Выпуск 53
Наша история
Мария Лещинская - королева Фрнции
Мария Каролина София Фелиция Лещинская родилась в Тшебнице 23 июня 1703 года в семье великопольского шляхтича Станислава Лещинского герба Венява и дочери польского магната Екатерины Опалинской. Интересно, что крестным отцом девочки был сын польского короля Яна III Собеского.
Через год после рождения Марии ее отец при поддержке шведского короля Карла XII был избран королем Польши и Великим князем Литовским. Однако раскол среди польского дворянства привел к гражданской войне в Речи Посполитой. В 1709 году Станислав I Лещинский утратил трон вследствие поражения шведов в Северной войне. Курфюрст Саксонии Август II Сильный вновь стал польским монархом.
Лещинские покинули Польшу: сначала жили в Пруссии, затем в Швеции, а с 1719 года – во Франции. После того, как их единственная оставшаяся в живых дочь Мария стала королевой Франции, чета Лещинских в течение семи лет занимала замок Шамбор на Луаре.
В эмиграции Станислав Лещинский отстранился от политики, посвятил себя философии и просвещению. Перевел с французского языка несколько религиозных сочинений. В 1733 году был опубликован политический трактат «Głos wolny wolność ubezpieczający» («Свободный голос, гарантирующий свободу»), в котором высказаны его соображения о государственном и общественном переустройстве Речи Посполитой.
После смерти польского короля Августа II Сильного в 1733 году Станислав Лещинский, поддерживаемый венценосным зятем, отправился в Варшаву и был вновь избран королем Польши, но, не имея достаточных средств и сил для противостояния с могущественными зарубежными противниками, отказался от польского престола, сохранив при этом пожизненный титул короля и привилегию обладания принадлежавшими ему поместьями в Польше.
В 1737 году Людовик XV даровал родителям супруги титул герцогов Нанси и Люневиля и передал Лотарингию в управление деятельному тестю. С этого времени начинается подлинный расцвет герцогства. Просвещенный правитель, покровитель искусств и наук приглашает в Лотарингию выдающихся архитекторов и инженеров, вносит изменения в налоговое законодательство, что приводит к расцвету творческих инициатив, ремесел и сельского хозяйства, в том числе виноделия,. Во время правления Лещинского Люневильская фаянсовая мануфактура, известная своей продукцией во многих европейских странах, приобрела статус королевской.
В Люневиле, где располагалась резиденция Лещинского (Версаль Лотарингии), им была основана рыцарская школа, в которой польские и французские юноши получали преимущественно военное образование. Это учебное заведение действовало до его смерти в 1766 году. А в столице Лотарингии Нанси король основал покровительствующую наукам и искусствам Академию Станислава – Королевское общество наук и литературы – с публичной библиотекой (часть ее фонда состояла из книг на польском языке, напечатанных в польских типографиях). Ежегодно академия присуждала ученым, литераторам и художникам две премии.
Эпоха созидательного правления Лещинского продолжалась в регионе без малого тридцать лет. И благодарные подданные не забыли заслуг «короля-благодетеля». На площади, созданной по инициативе Станислава в честь зятя Людовика XV и ныне носящей его имя, в 1820-е была установлена бронзовая статуя Лещинского и перечислены все его славные дела на благо Лотарингии. Примечательно, что площадь Станислава входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Король Людовик XVIII в 1822 году присвоил имя своего деда, просветителя и политического философа, элитному частному учебному заведению в Париже – College Stanislas de Paris.
О матери Марии Лещинской Екатерине из рода Опалинских известно, что она была «добросердечной домашней женщиной, любившей благотворительность». Благочестие, унаследованное польской принцессой от матери, можно назвать поистине легендарным. Не случайно в руководстве по этикету «Жизнь в свете, дома и при дворе», изданном в Санкт-Петербурге в 1890 году и предназначенном для юных барышень, приводится следующая поучительная легенда о девичьей добродетели:
«Посланник французского двора отправился просить руку знаменитой принцессы для своего короля. Но, проезжая Эльзас, он остановился в Виссенбурге, где жил в изгнании и почти в бедности низверженный король [Станислав Лещинский – Э.Г.]. Его ввели в скромное жилище развенчанного правителя, пред которым на коленях стояла прелестная девушка, застегивая штиблеты на его распухших от подагры ногах.
– У Вас есть отец? – не прерывая своего занятия, спросила она в изумлении смотревшего на нее посланника, и, получив утвердительный ответ, прибавила: – в таком случае, вы позволите мне докончить мое дело, – и она ушла не раньше, как застегнув последнюю пуговицу и удобно устроив больные ноги отца.
Пробыв несколько часов в Виссенбурге, посланник был свидетелем множества забот и любящего внимания со стороны молодой девушки к больному старику. Прямо оттуда он отправился ко двору могущественного монарха, за дочь которого сватался его государь. Приехав, он застал принцессу, ссорящуюся с королевой, ее матерью, за то, что старый камергер позабыл поднять шлейф ее плаща.
– Я видел двух совершенно различных принцесс, – немедленно написал он своему государю, – приданое одной из них состояло только из красоты и добродетели: я застал ее застегивающей штиблеты больного отца; другую, богатую и могущественную, я застал в жестокой ссоре с матерью за легкое нарушение этикета. Которую из двух желает ваше величество назвать своей женой?
– Первую, – отвечал, не колеблясь, король.
Таким образом, дочерняя любовь, превзошедшая всякие правила этикета, возвела на трон Марию Лещинскую, вышедшую замуж за Людовика XV».
Легенды легендами, но каким образом Мария Лещинская стала невестой французского монарха?
Из-за опасений за здоровье пятнадцатилетнего короля-сироты и необходимости улаживания вопроса о престолонаследии первый министр Франции Людовик IV де Бурбон-Конде и воспитатель-наставник аббат де Флёри приняли решение о его безотлагательной женитьбе. Помолвка с семилетней испанской инфантой Марианной Викторией была расторгнута. При деятельном участии влиятельнейшей дамы французского двора маркизы де При среди более чем десяти кандидаток была выбрана двадцатидвухлетняя небогатая, но миловидная, хорошо образованная и набожная польская принцесса, брак с которой не мог втянуть страну в нежелательные политические обстоятельства.
В апреле 1725 года Станислав Лещинский, отказавший нескольким знатным претендентам, получил предложение выдать дочь за французского монарха. Лещинский был прозорлив – он серьезно относился к образованию двух своих дочерей, считая, что в дальнейшем оно поможет им удачно выйти замуж. Но мог ли он мечтать о том, что его младшая дочь станет королевой Франции?
Венчание Марии и Людовика XV состоялось на следующий день после их знакомства 4 сентября 1725 года в часовне дворца Фонтенбло. Здесь уместно упомянуть, что в Государственном Историческом музее в Москве хранится восхитительный веер с изображением воображаемой сцены их встречи, изредка экспонирующийся на выставках. Известно, что в каминном зале дворца в честь свадьбы был показан спектакль.
В течение двенадцати последующих лет у пары родилось десять детей. Их старший сын дофин Людовик Фердинанд стал отцом трех французских королей – Людовика XVI, Людовика XVIII и Карла Х. Опасения относительно слабого здоровья Людовика XV оказались напрасными – он правил Францией пятьдесят восемь лет.
Но вернемся к королеве Марии Лещинской. Она отличалась спокойным нравом, как и ее отец любила музыку, живопись и чтение. Писала акварелью, музицировала, училась пению у приглашенного ею ко двору знаменитого кастрата Фаринелли. По ее желанию в версальском дворце каждую неделю устраивались выступления польских хоров. В «Эротической истории Версаля» Мишеля Верже-Франчески и Анны Моретти упомянуто, что поглощенный бесконечными романами Людовик XV предоставил своей супруге возможность «предаваться своим увлечениям: она рисует, занимается музыкой, покровительствует художникам и артистам. На долю ушедшей в тень королевы выпадают моменты торжества, когда в 1764 году она по-немецки беседует с Моцартом, в то время как большинство придворных и не подозревают о том, что она владеет многими языками».
Их брак продлился сорок три года и считался удачным, хотя со временем разные по темпераменту супруги охладели друг к другу. Королева не стремилась играть первую роль, занималась детьми, жила в Версале в окружении собственного двора – небольшого круга верных придворных и духовных лиц. Она раздавала милостыню, завоевала любовь народа и запомнилась как «добрая королева». В Музеях Московского Кремля хранится принадлежавший ей служебник Страстной недели.
Мария Лещинская, бабушка трех французских королей, скончалась в 1768 году в возрасте шестидесяти пяти лет и была погребена в базилике Сен-Дени. Сердце королевы покоится в церкви Нотр-Дам-дю-Бон-Секур в Нанси, где похоронены ее родители.
Иллюстрации:
1. Ж.-Б. ван Лоо. «Портрет короля Станислава I Лещинского» (1728). Музей-дворец Версаль.
2. Фрнсуа Юбер Друэ (1773) Портрет короля
Людовика XV. Музей-дворец Версаль.
3. Веер. «Встреча Людовика XV и Марии Лещинской» (1740-е). ГИМ. Фотография К. Маслова.
4. Ф.-А. Стимар. Портрет королевы Марии Лещинской (1726). Музей-двоец Версаль
5. Служебник Страстной недели (1728). Музеи Московского Кремля. Фотография Э. Гараевой.