Выпуск 28

Наша история

Первая Чехословацкая Республика (1918-1938)

Дариуш Ткачевский

1918 год был переломным, был цезурой во времени для всей Европы, в особенности для нашего региона и живущих в нем двух малых народов — чехов и словаков. На развалинах побежденной в Первой мировой войне и исчезнувшей сразу после нее Австро-Венгерской монархии возникла Чехословакия (28.10.1918) — одно из новых государств на карте Центральной Европы, общая республика двух народов, ставшая реальным воплощением несколько идеалистической идеи чехословакизма — добровольного союза чехов и словаков как единого чехословацкого народа, разделенного в языковом отношении на две ветви. Идеологами, создателями и теоретиками этого союза были так называемые народные будители, действовавшие на последнем этапе движения Национального возрождения чехов и словаков, а затем — политические и общественные деятели, такие как Томаш Г. Масарик, Милан Р. Стефаник, Карел Крамарж, Алоис Рашин, Милан Ходжа, Вавро Штобар, Иван Маркович, Юрай Славик, Эдвард Бенеш и Ян Масарик. Чехословацкое государство просуществовало с небольшим перерывом целых 74 года (1918-1992), пережив многочисленные неблагоприятные повороты истории, в различных организационных формах, закончив свое бурное существование мирным разводом (31.12.1992), в результате чего в течение почти тридцати лет существуют два современных объекта международного права, братские государства — Чешская Республика и Словацкая Республика, возникшие  01.01.1993.

В связи с отмечавшейся в 2018 году 100-летней годовщиной возникновенпя Чехословакии стоит уделить большее внимание ее цивилизационным и культурным достижениям в течение указанных «первых» 20 лет (1918-1938). Первая Чехословацкая Республика в течение многих лет считалась наиболее богатой славянской страной вплоть до Второй мировой войны, являвшейся прнмером демократического и либерального государства, вполне цивилизованного и хорошо управляемого, общественно-политической системе которого, хотя и несколько идеалистической, пришлось в конце 30=х годов столкнуться с вызовами враждебных исторических сил и агрессивных соседей, что привело к опасным кризисам в ее  правительстве, территориальному шантажу со стороны III Рейха (а также Польши и Венгрии), за которым последовало Мюнхенское соглашение (1938), создание клерикально-фашистского Словацкого государства (Словацкой Республики) и начало немецкой оккупации с созданием марионеточного и коллаборационистского квази-государства — Протектората Чехии и Моравии (1939-1945).

Стоит вначале рассмотреть более подробно структуру народонаселения и национальный состав молодого государства. Гражданами Чехословакии становились жители страны, обладавшие правом  домицилия (domovské právo) в какой-либо из гмин, получавшие это право автоматически при рождении от отца -гражданина, после выхода замуж за мужа-гражданина, а также в возрасте  21 года (так наз. vydržení) благодаря многолетнему проживанию в стране, при подаче заявления после 10-летнего непрерывного и добровольного пребывания в данной гмине. Любая гмина могла также своим суверенным решением признать право домицилия за жителем другой гмины или иной национальности, предоствавляя ему право жительства либо своеобразного убежища. Каждый гражданин страны / Республикп должен был иметь свою материнскую гмину прописки (domovská obec), в которой он мог, но не обязан был постоянно проживать и находиться. За междувоенный период были проведены две всеобщие переписи населения (1921, 1930), по прошествии этих 10 лет население Республики возросло на 1.117.000 человек из исходного состояния 13.612.424 граждан в начале 20-х годов, среди которых было ок. 240.000 иностранцев. Чехословацкое общество отличалось значительной плодовитостью, растущей в различных регионах с запада на восток, с заметной разницей между городом и деревней. Важно подчеркнуть,что эмиграция превышала иммиграцию, особенно это касалось Словакии, составляя в 20-х годах число 19.000-39.000, а за весь междувоенный период  — 279.000 человек. Главными направлениями выезда за границу, обычно «за хлебом», были Франция и Бельгия, а также США и Канада. Внутренняя миграция происходила по различным направлениям, но самыми значительными были потоки мигрантов в Чехию из восточных регионов страны, а также переезд чешского населения  (главным образом чиновничества  и кадров специалистов) в Словакию.

По данным на 1930 г. на одну женщину (замужнюю или вдову) приходилось 3,2 ребенка, у сельских женщин 3,7, а в городе 2,9, в семьях чиновников только 1,7; рождаемость у чешских и словацких женщин была выше, чем у немецких. В результате цивилизационного развития, прогресса в медицине и улучшения санитарных условий она регулярно уменьшалась. Смертность новорожденных в Первой Республике составляла 14,3%, из-за этого чехословацкое общество в междувоенный период характеризовалось позитивной возрастной структурой, почти половину населения составляла молодежь до 24 лет жизни, другую половину — взрослые. Постепенно на чешских землях росла продолжительность жизни их жителей, в начале 30-х годов она составляла 52 года для мужчин и 55 лет для женщин. Сравнительно большое число молодых людей вступало в брачный союз (возраст вступления в брак уменьшался с запада на восток ЧСР) и, что любопытно, — на 21 заключенное супружество приходился лишь один развод (чеш. rozluka) либо раздельная жизнь (rozvod od stolu a lože), семейные союзы поэтому в то время были достаточно стабильной общественной институцией. Под конец 20-х годов в Чехии главной причиной смерти составлял почтенный возраст (естественная смерть) или заболевания (туберкулез, болезни сердца, воспаление легких, нервные и раковые заболевания), а смерти в результатс эпидемий бывали нечасто. Интенсивно проходил процесс урбанизации (рост числа городов  с населением свыше 2.000 жителей) и миграция сельских жителей в города; за весь междувоенный период городское население выросло на 15% в Чехии и 17% в Моравии и Силезии, на востоке Республики эти явления были менее заметными. В городах на чешских землях в 1930 г. жило уже 47,8% жителей, зато в Словакии лишь 26,1%. По данным за 1930 г. крупнейшим городом ЧСР была Прага (ок. 850.000 жителей), за нею шли: Брно (272.0000), Острава (194.000), Братислава (156.000) и Пльзень (131.000) а также уездные центры с населением свыше.50.000 жителей: Либерец, Кошице, Усти-над-Лабой, Оломунец и Чешске Будейовице.

В Первой Чехославацкой Республике согласно переписи населения 1930 г. насчитывалось 14.479.656 граждан; помимо двух главных народов численностью 9.688.770 (66,9%), которых  в переписи не разделяли по национальности, различая лишь две его «ветви» — чешскую и  словацкую. За ней шли иные национальные и этничоеские меньшинства, пользующиеся значительными правами, предоставляемыми им законами, в особенности Законом о языках № 122/20 Dz.U/ от 1920 г., из которых главными были: немецкое меньшинство — 3,231.688 (22,3%), венгерское — 691.923 (4,8%), украинское — 549.169 (3,8%), польское — 81.737 (0,6%) и румынское — 13.004 (0,1%) а также евреи — 186.642 (1,3%) и цыгане — 32.209 (0,1%). Стоит отметить относительно большое число немцев, живущих в городах Чехии и Моравии, и Венгров —  в словацких городах, где нередко создавались национальные анклавы.

Необычайно интересными в ЧСР были  религиозные и конфессиональные отношения, которым обеспечил своеобразный беспристрастный патронат  президент Т.Г.Масарик; в ней действовало 20 различных церквей и конфессиональных объединений. После 1918 года значительно ослабло, но по-прежнему доминировало римско-католическое вероисповедание, которое не без оснований связывалось  с конфессией Австо-Венгерской монархии, с последующей рекатолизацией, германизацией и национальным гнетом. Поэтому была основана новая национально-ориентированная чехословацкая церковь, увеличилось значение евангелической конфессии, в Чехии это была чешскобратская церковь (Českobratská cirkev husitská), а в Словакии кальвинистская (helwecka) аугсбургская (лютеранская) церковь. В Восточной Словакии и на Закарпатской Руси помимо греко-католической церкви, в меньшей степени было представлено и православие. Следует заметить, что после 1918 года в Чехословакии значительно возросло число людей, не принадлежащих к какой-либо конфессии, а также было принято явное разделение евреев на тех, кто признает иудаизм и на людей еврейского происхождения без вероисповедания.

Первая Чехословацкая Республика унаследовала у Австро-Венгрии не слишком современную систему школьного образования, однако сразу же после образования нового государства началась его модернизация с помощью школьных уставов в духе демократии и либерализма, первым этапом которой было введение равноправия чешского и словацкого ззыков в качестве государственных, а также права на обучение на национальном языке. Системой национального образования и просвещения руководило Министерство школьного образования ЧСР, которые через Общенародные Школьные Советы (создаваемые из  служащих, опытных учителей и делегатов от родителей), а также школьных инспекторов осуществляли надзор за учебой, культурой а также религиозной жизнью и конфессиями. Физическая культура и спорт были тогда в подчинении у Министерства Здравоохранения и Физического Воспитания. В соответствии с обязательными правилами национального воспитания (1919-1920) при поддержке государства в каждой гмине в обязательном порядке основывалась публичная библиотека, в которой должна была вестись памятная книга гмины в виде хроники. Открывались начальные народные школы, становившиеся культурными центрами гмины, где проводились также бесплатные курсы, семинары, доклады и  лекции для широкой публики, поэтому в соответствии с принятыми традициями важнейшими центрами общественной жизни в гминах, селах, гoродках и больших городах становились школы, а также общественные организации /товарищества, что вызывало значительный отток верующих от костелов и способствовало секуляризации общества, а также упорядочивало общественное функционирование и жизнь гмины, отличающиеся от установленных в церковных календарях и  обычаях. Эта тенденция втихую поддерживалась либеральным государством. Это стало причиной скачкообразного роста образованности и запаса знаний у граждан; население тогдашней Чехословакии считалось в Европе одним из наиболее образованных. Конечно, были заметны и региональные различия (особенно в Словакии, веками подвергавшейся мадьяризации)  и извечное разделение на метрополию и провинцию. Здесь стоит вспомнить, что в масштабе всей страны в 1921 году неграмотными считалось 7,4% населения, а по регионам соответственно: Чехия — 2,4%, Моравия и Силезия — 3,3%,  Словакия — 15% и Закарпатская Русь — 50%(!). Школы были обычно государственными, но существовали также частные и  конфессиональные школы; обязанность посещать школу касалась детей в возрасте 7-14 лет. Учителя восьмилетних народных / мещанских школ в гминах (obecná/měšťanská škola) были обязаны иметь среднее образование (учительские курсы) и окончить многочисленные квалификационные курсы, преподаватели средних школ обязаны были иметь высшее образование. Любопытно, что лишь  в 1919 году было отменено обязательное до этого незамужество для учительниц. Большинство учеников (особенно в селах) заканчивала обучение на уровне начальных школ и начинали трудиться в качестве неквалифицированных рабочих в сельском хозяйстве либо промышленности, незначительная группа продолжала учебу на уровне средних школ, либо училась в 2-летних школах (ремесленных, соответствующих современным польским техникумам и специализированным школам) или 4-летних реальных училищах. Представлется интересным тот факт, что после ликвидации частных лицеев для девушек в 1928 году лишь 27% женской молодежи получало образование более высокого уровня, нежели начальное. В 1930 году уровень охвата детей школами был очень высоким, в ЧСР действовало: 16 высших школ, 352 средние общеобразовательные школы, 733 школы профессиональные/ремесленные, 2.988 начальных, 18.865 гминных народных школ. Преобладали чешские и словацкие школы (15.700), однако довольно энергично работали школы национальных меньшинств, дающие образование на других языках: немецкие (5.270), венгерские (913), русинские либо русские и украинские (700), польские (172), румынские (3), еврейские (3) а также многоязычные и иного характера — церковные (193).

В довоенной Чехословакии  на всю страну приходилось 4 университета: существующий почти шесть веков чешский Карлов Университет и немецкий Пражский университет в Праге, а также вновь возникшие  в 1919 году учебные заведения — Университет Масарика в Брно и Университет Яна Коменского в Братиславе, в которых действовали классические факультеты: философский, юридический, природоведческий, медицинский и теологический. Кроме того, самостоятельные  теологические католические факультеты имелись в Оломунце  и, с 1919 года, в Братиславе, a также вновь созданные протестантские теологические факультеты  возникли в Праге и с 1934 года — в Братиславе. Политехнических ВУЗов (Vysoké učení technické) было 4 — чешский и немецкий в Праге, чешский и немецкий в Брно, с 1938 г. в Братиславе. Сельскохозяйственные ВУЗы / академии действовали с 1919 г. в Брно (в том числе ветеринарный институт) и Кошице, горные — в Пржибраме и Баньской Штявнице. Для молодого государства было довольно значительным предложение высших учебных заведений художественного характера (изобразительные, музыкальные и театральные); в Праге действовалп Академия изящных искусств (Akademie výtvarných umění) и Школа художественных ремесел (Uměleckoprůmyslova škola); музыкальные и  театральные училиша (драматические) обосновались в Праге (чешское и немецкое), Брно и Братиславе. Статус высшей школы получили в 1919 и 1920 г.  специализированные  Высшая архивная школа (Statní archivní škola) и Книгодельческая школа (Knihovnická škola). В 1935 г. в 16 чехословацких ВУЗах обучалось 29.327 студентов, в том числе 4.475 женщин, что было сравнимо с их количеством в  1929 г. (удвоилось только число студенток). Важно подчеркнуть, что в те времена обучение в чехословацких ВУЗах было дорогостоящим и ограниченным по финансовым причинам, хотя под влиянием общественного прогресса постепенно возрастал процент студентов рабочего и сельского происхождения, однако в то время он был невелик и составлял 5,8% студентов.

В довоенной Чехословакии научная жизнь сосредоточивалась прежде всего в высших школах, но также и в ведущих библиотеках, музеях и архивах и,кроме того, в разного рода специализированных научных организациях (исследовательские институты, научные общества, научные учреждения), основанных государством. Оно же давало им финансовую поддежку, обеспечивало кадрами и создавало для них организационную базу. Традиции такого рода организаций существовали еще с конца XIX века и перелома веков, то есть последнего этапа  Национального возрождения чехов и словаков. Молодое государство, однако, создавало современные научные учреждения, такие как Масарикова Академия труда (1920), Чехословацкая академия земледелия (Československá akademie zemědělství), Словацкое научное общество им. Шафарика (1926), а также научные и просветительские организации, такие как Академия ремесел (Dělnická akademie) (1896), или организуемые государством новые научно-исследовательские институты: Социальный институт (Sociální ústav) (1920), Государственный институт здравоохранения (Státní zdravotní ústav) (1925), Чехословацкий институт иностранных дел (Zahraniční ústav československý) (1929), Масариков институт социального воспитания (Masasarykův lidovýchovný ústav) и т.п. Молодое государство унаследовало также высококачественную сеть библиотек различного типа, начиная с престижных библиотек высших учебных заведений, музеев и архивов и  кончая церковными библиотеками и библиотеками общественных организаций Принятые в июле 1919 г. законы предписывали создание гминных публичных библиотек во всех крупных городах страны и библиотек национальных меньшинств, служащих целям просвещения, воспитания и развлечения широких масс чехословацкого общества. Следует помнить также, что в тогдашней Чехословакии наряду с искоренением неграмотности значительно расширился издательский рынок журналов и книг; до 1937 г. на чехословацком книжном рынке появилось целых 6.490 титулов (32.000.000 экз.) книг, что составляло более 2 экземпляров книг на душу в течение года.

Важными научными и образовательными центрами были известные музеи, которых в 1930 г. насчитывалось целых 300 (в том числе более 100 в  самой Чехии), среди которых самыми важным были: Национальный музей в Праге, Моравский краеведческий музей в краеведческих музеев в каждом крупном городе страны.

В молодом чехословацком государстве государственные архивы не были еще организованы в единую сеть; они существовали при центральных государственных органах и министерствах, причем самые большие из них принадлежали МВД ЧСР, МИД ЧСР в Праге, Канцелярии Президента Республики, Национальному собранию. Существовали также Земельные архивы (Zemský archiv) в Праге и Брно, а в Словакии такая организация только создавалась. Помимо указанных, действовали также старые городские архивы (в том числе вечных книг — метрики), церковные архивы и архивы феодальных родов.

В междувоенной Чехословакии прекрасно развивалась культурная жизнь, в особенности в области театра, который достиг заметного расцвета в 20-х и 30-х годах XX века, когда в стране действовали 52 (1937 г.) театральные сцены, которые давали в год 14.000 предста театрывлений для 5-миллионной аудитории. Помимо заслуженного Национального театра (Národní divadlo) в Праге, который окончательно сформировал свой престижный ансамбль  в 1930 г., действовали постоянные городские театры в Брно, Оломунце, Остраве, Пльзене , Чешских Будейовицах, Пардубицах и Кладне. В 1920 г. в Братиславе открылся Словацкий национальный театр (Slovenské národní divadlo) с постоянной городской сценой в Кошице. Во многих чешских городах имелись сцены с немецким языком, крупнейший такой театр находился в Праге, в здании нынешней Государственной оперы (Státní opera). Стоит вспомнить также о любительском театре, имеющем великолепные традиции со времен Национального Возрождения, помогавшем в создании патриотической организации «Сокол» (Sokol) и отделов добровольной пожарной службы. Свои триумфы одерживала также чешская музыка, наилучшей визитной карточкой которой была (основанная в 1894 г.) Чешская Филармония в Праге, композиторское творчество почтенного Леоша Яначека и так называемый новый стиль (экспрессионизм и джаз) Богуслава Мартина.

Следует уделить особое внимаение  междувоенному ,чехословацкому кинематографу, настоящей кинопромышленности, смелые начатки которого показались уже перед Первой мировой войной. В 1920 г. открылась первая профессиональная киностудия A-B со съемочными площадками в пражских Виноградах, а затем суперсовременная киностудия в Баррандове. Первый чехословацкий звуковой фильм вышел в 1930 г., однако заграничная звуковая продукция показывалась уже 2 годами ранее. По данным 1937 г. в Чехословакии было выпуще 266 фильмов, из которых целые 50 – полнометражные фабулярные фильмы, 60 короткометражек, 56 хроникальных фильмов. Создавались также интересные рекламные фильмы Томаша Бати, который популяризировал не только свою обувную продукцию, но и автомобильные шины, а также организовывал туристские путешествия по стране и за границей. Количество кинотеатров в стране выросло в 1929-1937 гг. с 1.493 до 1.838, в них было проведено 424.000 сеансов, а посещаемость на них достигла внушительного количества: более 84.000.000 зрителей.

В междувоенной Чехословакии значительные финансовые вливания производились также в развитие медиатехнологий, то есть радио и телевидение, которые из экспериментальной фазы постепенно переходили в  повседневную действительность, в особенности радио, которое довольно быстро превратилось в эффективный источник информации, но также и в средство развития культуры и развлечений. Чехословацкое радио свое начало вещание в 1923 г. с маленькой радиостанции под названием «Радиожурнал» в Праге-Кбелы. Очередные радиостанции вскоре появились в Брно, Братиславе, Кощицах и Остраве. Любопытно, что в 1923 г. было зарегистрировано лишь 27 радиоабонентов, а к концу 20-х гг. - почти 266.000, а в 1937 г. их стало уже 1.330.000, то есть один радиоприемник приходился на 15 жителей, что позволило Чехословакии занять почетное место в Европе. В 1936 г. на Главной почте начал работу фототелеграф  (предшественник современного факса), а с 1935 г. в Праге уже проводились эксперименты с телевидением.

Большую роль в ЧСР играли спорт и физкультура. Для молодежи, обучающейся в школах различного уровня, занятия физкультурой были обязательными по программе обучения, в ВУЗ ах эти занятия были факультативными. Их активно пропагадировали различные общества, союзы и клубы, причем постепенно стиралось давнее разделение на гимнастику и спорт, вводились новые спортивные дисциплины. К крупнейшим организацияи такого рода принадлежал полувоенный «Сокол»  (Чехословацкий  сокольский округ), основателем которого был Др. Мирослав Тырш, которого относят к числу народных будителей. В 1937 г. к сокольским гнездам принадлежало целых 697.827 членов, как мужчин, так и женщин, юниоров, подростков (учеников); вторым по значимости был Союз Рабочих Гимнастических Объединений (Svaz dělnických tělocvičnych jednot), к которому принадлежало 134.500 членов, третьим – католический «Орел» (120.385 членов). Весьма заслуженной организацией был Чехословацкий клуб туристов (KČT) и основанный на международных образцах скаутинга  Чеословацки Союз молодых скаутов, создаваемый A.Б. Свойсиком (CsSJ-S), объединяющий 38.793 членов. Спортивная инфраструктура была довольно богатой, если считать школьные объекты,  то у довоенной Чехословакии имелся 5.471 гимнастический зал, 4.092 спортивных полей и мест для тренировок, 1.196 бассейнов и купален, что также являлось  одним из предществующих достижений«Сокола».

* * *

Как видно из приведенных данных и примеров, Первая Чехословацкая  Республика в 1918-1938 гг., стартовавшая после Первой мировой войнв с довольно высокого места, развивалась регулярно и динамично, удовлетворяя во все большей степени общественные и культурные потребности своих граждан. Чехословацкие, то есть чешские и словацкие достижения междувоенных лет в области культуры также вызывают уважение и даже восторг во многих аспектах, начиная с весьма функциональной  системы школьного образования, высшей школы и науки, и кончая достижениями чешской и словацкой литературы, искусства и чехословацкой кинематографии. Без сомнения, на фоне других довоенных славянских стран  Первая Чехословацкая Республика была в меру богатой (может быть, самой богатой) и хорошо развитой страной с европейской цивилизацией, сильной экономикой, демократической и либеральной общественно-политической системой, и могда бы служить примером для некоторых тогдашних и современных государств.

Библиография и источники:

Bartoš J., Kovářová S., 1997, Data českých dějin. Od příchodu Slovanů do г. 1996, Olomouc.

Bartoš J., Trapl M., 1991, Československo 1918-1938. Fakta, materiály, reálie. (Informativní příručka ke studiu dějin první Čs. Republiki), Olomouc.

Čapek E., 1924, Politické poměry v ČSR, Praha.

Čapek E., 1931, Politická príručka ČSR, Praha.

Československá statistika, 1920-1939, Praha.

Československé dějiny v datech, 1986, Praha.

Československá vlastivěda, 1929-1936, Praha.

Dějiny Slovenska, V, 1985, Bratislava.

Heck Г., Orzechowski M., 1969, Historia Czechosłowacji, Wrocław.

Gruchała J., 1996, Tomasz G. Masaryk, Wrocław.

Kalista Z., 2009, Čechové, kteří tvořili dějiny světa, Praha.

Kronika Českých zemí, 2003, Praha.

Osobnosti – Česko. Ottův slovník, 2008, Praha.

Pacner K., 2012, Osudové okamžiky Československa. Praha.

Rychlík J., 2012, Češi a Slováci ve 20. století, Praha.

Statisktická příručka Republiky Československé, 1920-1932, I-IV, Praha.

Statistická ročenka Republiki Československé, 1936-1938, Praha.

Tkaczewski D., 2005, Czeska reklama telewizyjna i jej język, Katowice.

Tomaszewski J., 2006, Czechy i Słowacja, Warszawa.

Tomeš J. a kol., 1999, Český biografický slovník XX. století, Praha.

Интернет-ресурсы:

https://slovake.eu/pl/intro/language/history [dostęp: 15.03.2019]

http://wyszehrad.com/slowacja/kultura/jezyk [dostęp: 15.03.2019]

https://www.slovenskeslovo.sk/historia/529-ako-sa-vyvijal

Первая Чехословацкая Республика (1918-1938)

Прдлагем вниманию наших читателей статью профессора Силезского университета Дариуша Ткачевского, посвященную первым годам существования Первой Чехословацкой республики(1918-1938 гг.), рассматриваемым в общественном и культурном аспектах.

Чехословакия и Польша почти одновременно обрели независимость в 1918 году, однако пути их общественного и культурного развития оказались совершено различными, и в отмечаемую сейчас  годовщину Независимоти двух соседних государств интересно сравнить их между собой. 




Выпуск 28

Наша история

  • Свадьба в Кейданах
  • Из рода Милошей
  • Поляки в Кавказской войне - две грани одного явления
  • Тверские корни польских королей
  • Дети отчизны
  • Разбитое сердце Густава Олизара
  • Между двух миров (рассказ о Леоне Козловском)
  • Князь Евстахий и лагеря
  • "Легкий след жизни" Александра Корниловича
  • Между двух миров (оконч.)
  • Михал Клеофас Огиньский
  • Прогулка по "польской" Гатчине
  • Николай I и Краковская республика
  • Прототипы главных героев «Верной реки» Жеромского
  • Марина Мнишек в русской истории и русской поэзии
  • Музей Второй мировой войны в Гданьске
  • «Прощаем и просим о прощении»
  • Сталинградская символика и ее восприятие в Польше
  • 100-летие Люблинского католического университета
  • Дочки-матери
  • Полесье, 1939
  • Смытая фотография
  • Багаж несбыточных желаний
  • Дружба, продолжавшаяся полвека
  • Марш на Варшаву (фрагмент книги о фельдмаршале Паскевиче)
  • Пакт Гитлер-Пилсудский и начало Второй мировой
  • Янина Жеймо и Ольга Берггольц в блокадном Ленинграде
  • Сорокалетие первого визита Иоанна Павла II в Польшу
  • Операция "Белый меч" или как Гатчина стала Троцком
  • Юзеф Понятовский – композитор и дипломат
  • Психическая атака
  • Шинель Первой мировой
  • Воркутинский бунт 1953 года
  • Изучение польского языка в Иркутске в ХХ-ХХI вв.
  • Реконструкция биографии в контексте истории. В.Л.Шатилов
  • Романы железного Феликса
  • Поляки на Северном Кавказе в ХIХ-ХХ вв
  • Вирус и корона: история первой прививки в России
  • Больше, чем архив: выставка в Государственном архиве РФ
  • Как боролись с эпидемиями наши предки
  • Это изобретение помогло выиграть Вторую мировую войну
  • Шатилов Павел Николаевич. «Записки: в двух томах»
  • Синдром Неммерсдорфа
  • Первая Чехословацкая Республика (1918-1938)
  • Красноярский хирург Роберт Пикок
  • Пророчества Черной Марии
  • Чудо на Висле
  • Варшава как пособник Холокоста
  • Короткая жизнь Украинской державы (1918)
  • История подпольной организации «Молодая гвардия»
  • Алексей Яковлевич Ступин. К истории Киевского политехнического института
  • Красная армия норвежского короля
  • Капризная звезда Левоневских
  • Капризная звезда Левоневских (ч. 2)
  • Александр Борейко-Ходзько
  • Ответка за наши 90-е.