Выпуск 24
Наша история
Больше, чем архив: выставка в Государственном архиве РФ
Государственный архив РСФСР был создан в 1920 году, в его фондах ныне насчитывается около семи миллионов дел по истории России XIX – XXI веков. На выставке, подготовленной коллективом ГА РФ во главе с начальником отдела выставок, кандидатом исторических наук Сидоровой М.В., представлены не только документы, но и мемориальные предметы, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства.
В ГА РФ хранятся фонды по истории Царства Польского. Большой интерес для нас представляет Конституция Царства Польского 1815 года и история ее странствий. Основы Конституции Царства Польского были утверждены императором Александром I во время Венского конгресса 13/25 мая 1815. Польской политике император придавал большое значение. Подписанию документа предшествовали размышления, консультации и доработки. На выставке представлен черновик письма императора князю Адаму Чарторыйскому на французском языке, датированный январем 1813 года: «Я скажу Вам со всей откровенностью, чтобы осуществить мои заветные идеи касательно Польши, мне, несмотря на весь блеск моего нынешнего положения, необходимо преодолеть некоторые трудности»… Позднее император указывал: «Польша мне необходима, чтобы цивилизовать мою империю, слишком обширную, чтобы я желал ее дальнейшего увеличения».
Подписанный императором Александром I в Варшаве 15/27 ноября 1815 года и скрепленный его печатью текст Конституции на французском языке хранился в Польском Сенате. Показанные на выставке папка, отделанная бронзой и красным бархатом, и бронзовый ларец с одноглавыми орлами по бокам и орлом на крышке были изготовлены специально для конституции по заказу польского Сената в 1826 году. После подавления Польского (Ноябрьского) восстания (1830 – 1831) конституция была отменена, согласно «Органическому статуту» (1832) упразднялся Сейм, а Царство Польское объявлялось частью России. По распоряжению императора Николая I ларец с «покойницей конституцией» – так называл документ реакционный российский самодержец – был перевезен в Москву и на протяжении девяноста лет стоял на полу под портретом Александра I в одном из залов Оружейной палаты. В 1922 году ларец был передан в Республику Польша по Рижскому договору (1921), но на родине пробыл недолго.
В сентябре 1939 года советская армия вошла в восточные территории Польши. 19 сентября сотрудниками НКВД был задержан бывший сенатор и комиссар по иностранным делам князь Януш Радзивилл, у которого были конфискованы ларец с конституцией, а также несколько других документов и предметов (опись изъятого представлена на выставке). До конца июня 1941 года ларь хранился на Лубянке, затем был передан на секретное хранение в Центральный государственный исторический архив в Москве. В начале войны архив был эвакуирован, ларец находился в хранилище в сибирском городе Ялуторовск и вернулся в Москву лишь в 1982 году. Руководство ЦГИАМ неоднократно обращалось в Главное архивное управление СССР с предложением передать ПНР ларец с конституцией, однако эта инициатива не была поддержана. Вплоть до снятия грифа секретности в 1992 году этот исторический документ находился на закрытом хранении.
Среди других интересных экспонатов, которые можно увидеть на выставке – легендарный рукописный дневник Натальи Долгоруковой, дочери фельдмаршала Б.П. Шереметьева, ставшей впоследствии схимонахиней Нектарией. Опубликованные письма и «Своеручные записки княгини» я читала, но подлинник, хранящийся в фонде рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца в ГА РФ, увидела впервые. Многострадальная судьба Натальи Долгоруковой известна мне с детства. Каждое лето наша семья, живя на даче в Никольско-Архангельском, любила прогуливаться в усадьбе Шереметьевых Кусково и обширном парке имения Горенки, некогда принадлежавшем влиятельным князьям Долгоруковым. Юный император Петр II был частым гостем этого семейства, с удовольствием охотился в их владениях. В изысканных княжеских палатах Долгоруковых для императора была приготовлена комната, украшенная шпалерами и ценным оружием. Иван Григорьевич Долгоруков, жених Натальи Борисовны Шереметьевой, был приближенным и другом императора. Петр II был обручен с его сестрой Екатериной, но венчание пары не состоялось – четырнадцатилетний император скоропостижно скончался от оспы в январе 1730 года. После его смерти Долгоруковы попали в немилость и были отправлены в ссылку в Березов… Туда вместе с мужем поехала и Наталья Борисовна. Десять лет провела Долгорукова в сибирской ссылке, она вернулась в Москву в октябре 1740 года. Вырастив детей, княгиня приняла постриг в Киево-Флоровском монастыре. «Своеручные записки» (1767) – признание в любви к казненному мужу, исповедь много пережившей женщины и ценный документ эпохи. Записки были написаны ею по-русски, что для того времени явление уникальное, даже современницы А.С. Пушкина писали по-французски. Восхищает изумительная сохранность дневника, белизна бумаги, четкость чернил.
Один из главных экспонатов выставки – хранившийся в серебряном ларце Акт о престолонаследии, собственноручно написанный великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I) накануне отъезда на войну со Швецией. На документе также стоит подпись его супруги великой княгини Марии Федоровны, обе подписи скреплены сургучными печатями. Этим документом отменялся закон Петра I о назначении преемника по желанию монарха и вводилось правило престолонаследия по праву мужского первородства. Акт был зачитан Павлом I в день коронации в 1797 году и хранился в ларце работы придворного ювелира Ивара Венфельда Буха на престоле Успенского собора Московского Кремля. Впоследствии в ларец были добавлены Манифест о запрете заключения неравнородных браков членов императорской фамилии (1820); подлинник отречения великого князя Константина Павловича (1822), женившегося на польской графине Жанетте Грудзинской; утвержденные формы присяги для наследника престола (1834) и великих князей (1851). Все эти документы можно увидеть на выставке. Интересно, что сохранились бархатный футляр, созданный для ларца, и ключик на муаровой ленте.
В нескольких витринах выставлены записные книжки, дневники и блокноты российских императриц – некоторые из них украшены драгоценными камнями, миниатюрными рисунками, эмалями, мозаиками. Среди них обращают на себя внимание вещи, принадлежавшие супруге императора Николая I Александре Федоровне. Приоткрытая резная деревянная шкатулка демонстрирует двадцать шесть маленьких записных книжек с перламутровыми накладками и выполненными акварелью видами Санкт-Петербурга и немецких городов. Александра Федоровна вела дневники с детства на протяжении всей жизни. Фрейлина А.О. Смирнова-Россет вспоминала разговор с императрицей: «Она мне сказала, что ее почерк рассчитан так, чтобы не выйти за пределы года; что она писала свой дневник с девятилетнего возраста под наблюдением либо своей матушки, либо своей гувернантки мадемуазель Вильдермет». Во всех дворцах императрица окружала себя альбомами, что было в духе эпохи романтизма. Она записывала в них свои впечатления, заполняла рисунками, сохраняла в них засушенные цветы, в которые вкладывала смысл, понятный посвященным.
Датская принцесса Дагмара, ставшая супругой Александра III императрица Мария Федоровна, была талантливой художницей. На выставках в Санкт-Петербурге иногда экспонируются ее живописные произведения. Свои письма она также украшала акварелями. На выставке представлены ее элегантные записные книжки разных периодов и письмо сыну Николаю с нарисованными акварелью анютиными глазками – эти цветы Мария Федоровна очень любила.
В записной книжке последней российской императрицы можно прочитать размашистую запись, сделанную в 1911 году Григорием Распутиным.
Тетради и блокноты Александры Федоровны оформлены гораздо скромнее, чем записные книжки ее предшественниц. Дневник императрицы 1918 года заканчивается идиллической записью на английском языке, сделанной за несколько часов до расстрела императорской семьи.
Альбом великой княгини Елены Павловны открыт на странице со стихотворением А.С. Пушкина «Полководец», посвященном фельдмаршалу М.Б. Барклаю де Толли, вписанным поэтом в конце 1836 или начале 1837 года. Стихотворение заканчивается такими строками:
О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха.
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье!
В октябре 1896 года Николай II и его супруга посетили Французскую республику. Пышный прием император описал в письме к матери Марии Федоровне: «Встреча в Париже была необыкновенная…». Спустя несколько месяцев после визита император получил от президента Франции Феликса Фора огромный памятный альбом с рисунками, стихотворениями, фрагментами партитур и автографами выдающихся французских художников, композиторов, поэтов, писателей и актеров. Украшение переплета было создано по эскизам Рене Лалика. Оцифрованные страницы альбома можно посмотреть на большом интерактивном экране.
В 1997 году гражданином Франции А.Д. Волковым в ГА РФ был передан архив великого князя Андрея Владимировича и его жены М.Ф. Романовской-Красинской (Матильды Кшесинской). В двух витринах представлены документы и личные вещи балерины: платье, в котором она выступала в училище, балетные туфли, листы с оценками и аттестат об окончании Санкт-Петербургского театрального училища, выданный ей в 1890 году, машинописные страницы воспоминаний с авторскими пометками, фотографии французского периода жизни.
В последние годы в ГА РФ поступили письма, дневники, фотографии генерала А.И. Деникина и документы из архива адмирала А.В. Колчака – часть этих материалов представлена на выставке.
В фондах Госархива насчитывается более семи тысяч произведений изобразительного искусства. В небольшом зале можно познакомиться с избранными произведениями – среди них большой альбом с рисунками придворного художника Михая Зичи «Воспоминания охот», прекрасные акварели М.А Воробьева и Г.Ф Барановского, меню торжественных обедов, созданные знаменитыми художниками.
Еще один раздел выставки посвящен гибели царской семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. В витринах выставлены телеграмма о расстреле Николая Романова, зашифрованная телеграмма о расстреле всей семьи императора, фрагмент обоев из подвальной комнаты с многозначительной надписью на немецком языке «В эту самую ночь Валтасар был убит своими слугами», вещественные доказательства и свидетельства преступления.
В зале, посвященном истории ХХ века, освещается операция «Миф», расследовавшая обстоятельства смерти Гитлера в 1946 году. До 1992 года эти материалы находились на секретном хранении. В соседней витрине также представлены единственный сохранившийся экземпляр «Служебной инструкции для концлагеря», подписанной Гиммлером в 1941 году; планы комнат фюрера в бомбоубежище и помещений бункера Гитлера под зданием Имперской канцелярии; журнал крематория нацистского концлагеря Гузен; документы и вещи узника концлагеря Дахау Н.Н. Колпакова.
Сотрудники Госархива создали выставку, интересную не только специалистам, но и широкой публике, показав не только уникальные документы, но и мемориальные вещи, произведения искусства, ценные артефакты. Сосредоточившись на двадцати одном сюжете отечественной истории, они постарались создать у зрителей ощущение сопричастности событиям и судьбам.
Выставка открыта до 31 января 2021 года.
Адрес: Москва, Большая Пироговская, 17.
Текст и фотографии Эвы Гараевой
Больше, чем архив: выставка в Государственном архиве РФ
4 декабря в Выставочном зале Государственного архива РФ в Москве открылась юбилейная историко-документальная выставка «Больше, чем архив». Наш корреспондент Эва Гараева посетила эту замечательную выставку. Ниже приводится ее отчет и ряд сделаных ею фотографий.