Выпуск 47
Наша история
«И каждый камень пел…»
" И каждый камень пеп,
И своды пели хором,
И небо, словно перл,
Спустилось внутрь собора...
Е.Н. Морозкина
Крыпецкая обитель возникла во второй половине XV века. Основал её преподобный Савва, родом из Сербии, пришедший в Псковские земли со Святой горы Афон и принесший с собой образ святого апостола Иоанна Богослова и Сербское Евангелие, сберегаемое ныне в Псковском музее-заповеднике. Получив благословение на пустынножительство, преподобный Савва уединился в урочище Крыпцы, расположенном среди непроходимых болот и лесов примерно в двадцати километрах от Пскова. На холме рядом с небольшим озером преподобный построил себе келию и стал жить, проводя время в молитве, посте и воздержании. Видя подвижническую жизнь отшельника, спустя некоторое время к преподобному стали стекаться ревнители пустыннической жизни. Так к 1475 году образовалась монашеская община, игуменом которой с благословения старца Саввы был поставлен инок Кассиан, затем построен первый в обители деревянный храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святителя Саввы, архиепископа Сербского.
За духовным руководством и советом стекались в новую обитель простые и знатные псковичи. После чудесного исцеления жены псковского князя Ярослава Стриги-Оболенского, случившегося благодаря молебну братии во главе с преподобным Саввой, к обители по болоту была проложена трехкилометровая гать, именуемая и доныне «Ярославов мост». Тогда же, в 1487 году, князь даровал преподобному крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года, будучи глубоким старцем.
Через полвека после преставления преподобного, при возведении вместо обветшавшего нового благолепного каменного собора Иоанна Богослова, были обретены мощи преподобного Саввы. В 1557 году «...в лето 7065... того же лета совершена бысть церковь в Крыпецком монастыре святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова игуменом Феоктистом каменна», строилась она при игуменах Феоктисте и Иосифе. На Макарьевских соборах 1547-1549 годов преподобного Савву причислили к лику святых.
Преподобный Савва и после честной своей кончины покровительствовал обители, неоднократно являя чудеса. В 1581 году, в царствование Иоанна Грозного, монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Когда поляки подошли к монастырю, то увидели там многочисленное хорошо вооруженное войско и обратились в бегство. После допроса пленников, которые уверили, что в монастыре нет ни одного воина, Стефан Баторий был поражен чудом, отпустил пленных и отвел войско от обители.
Из стен Крыпецкого монастыря вышел ряд глубоко почитаемых в православном мире подвижников благочестия: преподобные Нил Столобенский пр.1557 г.), Никандр Псковский Пустынножитель (пр. 1582 г.), иеромонах Варлаам (вторая половина XVI в.) - один из замечательных духовных писателей середины XVI века - составитель жития и службы святому Савве... Последние дни своей жизни провел, принял постриг в иночество с именем Антоний и упокоился в Крыпецком монастыре крупнейший государственный деятель и реформатор, один из образованнейших людей эпохи царя Алексея Михайловича - Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (пр. 1682 г.).
Составителем первого описания Крыпецкого монастыря являлся один из самых просвещённых архипастырей XIX века - митрополит Евгений (Болховитинов)(пр 1837 г.), знаменитый ученый, историк, археолог, писатель, при котором обитель была благоукрашена и перестроена.
В Крыпецком монастыре во второй половине XIX века подвизался удивительный подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий (пр. 28.12.1903 г.), обладавший благодатным даром дерзновенной молитвы, утешения, исцеления и прозорливости. Предвидел старец и то, что предадут его земле не по чину Православной Церкви - лицом на восток, а головой на север. «Похоронят меня, - говорил блаженный, - вся Россия заплачет». И через месяц началась Русско-японская война...
Обрести останки блаженного w и правильно переложить их («... тогда и окончатся бедствия России», - предрекал преподобный Корнилий) удалось лишь после того, как монастырь вновь стал действующим. Случилось это 22 июля 1997 года и сопровождалось чудесным дождём среди ясного неба и яркой радугой в сухое жаркое лето. Мощи отца Корнилия перенесли в храм и устроили для них резную дубовую раку.
А два года спустя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного святого Псковской епархии. В феврале 2016 года на Архиерейском соборе в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось причисление преподобного Корнилия Крыпецкого к лику общероссийских святых.
Несколько веков шла своим чередом жизнь Крыпецкого монастыря. Были у него свои периоды расцвета и тоды запустения, но молитвы иноков о спасении мира не прекращались. Однако сбылось и печальное пророчество блаженного монаха Корнилия о поругании и закрытии обители. 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. Монастырь преобразовали в приют для сирот, затем - в филиал совхоза «Торошино», прекративший свое существование в 50-х гг. XX в.
Обитель сильно пострадала еще в годы Великой Отечественной войны, во время которой знаменитой Псковской Духовной миссией в монастырь организовывались крестные ходы и проводились богослужения. С тех пор неутомимые богомольцы продолжали ходить к мощам преподобного Саввы и могилке блаженного Корнилия, а также окунаться в целебном источнике, что вызывало неудовольствие богоборческих властей.
Остатки обители хотели взорвать, но благодаря титаническим усилиям известного московского архитектора и поэтессы Е.Н. Морозкиной в i960 году поставили на государственную охрану как памятник республиканского значения и под руководством Б.С. Скобельцына в 1961-63 гг. там были проведены реставрационные работы. Но вскоре монастырь вновь оказался забыт государством.
Наконец, в 1990 году Крыпецкий монастырь - поросшие метровой травой развалины собора и колокольни - передали Псковской епархии. С помощью Божией, благословением и деятельным участием Высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Порховского, тяжелые труды по восстановлению из руин древней обители и возрождению в ней монашеской жизни нес долгие годы архимандрит Дамаскин (Сахнюк, пр. 2007 г.).
В 1995 году в нижнем подклете храма прошло торжество, посвященное 500-летию со дня преставления преподобного Саввы. Это была первая архиерейская литургия после открытия обители, ставшая отправной точкой начала ежедневной богослужебной и монашеской жизни монастыря. С января 1999 года возрождена древняя традиция поминовения ктиторов монастыря - чтение Неусыпаемой Псалтири. С участием братии, духовных чад, ктиторов были восстановлены и заново построены: храмовый комплекс, инфраструктура обители, монастырские подворья.
Работы по обустройству и благоукрашению обители продолжает игумен Савва (Комаров), что позволяет достойно принять всякого, кто пожелает посетить монастырь по велению души.
1 января 2011 года в монастыре восстановлено ежедневное служение Божественной литургии по монастырскому уставу.
Наряду с почитаемыми святыми мощами преподобных Саввы и Корнилия Крыпецких, в монастыре находится множество святынь со всего православного мира.
Особенно почитаема братией и паломниками Иверская икона Божией Матери, написанная монахом на Святой Горе Афон и привезенная в дар обители в феврале 2007 г.
Божией помощью и молитвами преподобных Саввы и Корнилия братия обители уповает продолжить подвижнические традиции своих небесных покровителей.
Источник: издание Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкго монастыря, Псков, 2018
«И каждый камень пел…»
Чтобы по-настоящему любить родную землю, нужно тщательно изучать историю. Особенно это касается духовных истоков нации, без которых не было бы величия Родины. Духовность русского народа испокон веков ковалась в монастырях. После десятилетий поругания, разрухи и запустения, многие обители возрождены и вновь обрели своё вековое предназначение. Одна из таких национальных святынь - Иоанно- Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, что на древней Псковской земле.