Выпуск 21
Россия глазами поляков
Свентоянское празднество в Люблине
С языческих времен ведет свое начало обычай в Свентоянскую ночь жечь костры – «собутки».
Матушки нам так сказали,
Бабушки им наказали –
Во канун святого Яна
Жечь собутку постоянно.
В огонь бросали травы и зерна, веря в его очищающую и магическую силу. Считали, что вода в Свентоянскую ночь приобретает целебные свойства, а травы становятся зельем. Когда-то девушки и юноши, взявшись за руки, прыгали через костер, а женщины водили вокруг него хороводы.
Так почтим в сей вечер славный
Мы обычай стародавний,
Дружно пламень раздувая,
Пляшучи и припевая.
В XIV – XV в.в. католическая церковь стала выступать против языческих «собуток», но традиция сохранилась. Поэму о собутке Ян Кохановский написал под впечатлением от увиденного в имении Чарноляс, унаследованном от отца, куда он перебрался в 1574 году, устав от придворной жизни.
Коль на солнце Рак пригрелся.
Соловей коль песни спел все,
Значит – время, чтоб зажглася
И собутка в Чарнолясье.
В Свентоянскую ночь было принято искать мифический цветок папоротника, зацветающий в полночь, по легенде, наделявший того, кто его найдет, мудростью, богатством и счастьем. Эта традиция породила множество легенд и сказаний. Для влюбленных поиск цветка папоротника был предлогом для свидания.
Основным атрибутом праздника до сих пор является плетение венков из веток, луговых трав, полевых и садовых цветов – васильков, ромашек, маков, роз.
Годятся эти цветочки
На свадебные веночки.
Совью я веночек ловко.
На чью? – На свою головку!
Канун праздника называют также Венками (Wianki). Цветочные венки с зажженной свечой принято пускать по реке и наблюдать за тем, как они плывут – раньше этот ритуал был связан с гаданием на любовь.
Для кого цветы рвала я
И кому венок плела я?
Дружок, никому иному –
Тебе, моему дорогому!
В 2019 году мне посчастливилось побывать на Свентоянском празднестве в Люблине, в живописном этнографическом комплексе – Музее люблинской деревни под открытым небом. Скансен занимает территорию площадью 27 га. В нем собраны постройки из разных мест Любельщизны – мельница, церковь, ратуша, аптека, почта, полицейский участок, мастерские ремесленников, покрытые камышовыми крышами жилые дома, хлев, амбары и другие хозяйственные постройки.
Казалось, что к шести часам вечера там собрались почти все жители города. Плетением венков с умением и удовольствием занимались дамы всех возрастов, а представители сильного пола приносили им травы и ветки. Была зажжена собутка, вокруг которой люблинцы водили хороводы. Звучали народные песни. Дети увлеклись поиском цветка папоротника, а также участвовали в мастер-классах по сотворению букетиков из листьев и полевых цветов. Для прекрасного пола был придуман конкурс на самый красивый венок. Всем желающим специалисты рассказывали о душистых и пряных травах, об их свойствах, о языческой символике огня и воды.
Тут и песенки поются,
И загадки задаются.
Тут и пляски и поклоны,
Тут и «ценар» и «гонёны»[1].
Огромный интерес вызвало представление фольклорного коллектива из Ханьска «Канун Святого Яна». Толпа зрителей окружила устроенную на поляне сцену, чтобы послушать рассказы-наставления бабушек и пение их внучек, плетущих венки …
На муравке все расселись,
И встают двенадцать дéвиц,
Одинаково одетых,
В опоясках – златоцветах.
Девицы искусны в пенье…
После спектакля все направились к реке, чтобы спустить на воду венки с зажженными свечами. Празднование в этнографической деревне затянулось до полуночи и запомнилось, как светлое и радостное событие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст и фотографии Константина Маслова.
Свентоянское празднество в Люблине
В самую короткую ночь года (с 23 на 24 июня) в Польше отмечается канун праздника Св. Иоанна Крестителя – Wigilia św. Jana.
Древнюю традицию Свентоянского празднования воспел великий поэт и драматург эпохи Ренессанса Ян Кохановский (1530 – 1584) в «Свентоянской песне о собутке». Один из переводов поэмы на русский язык сделал Леонид Мартынов – все цитаты взяты из этого перевода .