Выпуск 3
Наша история
Тверские корни польских королей
В 1862 г. в Великом Новгороде был установлен один из самых знаковых национальных монументов – памятник Тысячелетию России по проекту Михаила Осиповича Микешина, на котором изображены исторические личности, внесшие значительный вклад в становление нашего государства. Среди избранных оказались и некоторые руководители иностранных государств, в частности, великие литовские князья: Гедимин, его сыновья Ольгерд и Кейстут, а также его внук Витовт.
В том, что эти люди были увековечены на столь значимом памятнике, немалую роль сыграли и женщины, которые их окружали. Начало традиции межнациональных браков положил сам Гедимин – основатель Великого княжества Литовского. В 1333 г. он выдал свою сестру Айгусту замуж за Великого Московского князя Симеона Ивановича Гордого, а на другой его дочери – Марии был женат (1320) Великий Тверской князь Дмитрий Михайлович, старший сын Михаила Ярославича Тверского.
А в 1349 г., при содействии все того же Симеона Ивановича сын Гедимина Ольгерд женился на Ульяне (Иулиании) Александровне, дочери Великого Тверского князя Александра Михайловича.
Ровно полвека прожила Ульяна Александровна на своей новой родине и, по всей видимости, была хорошей женой своему мужу. У них с Ольгердом за 27 лет совместной жизни родилось десять детей – семь сыновей и три дочери. От первого брака у Ольгерда было девять детей.
После смерти Ольгерда в 1377 г. Ульяна постриглась в монахини под именем Марины. Умерла она в 1399 г., так больше и не побывав в своей родной Твери.
А теперь перенесемся в Польшу. Февраль 1386 г. оказался особым для будущего не только этой страны. В это время в Краков прибыл сын Ольгерда и Ульяны, Великий литовский князь Ягайло. 15 февраля он был крещен под именем Владислава и 18 февраля обвенчан с польской королевой Ядвигой, одной из красивейших женщин того времени.
Так была основана новая королевская династия – династия Ягеллонов, которая правила не только в Великом княжестве Литовском в 1377–1381, 1382–1387 и 1440–1572 гг., а также и в Польше в 1386–1572 гг., в Венгрии в 1440–1444 и 1490–1526 гг. и в Чехии в 1471–1526 гг.
Междинастические браки между представителями правящей семьи Великого Литовского княжества (правильное его название было Литовское и Русское либо Литовское и Жмудеское), и великокняжеских домов Твери и Москвы не были в те далекие времена чем-то исключительным. Иногда даже трудно понять, кто из тогдашних правителей в этих государствах был больше русским или литвином.
Мы уже говорили об Ульяне Александровне, и здесь стоит добавить, что родной племянник Ульяны, тверской князь Иван Михайлович, был женат на Марии, дочери родного брата Ольгерда Кейстута…
Но вернемся к судьбе нашего соотечественника Ягайло в период, когда он еще не стал королем Польши.
Как это часто бывает, право на власть пришлось отстаивать в борьбе со своими родственниками, и, прежде всего, с родным дядей Кейстутом и его сыном Витовтом. Ягайло коварно заманил своих врагов и заключил их в кревский замок, где Кейстут, по одним источникам, в припадке отчаяния сам на себя наложил руки, а, согласно другим - был задушен. Некоторые источники указывают на то, что Ягайло приказал утопить и жену Кейстута - Бируту. А вот его двоюродному брату Витовту повезло больше, - он сумел спастись бегством…
И началась братоубийственная война. Наверное, в этом и надо искать причину отсутствия Ягайло на памятнике Тысячелетия России. Слишком много было пролито родственной крови и внутри самого дома Романовых…
Опустим, однако, все перипетии этой трагедии и отметим лишь, что братьям хватило и мужества и воли для полного примирения. Витовт был признан Великим князем Литовским, но под верховной властью Ягайло, который к тому времени уже стал королем Польши под именем Владислава Ягелло.
Со временем Витовт и Ягайло не только примирились, но и вместе одержали самую главную победу в своей жизни – в 1410 г. в Грюнвальской битве были наголову разгромлены немецкие рыцари.
Главнокомандующим в этом сражении был Витовт, а решающая роль в победе, по общему мнению. выпала на долю трех смоленских полков, которые не отступили ни на шаг, несмотря на то, что один из них был изрублен практически полностью. На такой подвиг русских воинов могла вдохновить лишь русская женщина, вполне возможно, что ею была Анна Смоленская – жена Витовта. Именно тогда западный мир впервые услышал слова, ставшие впоследствии хрестоматийными: «Русские не сдаются».
Князь Витовт прожил 80 лет. Он был трижды женат. Но от трех жен более чем за полвека семейной жизни у него остался в живых только один ребенок, но зато какой (!) — дочь Софья, которую родила ему его вторая жена, уже знакомая нам Анна Смоленская.
Путь Софьи Витовтовны на свою историческую родину был не совсем простым. Судьба ее подробно описана русскими историками, ведь ее мужем был Великий Московский князь Василий I, сыном – Великий Московский князь Васили II Темный, а внуком – Великий Московский князь Иван III.
История женитьбы княжны Софьи Витовтовны и князя Василия Дмитриевича стоит того, чтобы о ней сказать особо. Тем более, что главную роль в ней сыграл ее отец - Великий Литовский князь Витовт.
В 1386 г. сыну Дмитрия Донского Василию каким-то образом удалось вырваться из Золотой орды. Через Молдавию он пробирался домой, когда в Луцке встретил Витовта, который отпустил сына Дмитрия Донского только после того, как Софья и Василий были помолвлены. Но сама свадьба состоялась лишь в 1391 г. – спустя два года после смерти отца Василия, Великого Московского князя Дмитрия Донского. Поэтому можно сделать два предположения: во-первых, отец не одобрил решения сына; а во-вторых, сын так и не смог никого полюбить за эти пять лет.
За время супружества с Василием у Софьи родилось пять сыновей (все, кроме Василия Васильевича, умерли) и четыре дочери. 27 февраля 1425 г. после смерти мужа Софья Витовтовна стала опекуншей десятилетнего сына, начав активно вникать в государственные дела.
Ее главной задачей было утверждения на престоле Василия II. И все было хорошо до тех пор, пока жив был ее отец. Но в 1430 г. Витовт умирает и, как это уже не раз бывало, начинается война за престол.
Самым тяжким испытанием в этой борьбе стали события 1446 г., когда Василий попал в плен к своему дяде Дмитрию Юрьевичу и, ослепленный им, был отправлен в Углич. Саму же Софью Витовтовну, разлученную со слепым сыном, отправили в ссылку. Лишь под давлением высших церковных властей Дмитрий отпустил 76-летнюю Софью на свободу. В 1447 г. она добралась до Троице-Сергиевой обители, где встретила слепого сына, получившего к тому времени прозвище «Тёмный».
В 80-летнем возрасте, перед смертью, Софья постриглась в монахини. 15 июня 1453 г. в возрасте 82 лет ушла в мир иной мать Великого Московского князя Василия II Темного и бабушка Великого Московского князя Иван III. Софья была похоронена в усыпальнице русских княгинь в Вознесенском монастыре Московского Кремля. С 1929 г. ее останки покоятся в Архангельском соборе.
Но на этом наша история не заканчивается. В 1495 г. в Литву отправляется свадебный кортеж – дочь Великого Московского князя Ивана III Елена едет к своему жениху, Великому князю Литовскому Александру, который в 1501 г., после смерти своего брата Яна Альбрехта, как и 115 лет назад основатель династии Ягайло, становится не только Великим князем Литовским и Русским, но и королем Польши.