Выпуск 1
Наша история
Из рода Милошей
«… История нашей семьи тесно связана со славной историей Польши. Все наши предки по отцовской линии (Милошунасы, Жарские, Опаньские) были высланы из Царства Польского за участие в восстании 1863 года под руководством Зыгмунта Сераковского. В 1864 году мой прапрадед Антоний в возрасте 13 лет преодолел тяжкий путь из Ковенской губернии до Тобольска вместе с отцом Юзефом Милошунасом и матерью в группе ссыльных. Оттуда на пароходе «Ермак» их доставили по Иртышу до поселка Тары, а оттуда – пешим ходом до далекого сибирского села Усть-Чебулы в Томской губернии. Мой прадед Константин Антонович родился уже в Сибири в 1882 г., его матерью была также ссыльная Домицела Жарская. Дедушка, Станислав Константинович Милошунас, всю жизнь проживший и умерший в Сибири, воевал с фашистами и в 1943 г. прислал нам с фронта свою фотографию.
О том, как жилось моим предкам в Сибири, можно узнать из письма моего прапрапрадеда Юзефа Милошунаса шефу корпуса жандармов графу Шувалову, написанного на десятом году ссылки. «Суровость климата, постоянный падеж скота и не менее постоянные кражи оного, а также домашнего скарба, весьма разорительны для хозяйства, и хотя правительство, снисходя к бедственному положению ссыльных, расходует значительные суммы на их устройство, однако вышеупомянутые условия, не способствующие моему материальному существованию, вынудили меня, несмотря на все мое убожество, отказаться от этой щедрой помощи, поскольку полученный благодаря этой помощи скот становится жертвой падежа либо разбоя, а я, неспособный к возврату долга, лишаюсь возможности и надежды когда-либо вернуться на родину, даже в отдаленном будущем». Еще печальнее звучат строки о трудностях духовного порядка. Юзеф продолжает: «Пребывание в Сибири для меня, как ссыльного, тяжело еще и потому что, будучи Римско-католической веры, мы не только в нашем округе, но и в далеком окружном городке Мариинске не имеем ни своих ксендзов, ни костелов, и живя в отдалении от губернского города, остаемся в духовном смысле безо всякого попечительства». Все эти просьбы остались без ответа. Юзеф Милошунас пробыл в ссылке 24 года и умер в 1888 году в возрасте 65 лет. Жена пережила его на 2 года.
Мой другой прапрадед Матеуш Опаньский вместе с братом Викентием прошли тот же путь из Ковна в Сибирь, что и Юзеф с сыном. Они были сосланы за то, что принимали в свом доме повстанческий отряд, которым руководил их брат Доминик. Впоследствии семья Опаньских породнилась с семьей Милошунасов.
Еще один мой прапрапрадед, Константы Жарский, из дворян, в 1864 году был сослан, как политический преступник польского происхождения, вначале в Пермскую губернию, а после – в деревушку Малопесчанка в Томской губернии. Он умер от тифа в возрасте 59 лет, проведя в ссылке 22 года. Его дочь, Домицела, стала моей прабабушкой…».
Рассказ Ольги дополнила ее мать Валентина Станиславовна:
«…Впервые я услышала о восстании 1863 года еще ребенком от своей прабабушки Домицелы Константиновны Жарской, по мужу Милошунас. Она приехала в Сибирь к отцу в 6-летнем возрасте в 1866 году, а умерла в 1949 году, когда я уже была студенткой. С раннего детства она пела мне польские песни, учила молиться по-польски. Вижу ее как сейчас – статная, красивая, изящно одетая, – в ней было какое-то особое благородство, возвышенность. Она была мастерицей на все руки. Меня удивляло, что до последних своих дней она за шитьем без проблемы вдевала нитку в иголку. У нее было четверо детей… Дочь Елена, у которой она жила, подарила ей шестерых внуков: Ядвигу, Золю, Рузю, Юлию, Петра и Юзека. Уже их имена говорят о том, как сильны были в семье польские традиции. Бабушка Домна (так ее называли в Сибири) много рассказывала мне о пережитых ею страданиях. Ее мать Марианна умерла по дороге в Сибирь, и она осталась одна вместе с восьмилетним братом. В семье до сих пор рассказывают трогательную историю о вышитом мешочке, из которого мать давала детям сахар, покуда была жива, и как они, не поняв еще своего несчастья, радовались тому, что можно теперь съесть весь этот сахар без разрешения. Бабушка всегда плакала, рассказывая об этом…
Во время восстания 1863 года в доме Жарских размещался сборный пункт повстанцев и хранились запасы продовольствия. Хозяева предупреждали бойцов о перемещениях русских войск, помогали им перебираться через простреливаемую днем и ночью лесную просеку. Они помогали отрядам Сераковского и Малецкого. Род Жарских – древний шляхетский род, герб его известен еще с XIII века. А имена братьев Константина и Иозафата Жарских упоминаются среди других имен борцов за независимость Польши в энциклопедии Брокгауза и Ефрона…».
Немного о наших гостях.
Валентина Станиславовна Жерлицина-Жарская, урожденная Милошунас. Родилась в Сибири, прожила там 59 лет. Доцент кафедры литературы Новокузнецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук. Преподаватель с сорокалетним стажем, автор ряда работ в области литературы и искусства, ныне на пенсии. Член Томского польского национального центра «Orzeł Biały» («Белый орел»), принимала участие в подготовке к изданию книги «Католический некрополь Томска». С 2009 г. живет в Польше.
Ольга Милошунас – родилась в Сибири, окончила филфак Томского ГПУ. В 1979 г. перебралась в Петербург. Окончила курсы гидов-переводчиков и работала экскурсоводом по городу и его музеям. Сотрудничала с «Пушкинским домом» в организации выставок и экскурсий. Вместе с матерью подготовила и издала книгу о поэте начала ХХ века В. Мазурине. Занимается преподавательской деятельностью. В 2007 г. вместе с братом, живущим в Лондоне, основала литературно-художественное издательство «АРТ», подготовившее, в частности, 3-томное издание о российских художниках в эмиграции. Живет в Петербурге.
И мать, и дочь много работали в архивах Москвы, Петербурга, Томска, Варшавы и Вильнюса, собирая материалы о восстании 1863 года и сосланных в Сибирь поляках. Сейчас они вместе с Ольгиным сыном пишут книгу о восстании 1863 года и активном участии в нем их предков.
Материал подготовил Анатолий Нехай
Из рода Милошей
Клуб друзей польской книги посетили недавно представительницы рода Милошей: филолог и издатель Ольга Милошунас вместе со своей матерью Валентиной Станиславовной Жерлициной-Жарской. Ольга рассказала нам об истории их семьи – одного из ответвлений этого многочисленного старинного рода.