Выпуск 50
Наша история
Стефания Радзивилл - след в истории
Княжна Каролина Эмилия Луиза Валерия Стефания Радзивилл родилась 9 декабря 1809 года в Париже. Всего в три года девочка осталась фактической сиротой: в бою не стало ее отца, Доминика Иеронима Радзивилла (1813 год), а мать, Теофила Моравская, скандально известная своей бурной личной жизнью, дочерью не занималась. Поэтому в 5 лет Стефания оказалась в России, на попечении дальней родственницы, училась в Екатерининском институте благородных девиц, дружила с другой институткой, Александрой Россет. Имя Стефании часто упоминается на страницах ее воспоминаний - фрейлины А.И.Смирновой-Россет, дружившей с Пушкиным..
Императрица Мария Федоровна часто навещала институт и каждый раз интересовалась: «Где малышка Радзивилл?» Причин такого интереса к институтке было несколько: 1) Хорошенькая девочка 2) Сирота 3) Наследница несметных сокровищ. Четвертая причина неустанного интереса императрицы: бабушка «малышки» по отцу была троюродноцй сестрой вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Теперь понятно, на попечении КОГО оказалась наследница миллионов!
В 1826 году Стефания окончила Екатерининский институт благородных девиц. Судьбой институток Императрица занималась лично. Стефания — наследница отца-богача — теоретически должна была перейти под опеку своей матери. Но... согласно слухам, старая императрица не собиралась отдавать ее в столь плохие руки, и была намерена оставить её при своей особе.
Стефания еще училась, а судьбу её доли в наследстве решал лично император России. Было произведено нечто вроде семейного обмена территориями, в результате которого княжна Стефания Радзивилл оказалась богатейшей невестой Европы, имевшей более миллиона гектаров земель в Литве, Белоруссии и Жемайтии (северо-запад современной Литвы). Невесту с таким приданым из России отпускать к родственникам в Европу, конечно же, никто не собирался.
После выпуска из института в марте 1826 года Стефания стала фрейлиной, жила во дворце на всем готовом, получала стандартное для её должности жалованье. А имениями 16-летней девушки управляли её опекуны, выдавая ей «всего» по 60 тысяч рублей в год из её огромного состояния.
Стефания считалась красивейшей невестой. Ее подруга Александра Россет писала о Стефании: «высокая, стройная, очень красивая, грациозная». Оставила запись в дневнике и наблюдательная внучка М.И.Кутузова, Долли Фикельмон: «...высокая, стройная, с тонкими и нежными чертами, скромный, кроткий вид, бескрайне учтива, застенчива и очень молода… Абсолютное отсутствие претенциозности красит и придает ей истинное очарование. Она — олицетворение душевной чистоты и счастья».
С миллионом гектаров земли и несколькими замками Стефания могла быть и дурнушкой, ее всё равно бы воспевали как красавицу, но она была действительно красавицей. Не только внешне, но и душой. Настолько,что ей умудрился посвятить стихи даже незрячий поэт Иван Козлов, - стихи, начинавшиеся словами:
КНЯЖНЕ С.Д. РАДЗИВИЛЛ
Твоя безоблачная младость
Цветет пленительной красой;
Ты улыбаешься, как радость,
Ясна и взором и душой...
Женихов для Стефании искали активно все, особенно вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, и были весьма достойные кандидаты. Красавица Стефания получила предложение от Александра Вюртембергского, двоюродного брата Императора. К ней сватался генерал Костецкий. Ей сделал предложение князь Юсупов в Москве, в Архангельском просил её руки Василий Кутузов, однако лишь граф Лев Петрович Витгенштейн сумел по-настоящему ей понравиться. И выбрала мужа Стефания сама.
Его отец — из немецкого владетельного дома, находившийся на русской службе, богатейший помещик в России (70 тысяч крепостных). Правда, женился он по любви на неродовитой и бедной женщине, детей у четы было семеро, так что богатым женихом граф Лев Витгенштейн не был.
Лев Петрович невесту со сказочным приданым тоже не искал, служил себе в Кавалергардском полку, был назначен адъютантом к императору Николаю I, но потом выяснилась его причастность к восстанию 14 декабря. По признанию одного из заговорщиков, именно Льву Витгенштейну следовало заколоть кинжалом царя. Льва Петровича помиловали по личному распоряжению царя — исключительно из-за заслуг его отца.
Стефанию, видимо, это мало волновало. Лев Петрович был старше на 10 лет, хорош собой. Несмотря на бурную молодость и внебрачных детей от простолюдинки, его предложение руки и сердца было с радостью принято. Свадьба с графом Витгенштейном состоялась в апреле 1828 года в Большой церкви Зимнего дворца. Посажённой матерью выступала сама вдовствующая Иператрица Мария Фёдоровна. Однако, Император Николай I не явился на церемонию венчания, чем сильно обидел молодых.
После свадьбы молодожёны поселились в доме Гурьева на Фонтанке. Лето проводили в усадьбе Дружноселье, зиму — за границей. Усадебный дом в их имении Дружноселье был весьма скромен для владелицы роскошных замков, но Стефания этого как будто не замечала, она умела довольствоваться малым. Богадельня, появившаяся в имении, была создана ею для престарелых слуг из ее заграничных имений, чтобы они могли спокойно и с комфортом доживать свой век под присмотром благодетельной хозяйки. Сегодня эту богадельню иногда называют памятником милосердия княгини Стефании Радзивилл. Символично, что нынче в здании бывшей богадельни располагается больница, где квалифицированные доктора с помощью современных достижений медицины успешно лечат туберкулёз — ту самую болезнь, от которой в очень юном возрасте (22 года!) скончалась Стефания, а до этого, в 1828 году умерла и её мать — болезнь в те времена считалась неизлечимой.
Современницы, близко знакомые со Стефанией, в своих воспоминаниях не написали о ней ни одного не то чтобы плохого, но даже невосторженного слова! Восхищались не только её внешностью, но и широтой души, благородными порывами, кротостью, умением чутко заботиться о близких, помогать всем, кто казался ей нуждающимся в её помощи. В 1829 году Стефания родила дочь Марию. Потом они с мужем поехали во Флоренцию, где в 1832 году родился их сын Пётр.
После родов у Стефании обнаружились первые признаки скоротечной чахотки. Врачи предписали лечение, и Витгенштейны уехали в Эмс. В последние дни короткой жизни молодая мать кашляла и слабела. Однажды вечером она принарядилась, — была в розовом капоте, покрытом кружевом, —закашлялась и сказала мужу: «Луи, сделайте мне гоголь-моголь» и спокойно заснула навеки, склонив голову на плечо любимого. Её подруга пишет: «И как короток был век этого милого существа! ….» По завещанию она оставила мужу все свое огромное состояние, по 10 тысяч — служанкам и подруге, бриллианты свои она завещала дочери Марии.
Единственным утешением для Льва Витгенштейна остались дети, маленькие Мария и Пётр. Из дневника Александрины Россет: «В отчаянии отправился бедный вдовец с двумя детьми, Машей и Петром. Дети не чувствовали, чего лишились, и ласкали неутешного отца, когда тот заливался горькими слезами.»
Муж заказал другу семьи Александру Павловичу Брюллову проект костёла-усыпальницы для любимой жены. Костёл было решено воздвигнуть в Дружноселье. Строительство продолжалось два года, всё это время прах Стефании хранился в усыпальнице принадлежавшего ей Несвижского замка, где покоились её почившие родственники. И если бы прах Стефании там и остался, то уцелел бы до сегодняшнего дня, но ему была уготована иная участь…
В 1834 году прах супруги был перевезен Львом Петровичем в готовое здание костёла святой Стефании в Дружноселье. Впоследствии костёл служил фамильной усыпальницей всего рода Витгенштейнов. Но после революции 1917 года Дружносельский костёл постигла та же участь, что и многих других церквей и усыпальниц России — он был разграблен, все захоронения, находившиеся в цокольном этаже, осквернены и уничтожены.
Однако сам костёл сохранился до наших дней! Величественное здание в классическом стиле, украшенное мраморными колоннами коринфского ордера, облицованное пудожским известняком, по-прежнему возвышается на берегу пруда усадебного парка, привлекая любителей истории и туристов. В его подвале местные энтузиасты создали импровизированный мемориал, посвящённый князьям Витгенштейнам — последним владельцам старинной усадьбы, вложившим всю душу в её былое процветание.
Люди несут туда цветы, зажигают свечи и вспоминают тех, кто когда-то оставил след в истории…
«Лишь след остался от нея…» — написала литературовед С. Макаренко в своём стихотворении о нашей героине — Стефании Радзивилл. След… А это для истории уже немало.
Перечень иллюстраций:
1. Портрет Стефании Радзивилл кисти Карла Брюллова ((1825)
2. Портрет графа Льва Петровича Витгенштейна
3.Дом четы Витгенщтейнов в их жпоместье в Дружноселье (фото)
4. Проект мавзолея-усыпальницы княгини Стефании Витгенштейн
5. Здание костела св. Стефании в Дружноселье (современный вид)
Источник: https://vk.com/wall-784467m bkk.cnhfwvq09_3329
Стефания Радзивилл - след в истории
Предлагаем нашим читателям репринт статьи, подготовленной сотрудниками музея "Дачная столица" в Сиверской Ленинградской области..
Для желающих посетить этот необыкновенно милый музей сообщаем его ардес и телефон:
пос. Сиверский, Красная ул.106
телефн 8(921) 794 8037