операцию союзных войск в Европе. Это важное событие, открывшее второй фронт и ускорившее разгром Германии. Однако следует ясно сказать, что военное поражение  III Рейха было уже неминуемым. Создание Западного фронта безусловно сократило потери Красной армии, но оно уже не было решающим в вопросе о будущем поражении Германии. Союзники вступали в войну, как будущая сила, которая должна была установить новый миропорядок после поражения Германии и Японии.

В экспозиции показан знаменитый снимок подъема американского флага над Окинавой, битва за которую стала для американцев наиболее кровавой во Второй мировой войне. В экспозиции имеется интересный и выразительно представленный материал о военных успехах Америки, начиная с Перл-Харбора, морских битв на Тихом океане,  наземных кампаний от Индокитая до Кореи, вплоть до ядерной программы «Манхеттен»  и сбрасывания ядерных бомб на Японию. Показ на экспозиции американского танка рядом с  советским T-34, который считается танком, сыгравшим важнейшую роль в битвах Второй мировой войны, подчеркивает значимость американского присутствия на ее фронтах.

Нельзя не заметить также пробела, касающегося истории польских армий, как на Востоке, так и на Западе. Фактическое перечеркивание значения битв Первой и Второй армий  Войска Польского, личности генерала Зыгмунта Берлинга. Стирание таких фактов, как битва под Ленино, вход  Первой армии Войска Польского в Люблин, Магнушев-Студзянки, освобождение Варшавы, битва за Поморский вал-Мирославец, битва за Колобжег, военно-политическая операция передачи Щецина, участие этой армии в Берлинской операции, установка польского флага на  памятнике Победы Пруссии в Берлине. Здесь приведены только некоторые факты,  отражающие путь к возрождению польской государственности после ее падения в сентябре 1939 года. Отсутствие этих фактов — это адаптация рассказа о Второй мировой войне к злободневным политическим потребностям, когда история Народной Польши представляется, как оккупация Польши Советским Союзом.

Неотъемлемой частью истории Второй мировой войны стала трагедия еврейского народа. Ее масштабы представлены на экспозиции кипами  чемоданов тех, кого отправляли в лагеря смерти с целью тотального уничтожения, Холокоста. Ликвидацию целой нации окрестили Окончательным Решением Вопроса, что с трудом усваивается человеческим воображением. В экспозиции трудно найти объяснение, почему нацистская государственная структура направила свою беспощадную жестокость именно на еврейское население. Стоит отметить, что единственным государством на европейском континенте, где была создана преграда на пути Холокоста, был Советский Союз.

Стоит задать вопрос, для чего был создан Музей Второй мировой войны? Похоже, его основание связано с торжествами по случаю годовщины военных действий на Вестерплятте  в самом начале Второй мировой войны. В них приняли участие премьер Дональд Туск,  президент Лех Качиньский, канцлер Анжела Меркель и президент Владимир Путин. Во время этих торжеств стала вырисовываться разница, причем диаметрально противоположная, как в оценке причин возникновения Второй мировой войны, так и признания того, кому принадлежит победа, вместе с  оценками геополитической ситуации, возникшей после  войны.

Конфронтация между Востоком и Западом, возникшая сразу же после окончания Второй мировой войны, продолжается и по сей день, хотя Германия была объединена, Варшавский договор ликвидирован, войска СССР вернулись на территорию своей страны, а сам СССР прекратил свое существование.

В этой конфронтации борьба за людские умы все более обостряется, а «правда задним числом» находит себе применение, хотя ее и приходится оснащать соответствующим инструментарием. Рассказ об истории Второй мировой — одна из важнейших задач этой конфронтационной политики. В этой конфронтации Польша служит  «прифронтовым государством», активно участвующим в нынешнем американском нажиме на Россию. Такое наступление недопустимо, ведь речь идет о стране, которая спасала западную цивилизацию, неся трудно вообразимые потери, и которая завоевала победу. Конечно, с признанием немалой поддержки со стороны ее союзников, но всего лишь поддержки…

Поскольку существующий рассказ призван заменить эту правду, в данной экспозиции демонстрируется американский победный флаг, поднятый над Окинавой, но в ней отсутствуют известные снимки с занятием Красной армией  Имперской канцелярии и Рейхстага,  а также с водружением знамени СССР нал Рейхстагом.

В экспозиции говорится о величайших потерях, понесенных СССР, в ней выразительно показана трагедия Ленинграда, однако не говорится о том, кто одержал победу. Это замалчивание — результат польской точки зрения на Вторую мировую войну,  точки зрения обитателей тех жилищ, с которых начинался осмотр этого музея.

Вторая мировая война должна рассматриваться целостно, не может отсутствовать «польская» точка зрения из-за того, что в те времена Польши не существовало. Так и случилось в представленной экспозиции. В ней нет визита Сикорского в Кремль осенью 1941 года, за которым последовало освобождение из лагерей тысяч поляков, нет открытия польского посольства в Куйбышеве и создания польской армии в Узбекистане, которая впоследствии стала основой польских вооруженных сил на Западе. А затем была организация Первой Армии Войска польского, которая вошла на территорию Польши и приняла участие в освобождении Варшавы и в Берлинской операции.

Участие Польши в событиях Второй мировой войны носило все же подчиненный характер, и в результате те страны, которые одержали в ней победу, создали Народную Польшу. Это подчеркивалось участием Войска Польского в параде  Победы 24 июня 1945 года в Москве. К сожалению, для поляков не нашлось места  на параде в Лондоне.

Музей Второй мировой войны должен объяснять причины, почему возникают войны. В средиземноморской культуре, в ходе ее цивилизации войны вписывались как путь развития и прогресса. Этой посылкой руководствовался также и немецкий фашизм, вот только форма предполагаемого «прогресса»  была катастрофой для других народов, поэтому он и был побежден, а победителями стали народы бывшего СССР, западные союзники и Польша. Говоря о том, почему мы можем отнести себя к победителям, следует вспомнить, за что мы боролись; ведь всем известно, что целью борьбы было биологическое выживание нашего народа.

Скажем ясно, сегодня великая Победа во Второй мировой войне принадлежит тем, кто 9 мая идет в шеренгах «Бессмертного полка», а этот полк марширует уже в 60 странах мира. И историческая справедливость требует отметить, что символ этой победы находится на Красной площади в Москве.

Варшава, май 2017

 

Музей Второй мировой войны в Гданьске




Войцех Домославский

Войцех Домославский

Польский публицист и общественный деятель, участник Гражданского конгресса. Получил инженерное образование в варшавском Политехническом институте и физико-математическое - в Варшавском университете. Работал в области энергетики, где имел возможность наблюдать за ходом больших и сложных инвестиционных проектов, в которых культурно-личностные факторы оказывали существенное влияние на их реализацию. После перехода на пенсию сосредоточил внимание на политико-культурных процессах, происходящих в Польше после исторических преобразований общественного строя в 1989 году. Особенное внимание обращается на необходимость широко понимаемой модернизации Польши и ее восточной политики, где существует необходимость в переходе границ,  обозначенных польской общественной идентичностью.




Выпуск 10

Наша история

  • Свадьба в Кейданах
  • Из рода Милошей
  • Поляки в Кавказской войне - две грани одного явления
  • Тверские корни польских королей
  • Дети отчизны
  • Разбитое сердце Густава Олизара
  • Между двух миров (рассказ о Леоне Козловском)
  • Князь Евстахий и лагеря
  • "Легкий след жизни" Александра Корниловича
  • Между двух миров (оконч.)
  • Михал Клеофас Огиньский
  • Прогулка по "польской" Гатчине
  • Николай I и Краковская республика
  • Прототипы главных героев «Верной реки» Жеромского
  • Марина Мнишек в русской истории и русской поэзии
  • Музей Второй мировой войны в Гданьске
  • «Прощаем и просим о прощении»
  • Сталинградская символика и ее восприятие в Польше
  • 100-летие Люблинского католического университета
  • Дочки-матери
  • Полесье, 1939
  • Смытая фотография