ВЫПУСК 25
Россия глазами поляков
Альбендорф – Вамбежице. Силезский Иерусалим
Первые упоминания об Альбендорфе появились в хрониках XIV века, но основан он был, по всей видимости, могущественным королем Пржемыслом Отакаром II в середине XIII века и заселен переселенцами из Тюрингии. В разное время это место имело и другие названия, среди них Альбертивилла, Альберндорф, Альберихтсдорф – по имени Альберта, возглавившего поселение. Деревушка располагалась в живописной долине, в восточной части Столовых гор.
По легенде, в начале XIII века слепой Ян, ежедневно приходивший из Рашкова в эту деревушку, чтобы помолиться у фигурки Девы Марии, установленной в дупле старой липы, прозрел. О чуде разнеслась молва, в Альбендорф устремились паломники. Возле дерева вскоре был поставлен алтарь, а в 1263 году на месте чудесного исцеления была построена деревянная часовня. В начале XVI века владевшая деревушкой семья фон Паннвиц построила на месте часовни каменную церковь, однако вскоре этот род, выступивший против габсбургской монархии, лишился всех владений. Во время Тридцатилетней войны Альбендорф был занят протестантами, паломничества прекратились. Католики вернули святыню в 1628 году, но спустя 17 лет церковь была сожжена шведскими войсками.
Новая история Альбендорфа началась после того, как деревушка стала собственностью Даниэля Пасхазия фон Остерберга. Он происходил из семьи венецианского купца, переселившегося в начале XVII века в Богемию и разбогатевшего на поставках товаров и оказании услуг Габсбургскому императорскому двору. Даниэль Пасхазий Остербергер родился в Опаве в 1634 году, получил начальное образование в Коллегии иезуитов, позднее изучал право в Карловом университете в Праге. Благодаря превосходному образованию и способностям, он сделал блестящую карьеру, в итоге получил должность имперского советника. В 1667 году Остербергер женился на богатой богемской дворянке, тем самым упрочил свое положение и преумножил капиталы. В 1674 году император Леопольд I возвел его в рыцарское звание и даровал графский титул «фон Остерберг» (в его основе несколько измененный вариант родовой фамилии). В следующем году граф приобрел поместье в Ратене и соседний Альбендорф.
Граф фон Остерберг поддерживал контрреформационную политику Габсбургов. Зная о давней истории паломничества в Альбендорф, прерванной Реформацией, он решил возродить культ поклонения Деве Марии и вывести это место на другой уровень. Благодаря его финансовой поддержке и ходатайствам Альбендорф получил статус самостоятельного прихода. Просвещенный граф был впечатлен описаниями Иерусалима времен царя Соломона и, вероятно, совершил одно или два паломничества на Святую Землю. Понимая, что такое дорогостоящее и длительное путешествие доступно далеко не каждому, он вознамерился построить в Альбендорфе сактуарий Девы Марии и создать на принадлежащей ему земле топографическую копию Иерусалима – самую крупную кальварию в Силезии.
Для грандиозного строительства он пригласил известных архитекторов. Комплекс, по его замыслу, должен был состоять из трехнефной базилики, кальварии с часовнями, гостиниц для паломников, больницы и скитов. Граф был человеком своего времени – эпохи барокко. К прославлению паломнического центра он отнесся концептуально. Пока шло строительство, граф занимался «сотворением легенды» Альбендорфа. Он сочинил песню пилигримов «Радуйся, дева Альбендорфская» («Freu dich, du Albendorfische Jungfrau»);пригласил музыкантов и ставил спектакли-мистерии о Страстях Христовых, подобные тем, что устраивались с 1633 года в баварском Обераммергау – исполнителями были местные жители. Граф инициировал издание книги «Трон милосердия нашей чтимой Богоматери Альбендорфской» («Marianischer Gnadenthron Unserer lieben Frau zu Albendorf», 1695), в которой были зафиксированы предания о паломничестве и произошедшие в Альбендорфе чудеса исцеления.
Именно в этом издании было указано, что Ян из Рашкова прозрел в 1218 году. Том был посвящен покровителю графа императору Леопольду I. В 1698 графом была издана еще одна книга – «Представление страданий и смерти Иисуса Христа в Альбендорфе» («Vorstellung des Leidens und Sterbens Jesu Christi zu Albendorf»). Все это способствовало популярности Силезского Иерусалима.
Строительство первых часовен кальварии началось в 1681 году. Разным частям паломнического комплекса было задумано присвоить названия, отсылающие к Иерусалиму. Базилика, как прообраз Иерусалимского храма, располагалась на горе Сион, а гора напротив называлась Кальварией – что соответствует Голгофе и Елеонской (Масличной) горе. На юге от Кальварии находилась Новая гора, именуемая горой Синай или Хорив. Ручей, протекающий в Альбендорфе, был назван Кедроном, а его долину именовали Кедронской. Были построены двенадцать ворот, как в Иерусалиме (согласно другим источникам, шестнадцать или семнадцать). На освящение кальварии в 1701 году в Альбендорф прибыло около восьмидесяти тысяч паломников. Графу посчастливилось дожить до окончания ее строительства (1708) и освящения базилики в 1710 году. Через год Даниэль Пасхазий фон Остерберг скончался в возрасте семидесяти семи лет и был похоронен в построенном им санктуарии.
Однако через три года после смерти графа в здании обнаружились серьезные конструктивные просчеты, оно стало разрушаться, поэтому было принято решение разобрать его и построить заново. Средства на строительство пожертвовал новый владелец Альбендорфа граф Франц Антон фон Гётцен. Работы по возведению собора, внешней и внутренней отделке продолжались с 1715 по 1725 год. Имя архитектора неизвестно. Санктуарий возвышается над площадью, к нему ведет лестница, состоящая из разделенных на три части пятидесяти семи ступеней: девять нижних символизируют количество ангельских чинов, тридцать три центральные – возраст Христа в момент искупительной жертвы, пятнадцать верхних – возраст Девы Марии во время Благовещения. Фасад здания высотой пятьдесят два метра в стиле позднего Ренессанса разделен на три части – центральную и две боковых, меньших по размеру, а галерея делит фасад на два яруса. Двойные пилястры, скульптуры в нишах и верхняя балюстрада придают ему величественный вид.
В центральном овальном нефе базилики располагается главный алтарь, созданный венским скульптором Карлом Себастьяном Флакером в 1720 году, в котором находится полихромная готическая статуя Девы Марии Альбендорфской. Считается, что эта фигурка размером чуть меньше тридцати сантиметров была вырезана из ствола легендарной липы. Дева Мария в левой руке держит гранат, в правой – младенца Иисуса. Он же одной рукой тянется к гранату, а в другой держит голубя. По обе стороны от трона Богородицы установлены фигуры ангелов и ее родителей – святых Иоакима и Анны. В нишах помещены статуи Отцов Церкви: святых Амвросия, Августина, Григория и Иеронима.
Епископская кафедра со статуями евангелистов, увенчанная балдахином с Мадонной в окружении парящих ангелов, аллегорий континентов и завершаемая образом голубя – Святого Духа, – подлинное произведение искусства, созданное Флакером в 1723 году. Интерьеры базилики украшают росписи, живописные полотна, скульптуры и лепнина в стиле позднего барокко. К центральному нефу примыкает одиннадцать часовен. Для понимания замысла оформления базилики следует начинать ее осмотр слева – в капеллах в хронологическом порядке представлены сцены из жизни Девы Марии. Панорамный обзор нефа можно посмотреть на сайте: https://www.360cities.net/image/basillica-in-wambierzyce
В «Описании Прусского государства в географическом и статистическом отношениях», подготовленном выдающимся просветителем Ардалионом Васильевичем Ивановым (1836, Санкт-Петербург) находим следующее описание: «Альбендорф – прекрасное село, с замком, больницею и важным пивоваренным заводом. Жителей – 1100. В окрестностях Альбендорфа находится так называемый Новый Иерусалим с 94 часовнями, куда стекаются ежегодно на богомолье более 60000 человек».
В середине XIX века в Альбендорфе были созданы все условия для массового паломничества и туризма, большая часть жителей работала в мастерских по изготовлению сувениров, изделий из тканей и мелких предметов культа, а также занималась приемом приезжих. Процветавший приход мог позволить себе обновление часовен кальварии и строительство новых. В каждой были помещены деревянные фигурки, созданные тирольскими мастерами. На площади перед санктуарием в 1867 году был установлен памятник Даниэлю Пасхазию фон Остербергу.
В 1903 году в Ратене была проложена железная дорога, станция получила название «Ратен-Альбендорф». Благодаря этому увеличилось количество приезжих – до Первой мировой войны кальварию и санктуарий, фасад которого с 1912 года в праздники подсвечивался лампочками, ежегодно посещало около ста пятидесяти тысяч пилигримов и туристов, а для их размещения было открыто десять гостиниц. Именно тогда местным издательством «Verlag von Anselm Hatscher» и был выпущен комплект из десяти соединенных между собой почтовых открыток, находящийся в моей коллекции. На одной из них изображено чудо исцеления от слепоты Яна из Рашкова и строительство первой деревянной часовни. Остальные представляют собой раскрашенные фотооткрытки с видами Альбендорфа и его окрестностей – запечатлены санктуарий Девы Марии; панорамы городка; часовни кальварии; вид Ратена с бывшим замком графа фон Остерберга и железнодорожной станцией «Ратен-Альбендорф»; скала «Триумфальные ворота» и водопады в Столовых горах, расположенных поблизости.
В 1936 году Папа Римский Пий XI присвоил санктуарию в Альбендорфе почетный статус «малой папской базилики». После Второй мировой войны, в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций большая часть Силезии вошла в состав Польши. Городок Альбендорф был переименован в Вамбежице, что в переводе с чешского означает «скопление скальных пород» – так это место называли паломники из Богемии и Моравии на протяжении нескольких столетий.
17 августа 1980 года Богородица Альбендорфская-Вамбежицкая получила титул «Королевы семей». С тех пор головы Мадонны и Младенца венчают короны. Во время коронации Примас Польши Стефан Вышинский прочитал письмо Папы Иоанна Павла II: «Я испытываю огромную радость от того, что Богородица в своем санктуарии в Вамбежицах удостоена великой чести – сегодня день ее коронации. Я радуюсь вместе со всеми участниками этого события, которого санктуарий в Вамбежицах ждал столько столетий».
В 1990 году Вамбежице покинули иезуиты, взявшие обитель под опеку после Второй мировой войны, с 2007 года в Силезском Иерусалиме обосновались францисканцы. В наше время городок Вамбежице c восьмисотлетней историей паломничества ежегодно посещает около двухсот тысяч человек – большинство из них туристы. В конце ХХ века возросло количество гостей из Германии, Чехии и Австрии.
Иллюстрации (открытки из собрания Эвы Гараевой):
- Чудо исцеления от слепоты Яна из Рашкова и строительство деревянной часовни;
- Вид Альбендорфа;
- Кальвария с часовнями;
- Санктуарий Девы Марии;
- Панорама Ратена с бывшим замком графа Даниэля Пасхазия фон Остерберга и железнодорожной станцией «Ратен-Альбендорф», построенной в 1903 г.
Альбендорф – Вамбежице. Силезский Иерусалим
В моей коллекции хранится редкий комплект открыток с фотографическими видами города Альбендорфа, напечатанный «Verlag von Anselm Hatscher» в начале ХХ века.
Эва Гараева
Эва Гараева – переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина. В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер и др. авторов.