Выпуск 22

Наша история

Реконструкция биографии в контексте истории. В.Л.Шатилов

Эва Гараева

РуиныСто пять лет назад в ходе Первой мировой войны прогремели последние битвы на линии реки Пилица. Позади была Лодзинская операция, состоявшаяся осенью 1914 года, во время которой погибло около двухсот тысяч  человек с обеих сторон. Германцы захватили Томашов Мазовецкий, Спалу и Иновлодз. Отступившая российская армия устроила укрепления на реках Бзура, Равка, Пилица. Почти полгода, с декабря 1914 до мая 1915 г., линия фронта в Восточной Пруссии (так назывался в то время этот регион) проходила  от Томашова Мазовецкого до Нового Мяста. В общей сложности в сражениях на этой территории принимало участие более шестисот тысяч солдат, погибли десятки тысяч, многие города и поселения превратились в руины.

Вследствие исторических событий – разделов Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Габсбургской монархией в конце XVIII столетия – полякам во время Первой мировой приходилось воевать по обе стороны фронта. Это еще одна трагедия польского народа. 

Суровая зима 1914 – 1915 г.г. отрицательно сказалась на состоянии обеих армий. Фиксировались многочисленные случаи обморожения, заболевание дизентерией, вспышки сыпного тифа. Начался пятимесячный период позиционной войны, истощавший силы противников. Впрочем, в разных местах столкновения продолжались – об этом речь пойдет далее.

 К событиям столетней давности меня заставила обратиться судьба русского солдата, уроженца тамбовской земли Шатилова Василия Лаврентьевича, служившего в 235-ом Белебеевском полку и раненного в Немгловском лесу в феврале 1915 года.

Василий Лаврентьевич Шатилов родился в селе Кудрино Кирсановского уезда Тамбовской губернии 11 (24) августа 1875 года. Сохранилась метрическая запись о его крещении 12 (25) августа в Казанской церкви этого села [1]. Его родителями были потомки однодворцев Лаврентий Леонтьевич и Марфа Васильевна Шатиловы.

Село Кудрино известно с начала XVIII века [2]. В разное время оно также именовалось Богородицким, Подвигаловкой. В Словаре Российской империи, составленном П.П. Семеновым-Тян-Шанским для Русского географического общества (1863), читаем, что в середине XIX века в селе Подвигаловка, Кудрино тож, что в двадцати шести верстах к северо-западу от города Кирсанова, насчитывалось двести десять дворов,  еженедельно проводились базары и каждый год устраивалась ярмарка 8 июля [3].

Шатиловы были коренными жителями этого старинного села, основанного однодворцами и мелкими помещиками. Все предки Василия Лаврентьевича поименно прослеживаются по документам, сохранившимся в фондах Тамбовской казенной палаты, Тамбовской духовной консистории и Коллекции метрических книг Государственного архива Тамбовской области. Копии этих документов имеются в моем распоряжении. Первым представителем рода, о котором сохранилась запись в фондах ГАТО, является однодворец Шатилов Егор Архипович. Ревизские сказки однодворцев села Богородицкое, Кудрино тож за 1763 и 1782 г.г. позволяют установить, что он родился в 1727 году, был женат на Ирине Дементьевне, имел двоих сыновей по имени Михаил и пять дочерей, умер в 1776 году [4]. Его сын Михаил «меньший», появившийся на свет в 1771, стал продолжателем рода Шатиловых [5].

Но вернемся к судьбе Василия Лаврентьевича. В двадцатилетнем возрасте он женился на уроженке того же села девятнадцатилетней Марии Ильиничне Сячиной, дочери потомка однодворцев Ильи Михайловича Сячина и его жены Параскевы Федоровны [6]. В 1896 году появилась на свет первая дочь Шатиловых Марья (умерла в младенчестве) [7]. Кроме нее у Шатиловых было шесть дочерей: Александра (1898), Мария (1905), близнецы Екатерина и умершая в младенчестве Пелагея (1907) [8], Анастасия (1910) и Надежда (1912).

Согласно воспоминаниям дочерей, зафиксированных Говердовской (Гараевой) Валентиной Алексеевной, В.Л. Шатилов работал управляющим крупным хозяйством и занимался ветеринарией.

солдаты15 (28) июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии, находившейся под протекторатом России. 17 (30) июля 1914 года Российская империя начала всеобщую мобилизацию. Шатилов был призван в армию рядовым и зачислен в 235-й пехотный Белебеевский полк, сформированный в Тамбове в июле 1914 года. Полк входил в состав 59-й пехотной дивизии, его командирами были полковники А.И. Соболев, А.А. Правиков и Л.Г. Доморацкий [9]. Уходя на войну, Шатилов не знал, что видит родные места и свою семью в последний раз.

В Российском военно-историческом архиве хранятся Журналы боевых действий полка, которые позволяют восстановить военную судьбу В.Л. Шатилова. Из журнала за период с 18 (31) июля по 2 (15) сентября 1914 года [10], подписанного полковником А.И. Соболевым, можно почерпнуть информацию о том, как шло формирование полка, обучение воинов, подготовка к выезду на театр военных действий. После пятидневного передвижения по железной дороге 21 августа (здесь и далее даты указаны по новому стилю) полк прибыл в Крепость Осовец, что в 50 км от Белостока. Солдаты и офицеры на протяжении нескольких дней занимались усилением ее фортов. (Примечательно, что в это же время в крепости находился подпоручик российской армии поляк Владислав Стшеминьский, возглавивший позднее знаменитую «Атаку мертвецов» и ставший впоследствии известным художником, основоположником авангардного направления унизм). 27 августа комендант Осовецкой крепости объявил всем чинам полка благодарность. В тот же день был получен приказ об отправке белебеевцев в Варшаву. 1 сентября воины прибыли на железнодорожную станцию Прага-Пельцовизна (предместье, а ныне район Варшавы). Походным порядком полк прошел через Варшаву и занял форты на Мокотове. В журнале указан состав полка на тот момент: 62 офицера, 6 врачей, 3 чиновника, 4149 нижних чинов. В течение двух недель солдаты занимались укреплением фортов и делали военные упражнения. 14 сентября полк был погружен в эшелоны для отправки в Гродно.

К сожалению, журнал за период с 3 (16) сентября по 31 октября (13 ноября) 1914 г. отсутствует. Следующие записи относятся к периоду с 1 (14) ноября  по 31 декабря 1914 (13 января 1915 года) [11]. Из журнала, подписанного полковником Л.Г. Доморацким, мы узнаем, что в середине ноября полк находился в районе Мазурской линии озер, недалеко от озера Виартель, где вел пешую и конную разведку, по приказу командования сжигал деревни, в которых находился или мог быть неприятель. Время от времени происходили локальные столкновения с германцами. 7 декабря 1914 г. полк в полном составе отправился по железной дороге в окрестности города Чеханова. 10 декабря солдатами был выполнен приказ выбить противника из деревни Пехчин, затем полк занял деревню Гонски. Во время обстрела с близкого расстояния немцами были убиты 15 воинов. 11 – 12 декабря полк перешел в наступление, освободил от неприятеля деревни Павлувко и Павлово и занял их. Наступление продолжалось на деревни Леково, Регимин, Леснево Дольне, Зеньбок и другие. 13 декабря полк передислоцировался в район Новогеоргиевска. Приказ переместиться южнее Сохачева был выполнен 17 декабря. Поступив в распоряжение генерала Мартынова, 21 декабря белебеевцы получили приказ выбить немцев из окопов на правом берегу реки Бзуры. После удачной  атаки на неприятеля, полк был отбит пулеметным огнем и отступил. В  ночь с 21 на 22 декабря было убито 10 нижних чинов и 22 ранено. Тем не менее, командованием был отдан приказ не дать возможности противнику распространиться на правом берегу Бзуры и уничтожить его. Атака проходила под ураганным огнем неприятеля. Потери полка составили убитыми 58 низших чинов и 198 ранеными. Атака продолжалась и в последующие дни. Лишь 27 декабря полк был отправлен в резерв. 2 января 1915 г. состоялся церемониальный марш в присутствии Великого князя Андрея Владимировича. На следующий день получен приказ выступить в деревню Звежинец и занять позиции на реке Бзуре, что и было выполнено. На месте солдаты занимались улучшением окопов. 6 января переместились в Щитно,  где рыли землянки. Затем выступили в Гузов, позднее в Медневице.

Следующий журнал, который вел полковник Доморацкий, содержит записи с 1 (14) января по 4 (17) марта 1915 года [12]. Он позволяет восстановить события, имеющие непосредственное отношение к судьбе Василия Лаврентьевича Шатилова. 15 января 1915 г. командованием был отдан приказ Белебеевскому полку следовать в деревню Червоная Нива для соединения с 236-ым Борисоглебским полком. Указана численность полка: 28 офицеров и 2090 штыков. В ночь с 16 на 17 января полк выступил на передовую позицию между деревнями Боржимов и Гумин. В результате артиллерийского обстрела неприятелем было выведено из строя 22 нижних чина. До рассвета солдаты работали над улучшением окопов, отводили воду от рвов. 18 января состоялся очередной шрапнельный и гранатный обстрел. Потери составили 3 человека убитыми и 37 ранеными. Смененные 22-ым Сибирским стрелковым полком белебеевцы выступили в Жирардов для присоединения к дивизии. С 28 по 31 января полк находился в деревне Мищоновские Буды. В начале февраля, прибыв в Гузов, белебеевцы поступили в распоряжение генерал-майора Гудима. 3 февраля выдвинулись к фольверку Юзефов, проводили разведку в Воле Шидловской. В тот же день было приказано атаковать противника.  В результате неоднократных ураганных  пулеметных обстрелов полк понес огромные потери – выбыло 8 офицеров и 765 нижних чинов. Белебеевцы отступили, заняли прежние окопы, где в течение двух дней подвергались обстрелу тяжелой артиллерии противника. 6 февраля генерал-майор Гудим приказал перейти в деревню Червоная Нива. До 16 февраля полк вел разведку, исправлял окопы, проводил рекогносцировку в Гуминском лесу, где подвергся неприятельскому обстрелу. 17 февраля перешли в Гузов, в тот же день ряды полка пополнили 498 человек. В последующие дни белебеевцы вновь переместились в деревню Червоная Нива, затем заняли позиции в деревне Гумин. С 24 по 26 февраля происходила перестрелка с противником. 27 февраля были обстреляны резервы полка, снаряд попал в землянки, засыпало семь нижних чинов – все были тяжело контужены.

Впоследствии в третьем томе «Стратегического очерка войны», подготовленном А. Незнамовым, было признано, что упорные бои за расположенные в низинах Боржимов, Гуминский лес и Волю Шидловскую, не имели никакого тактического значения [13]. Незнамов указывает, что «немцы, кроме усиления своего расположения проволокой, широко применяли мешки, щиты и тяжелую артиллерию; мы же пока, невзирая на огромной свой некомплект, стремились достигнуть успеха массовым натиском «живой силой», а тяжелой артиллерией, которой, по собственному признанию ставки, был перегружен Новогеоргиевск, пользоваться не хотели» [14].

После четырех дней в резерве 7 марта полк по приказу дивизии перешел в Мщонов, откуда выступил в район деревни Рославовице. 8 марта полку приказано перейти в Рыльск Малый и быть в полной готовности выступить по первому требованию. Для описания дальнейших событий, процитирую с сокращениями журнальную хронику:

«24 февраля (9 марта) 1915.

В 4 часа ночи были высланы разведчики под командой  офицера для ознакомления с местностью, на которой предстояло полку действовать. Во исполнение приказа по сводному корпусу от 24 февраля, 2-ой бригаде под начальством генерал-майора Гудима приказано было выбить противников из Немгловского леса, а затем атаковать его позицию от д. Висувки до д. Грабице включительно и занять таковую, закрепить ее за собой. […]

В 2 часа назначено было общее наступление по всему фронту. С началом движения неприятельская артиллерия открыла ураганный огонь шрапнелью и полк сразу начал нести значительные потери: в первый же час выбыло из строя 7 офицеров.

25 февраля (10 марта) 1915.

В 4 часа утра неприятельская артиллерия вновь открыла огонь, перешедший к 5 час. утра в сильный ураган. Телефонная связь в это время окончательно прервалась, уничтожаемая неприятельскими снарядами».

литургияВ эти дни были ранены и контужены многие белебеевцы, уроженцы тамбовской земли [15]. В Именном списке потерь нижних чинов 235-го пехотного Белебеевского полка за период с 24 февраля (9 марта) по 3 (16) марта 1915 г., числится и Шатилов Василий Лаврентьевич, выбывший из строя 24 февраля (9 марта) 1915 года по причине ранения/контузии в Немгловском лесу. [16]

Есть основания утверждать, что вследствие невозможности оказания необходимой медицинской помощи в головном перевязочном отряде Шатилов вскоре скончался и был похоронен там же – в Немгловском лесу или его окрестностях. Ему не было и сорока лет. В 1915 году семья получила извещение о его смерти. Вдове Марии Ильиничне Шатиловой оставшейся с малолетними дочерями, выплачивалась пенсия до захвата власти большевиками…

дочериО бессмысленности Первой мировой написано немало трудов. Читая хронику боевых действий, я не раз задавалась вопросом: за что воевали российские воины? Полагаю, об этом думали и сами солдаты, мерзшие в окопах, на позициях в Гуминском и Немгловском лесах, тоскуя по оставленным в родных селах и городах семьям. Во имя чего они полегли на чужой земле?

Мария Ильинична Шатилова одна вырастила детей. Она умерла в родном селе в 1942 году. Три  младших дочери – Екатерина, Анастасия и Надежда – переехали в Москву в начале 1930-х. Они и старшая Александра дожили до глубокой старости и до последних дней сохраняли ясность ума.

Фотография Шатилова Василия Лаврентьевича не сохранилась, но благодаря документам, обнаруженным в разных архивах, удалось столетие спустя после гибели реконструировать его биографию и сохранить о нем память.

 Примечания:

 1. ГАТО, ф. 1049, оп. 2, д. 4865, л. 24 об. (запись 65).

2. РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 4098, л. 166.

3. Семенов-Тян-Шанский П.П. «Словарь Российской империи» (том 1).

Санкт-Петербург, 1863.

4. ГАТО, ф. 12, оп.1, д. 63, л.23.

5. ГАТО, ф. 12, оп.1, д. 189, л. 63 об.; ф. 1049, оп.2, д. 287, л. 4. (запись 3)

6. ГАТО. Архивная справка №5383/12 от 10.02.2020.

7. Там же.

8. ГАТО, ф.1049, оп. 2, д. 6363, л. 57об., 58 (записи 52 - 53).

9.  https://gwar.mil.ru/army/27/

10. https://gwar.mil.ru/documents/view/?id=51507424

11. https://gwar.mil.ru/documents/view/?id=51517503

12. https://gwar.mil.ru/documents/view/?id=51507432

13. Незнамов А. «Стратегический очерк войны» (часть 3). «Высший военный редакционный совет». Москва, 1922. Стр. 33.

14. Там же.

15. https://gwar.mil.ru/heroes/chelovek_donesenie10340145/ 

16. РГВИА, ф. 16196, о.1, д. 118633.

Иллюстрации:

1. Руины Иновлодзи;

2. Российские солдаты на фронте;

3. Заупокойная литургия после сражения;

4. Младшие дочери Шатилова Василия Лаврентьевича Анастасия и Надежда. (Фотография из семейного архива В.А. Говердовской (Гараевой).

   Автор статьи сердечно благодарит Говердовскую (Гараеву) Валентину Алексеевну за воспоминания; сотрудника ГАТО Мещерякова Юрия Владимировича за исчерпывающую архивную справку и копии документов, а также Тумашова Евгения Валерьевича за ретушь и обработку фотографии.

 

Реконструкция биографии в контексте истории. В.Л.Шатилов




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 22

Наша история

  • Свадьба в Кейданах
  • Из рода Милошей
  • Поляки в Кавказской войне - две грани одного явления
  • Тверские корни польских королей
  • Дети отчизны
  • Разбитое сердце Густава Олизара
  • Между двух миров (рассказ о Леоне Козловском)
  • Князь Евстахий и лагеря
  • "Легкий след жизни" Александра Корниловича
  • Между двух миров (оконч.)
  • Михал Клеофас Огиньский
  • Прогулка по "польской" Гатчине
  • Николай I и Краковская республика
  • Прототипы главных героев «Верной реки» Жеромского
  • Марина Мнишек в русской истории и русской поэзии
  • Музей Второй мировой войны в Гданьске
  • «Прощаем и просим о прощении»
  • Сталинградская символика и ее восприятие в Польше
  • 100-летие Люблинского католического университета
  • Дочки-матери
  • Полесье, 1939
  • Смытая фотография
  • Багаж несбыточных желаний
  • Дружба, продолжавшаяся полвека
  • Марш на Варшаву (фрагмент книги о фельдмаршале Паскевиче)
  • Пакт Гитлер-Пилсудский и начало Второй мировой
  • Янина Жеймо и Ольга Берггольц в блокадном Ленинграде
  • Сорокалетие первого визита Иоанна Павла II в Польшу
  • Операция "Белый меч" или как Гатчина стала Троцком
  • Юзеф Понятовский – композитор и дипломат
  • Психическая атака
  • Шинель Первой мировой
  • Воркутинский бунт 1953 года
  • Изучение польского языка в Иркутске в ХХ-ХХI вв.
  • Реконструкция биографии в контексте истории. В.Л.Шатилов
  • Романы железного Феликса
  • Поляки на Северном Кавказе в ХIХ-ХХ вв
  • Вирус и корона: история первой прививки в России
  • Больше, чем архив: выставка в Государственном архиве РФ
  • Как боролись с эпидемиями наши предки
  • Это изобретение помогло выиграть Вторую мировую войну
  • Шатилов Павел Николаевич. «Записки: в двух томах»
  • Синдром Неммерсдорфа
  • Первая Чехословацкая Республика (1918-1938)
  • Красноярский хирург Роберт Пикок
  • Пророчества Черной Марии
  • Чудо на Висле
  • Варшава как пособник Холокоста
  • Короткая жизнь Украинской державы (1918)
  • История подпольной организации «Молодая гвардия»
  • Алексей Яковлевич Ступин. К истории Киевского политехнического института
  • Красная армия норвежского короля
  • Капризная звезда Левоневских
  • Капризная звезда Левоневских (ч. 2)
  • Александр Борейко-Ходзько
  • Шуга по-белому. Все друзья Володи
  • Странники поневоле: поляки в Вологде
  • Полковник Корса
  • Прусские ночи
  • Они сражались за общую Родину
  • Памятник в Америке в честь единственного сражения с русскими
  • Как польские революционеры Россию шатали
  • Княгиня Дарья Ливен - первая русская женщина-дипломат
  • Как польские революционеры Россию шатали (ч.2)
  • Томаш Зан в Оренбурге
  • История костела св. Михаила Архангела в Сморгони
  • Генерал Андерс
  • Графиня Путткамер из Верещаков и ее уcадьбы
  • «И каждый камень пел…»