Выпуск 18

"Stare ale jare"

Матерь Божья Милостивая в Махирове

Наталия Добровольская

О. Вацлав в своей известной работе о чудотворных образах Пресвятой Девы Марии [1] отмечает Махиров, ссылаясь на Дудичи, и в связи с тем местечком цитирует всего  лишь  одну стародавнюю кантычку:

 Już Żyrowice dawno się wsławiły,
Teraz Boruny, Sierocin Ci miły,
Brasław i Supraśl, Machirów i Kanie,
Obrałaś sobie na miłe mieszkanie... [2]

Более никакой информации о Махирове нет.

Поскольку у нас есть  немного подробностей как о Махирове, так и об образе Милостивой Матери Божьей, находящемся там, позвольте нам [...] немного поведать  о вышесказанном.

/media/images/mahirovo-cerkovy-7623-1529877702_b1.mini.jpgахировоМахиров, также известный  как Махирово, над  речкой  Махировкой, как известно,  является сейчас  государственной  деревней  в  красивой, лесистой местности в Витебской  губернии,  в  Полоцком повете (бывшее Полоцкое воеводство); раньше это было местечко.

Вот  в этом-то местечке, в начале XVIII ст., и  существовала уже  церковь Опеки Матери Божьей (Покрова) [3], при которой Гребницкие ок. 1770 г. 1) основали  базилианский монастырь,  т.е.  изначально униатский.

Родные племянники Флориана Гребницкого, митрополита, Докторовичи-Гребницкие, сыновья Антония и Ядвиги Шпаковской, Станислав, писарь гродский полоцкий, Адам, городничий полоцкий, и Николай, стражник полоцкий 2), отписали на содержание  вызванных ими в Махиров базилиан местечко Махиров с деревнями: Кончаны, Боровое, Залесье, Середок и Замошье со всем Махировским лесом 3) [4].

В 1774 году здесь проживало семь монахов 4), в 1804 году — шесть 5), зато с этого времени мы имеем чуть более обширный отчет об этом монастыре 6).

В описи церкви указано: в главном алтаре, в верхней части, образ Пресвятой Девы Марии [5], милостями слывущей, в  серебряном окладе, большей частью позолоченном, с двумя серебряными позолоченными коронами; на нем (т. е. на образе)  восемь нитей жемчуга,  у самого образа два ангелочка на серебряной пластине, у алтаря серебряная лампада. Среди прочих алтарей был алтарь в отдельной часовне св. Иосафата.

Орган двенадцати регистровый, амвон резной работы расписной, конфессионалов пять, скамей шесть. Часы с боем на башне.

Монастырь деревянный, небольшой, монашеских келий семь, рефекторий во фронтальной стороне монастыря, около монастыря другие хозяйственные постройки.

Подданных монастырь имел на тот момент (т.е. в 1804 году) 126, озер пять, общий с Гребницкими лес, две корчмы в местечке, которые приносили ежегодный доход в 100 руб. (в другом месте заявлено: три корчмы и 150 руб. дохода).

Убранство монастыря было довольно скромным.

Из обычных церковных книг перечислены: книга  [о празднике] Тела Христова, книга о Блаженном Иосафате,  а  также Римский миссал,  [другие]  книги латинского [римского] обряда тоже были.

Монастырская библиотека состояла из книг польских и латинских, книг по теологии, истории, философии, общим числом 150: в их числе, неизвестно, печатная или рукопись: “Relacya o początkach obrazu Matki Bożej machirowskiego” [6].

Настоятелем монастыря был О. Николай Клотт, а после него Йонициуш Хоциловский; викарием О. Даниэль Маковельский, духовником  О. Николай Рында (до него О. Герман Пукшта); проповедником О. Михал Корженевский; парохом [7] О. Лаврентий Горбачевский; причетником О. Бендыкт Захаревич.

Школы не было, но зато имелись две больницы,  и  в них находилось восемь убогих. Парохия [8] в  монастыре  с  давних  времен.

Драгоценности, золото, серебро: алмазов 17, жемчужных нитей 3, монстранция серебряная позолоченная, потиров серебряных позолоченных 6, крест серебряный очень легкий с изображением распятого Христа, дарохранительниц серебряных позолоченных 3, дарохранительниц  серебряных для больных 2, кадило с ладанницей, серебряное, одно;  подсвечников серебряных позолоченных пара, трехсвечник серебряный, ангелочков на образе Матери Божьей серебряных 2, пластин серебряных 569 (надо полагать, воты [9] на образе Матери Божьей Милостивой), червонных злотых 3, талеров 4, полталеров 2, рублей 7, все  это у алтаря Божьей Матери.

Образов  св. Апостолов, писанных на холсте 12; св. Отцов Церкви греческой 4. Ризница  была устроена очень хорошо.

В 1828  году 7)  было  всего четыре монаха: настоятель О. Михал Корженевский (из римо-католиков), викарий О. Тадеуш Осмоловский (также из римо-католиков), курат О. Ирынарх Божень (униат с рождения), капеллан О. Виктор Сивоха (из римо-католиков).

Позже  Семашко [10]  монастырь в Махирове упразднил, оставив там только парохию [11] .

 

1) Cf. Bobrowski, Russkaja Greko-uniatskaja cerkov  v carstvovanie imperatora Aleksandra I.,

 Petersburg 1890, p. 258.

2) Złota księga szlachty Polskiej, tom VIII.,  p. 137 et. sqq. o Hrebnickich.

3) Zbiór rękopiśmienny  o dotacyach różnych  klasztorów  bazyliańskich w ręku  piszącego.

4) Dom А. Guépin, Saint Josaphat, Paris 1874.,  t. II., p. 520.

5) D. Tołstoy, le Catholicisme romain en Russie, Raris 1863.,  tom II., Annexe 25.

6) Kopia współczesna wizyty kanonicznej klasztoru machirowskiego, manuskrypt w ręku piszącego.

7) Spis Bazylianówbiałoruskich z 1828. roku,  manuskrypt w ręku piszącego.

 

Дополнительные комментарии

1. E. Nowakowski [Wacław z Sulgostowa], O cudownych obrazach w Polsce Przenajświętszej Matki Bożej. Wiadomości historyczne, bibliograficzne i ikonograficzne, Kraków 1902.

2. Кантычка — духовная песня. Песня в честь Божьей Матери, отрывок из которой приводится в данной работе,  называется "Pieśń Historyczna o Najświętszej  Pannie w Cerkwi Ladzieńskiej". См.: Pieśni nabożne na święta uroczyste według porządku kościoła s. rzymsko katolickiego na cały rok zebrane, w Wilnie 1817 (w Wilnie : w Drukarni XX. Bazylianów), s. 567 (pdf-формат): [Электронныйресурс]// THE WROBLEWSKI LIBRARY OF  THE LITHUANIAN  ACADEMY OF  SCIENCES. 2002-2018. URL: http://elibrary.mab.lt/handle/1/1463. (Дата обращения: 09.05.2019).

3.  Возведение храма  было завершено в 1737 году, а в 1744-ом совершил его консекрацию (освящение) сам архиепископ Полоцкий Флориан Гребницкий, официально подтвердив высокий статус  Божьей Матери Махировской. Подробнее см.: Marcin Sawicki, Sanktuarium w Machirowie w XVIII w. jako przykład lokalnego ośrodka kultu maryjnego na wschodnich terenach Wielkiego Księstwa Litewskiego, Nasza Przeszłość,  t.107, Kraków 2007, s. 73.

4. См. также: Древности. Труды Археографической Комиссии Императорского Московского Археологического Общества, т. I, вып. III, печатня А.И. Снегиревой 1899, стр. 476: [Перечисляются]Документы Махировскаго (въ Полоцкомъ уѣз.) монастыря во имя Покрова Пресвятой Богородицы (упраздненнаго). No 1. 1770 г. окт. 1. Списанныя вмѣстѣ три формальныя, на польскомъ языкѣ, копіи, изъ коихъ 1-я фундушевой записи гродскаго писаря Станислава, городничаго Адама и стражника Николая Гребницкихъ […]; 2-я) - вводнаго листа на вводъ во во владѣніе базилiанъ этимъ фундушемъ и 3-я) - инвентаря этому фундушу.

5. Как сообщает М. Савицкий, образ Махировской Божьей Матери был копией  чудотворной  иконы  Борунской Божьей Матери (из Ошмянского повета),  культ которой  развился в конце XVII века.  Его написание заказал в 1697 году ремесленник  Счепан Бялыш из деревни Круликово, находившейся  в Ошмянском повете в собственности Петра Рудомины,  придворному художнику Рудомины. Когда в 1702 году  Бялыш скончался, двое его сыновей, Шемион и Дамиан, переехали из Ошмянского повета в  Махиров  Полоцкого воеводства, взяв с собой образ. В  Махирове  в 1718 году произошло первое чудесное исцеление от этой иконы. Подробнее см.: Marcin Sawicki, Sanktuarium w Machirowie w XVIII w. jako przykład lokalnego ośrodka kultu maryjnego na wschodnich terenach Wielkiego Księstwa Litewskiego, Nasza Przeszłość,  t.107, Kraków 2007, s.  71-72.

6. Согласно М.Савицкому, рукопись «Relacja o początku obrazu Najświętszej Maryi Panny  Machirowskiego cudami słynącego» хранится в хорошем состоянии в отделе рукописей библиотеки Вильнюсского университета (Vilniaus universiteto biblioteka). Она состоит из двух частей. Первая описывает чудесное происхождение Махировской иконы,  а вторая повествует о произошедших от нее 250 чудесах. Несомненное авторство базилианина Мартирия  Аужгайлло можно признать только за первой частью работы, которая позже была продолжена, вероятно, местным духовенством. Подробнее см.: Marcin Sawicki, Sanktuarium w Machirowie w XVIII w. jako przykład lokalnego ośrodka kultu maryjnego na wschodnich terenach Wielkiego Księstwa Litewskiego, Nasza Przeszłość,  t.107, Kraków 2007, s.  69-70.

7. Парох — приходник, парохиальный (приходской) священник в греко-католической церкви.

8. Парохия —  парафия, приход (церковный округ  населения, имеющий свой особый храм).

9.  Воты - золотые и серебряные медальоны от верующих, получивших исцеление.

10. Имеется в виду Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский,  который сыграл большую роль  в воссоединении униатской церкви Северо-Западного края с православием.

11. В 1839 г. произошло воссоединение униатов с Православной Церковью. О судьбе Махировского монастыря после 1839 г. Е.Н. Борун и Н.В. Довгяло приводят следующие данные: "В 1840 г. Махировский монастырь был выведен за штат.  Из-за отсутствия причта Духовной Консисторией с 1845  г. решался вопрос об упразднении Махировского монастыря и преобразовании его в приходскую церковь. До 1869 г. решение не было принято,  в Махировском монастыре проживали иеромонахи Богоявленской обители. Из-за недостаточности отпускаемых денежных средств, к 1868 г. монастырские постройки пришли в окончательную ветхость, обитель не имела средств на свое содержание. Благочинный монастырей посчитал необходимым закрыть монастырь и сформировать церковный причт из бывшего духовенства". Подробнее см.: Борун Е.Н., Довгяло Н.В., Утраченные архитектурные объекты: монастырские комплексы Полоцкой православной епархии, Актуальные проблемы архитектуры Белорусского Подвинья и сопредельных регионов : сб. статей респ. науч.-практ. семинара, Новополоцк, 8–9 окт. 2015 г. / Министерство образования Р. Беларусь; Полоцкий государственный университет; под общ. ред. В.Е. Овсейчика (отв. ред.), Г.И. Захаркиной, Р.М. Платоновой,Новополоцк : ПГУ, 2015, с. 48-51. Что касается приходской церкви, то, как сообщают Е.Н. Борун и Н.В. Довгяло,  в этом качестве в 60-е гг. XIX в. стала использоваться главная  церковь во имя Покрова Божьей Матери, к ней было приписано 1662 человека прихожан. В 1864 г. в  церкви  производились   реставрационно-ремонтные работы. Была и вторая  церковь - с престолом во имя Иосифа Обручника, временно устроенная из келейных помещений в 1845 г. В 50-е гг. XIX в. по причине ветхости богослужения в ней  не  проводились.

В текте приводится фото утраченной Махировской святыни

Перевод Наталии Добровольской

Матерь Божья Милостивая в Махирове

Ниже приводится перевод фрагмента брошюры Matka Boża Łaskawa w Machirowie, Sierocinie i Korżowcach.   Kraków : „Sodalis Marianus", 1905 ([Kraków] : Druk. „Czasu").

Автор:  Ян Марек Гижицкий (он же Кристин Мазовецкий) https://viaf.org/viaf/102052215/




Наталия Добровольская

Родилась в 1978 году в гор. Коломыя Ивано-Франковской области. Окончила исторический факультет ВГУ в 2004 году. Автор ряда статей искусствоведческой направленности. В прошлом - сотрудник фонда культуры и социальной защиты детей-сирот «Ласточкино гнездо» (г. Воронеж). Живет в г. Воронеже.

 




Выпуск 18

"Stare ale jare"

  • Полудница
  • О Родзевичувне
  • Дзяды
  • Седьмое посвящение
  • Слепая лошадь (сказка)
  • Стих написанный псом (перевод с исп. Тадеуша Зубиньского)
  • Агнешка и Северин
  • Беседы о политике (отрывки из романа Генрика Сенкевича "Водовороты"
  • Стихотворение "Чин" Адама Мицкевича
  • «Крымские сонеты» в творчестве Мицкевича.
  • Крымские сонеты
  • Словацкий в переводах Александра Коваленского
  • Путь Иоанны (фрагмент)
  • Мария Каспрович – муза великого польского поэта
  • Бунинские переводы стихов Адама Асныка
  • Адам Мицкевич. Как и когда писался «Пан Тадеуш»
  • Родзевичувна
  • Мария Родзевич в памяти старожилов
  • Мы, первая бригада...
  • Забытая грамматика
  • Интервью с Булатом Окуджавой (1994)
  • Матерь Божья Милостивая в Махирове