Выпуск 29

Переводчики и авторы

Саи Баба - кто он на самом деле?

Владимир Петров

Фанаты и критики

Одни считали и продолжают считать Сатью Саи Бабу воплощением Божества на грешной земле, прорицателем, чудотворцем и удивительным целителем, проповедником добра и мира, олицетворением мудрости и сравнивают его с Махатмой Ганди. Не случайно в ашрам, организованный этим знаменитым гуру, так стремились попасть люди, потерявшие жизненную опору, ищущие себя, разочаровавшиеся в ценностях общества. Все они ждали от него духовной и материальной поддержки, надеялись с его помощью приобщиться к миру гармонии.

СаиБольные стремились с помощью Сатьи избавиться от недугов. И чудеса исцеления действительно случались, что прославляло гуру еще больше.

Но встречались и критики Сатьи Бабы, которые называли его ловким манипулятором, игравшим на чувствах людей, использовавшим их желание верить в чудеса. Они утверждали, что Сатья Саи Баба, проповедуя аскетизм, сам не чуждался  комфорта. Будучи талантливым бизнесменом, он создал настоящую финансовую империю и возглавил ее.

Но как бы ни заканчивались дискуссии  фанатичных поклонников и критиков Сатьи Бабы, стоит признать, что  на протяжении многих лет он был одной из самых заметных фигур в индийской духовной, социальной и политической жизни. Обладая потрясающим даром убеждения, он сумел привлечь в свой ашрам тысячи людей разных национальностей и вероисповеданий. Среди них - политики, банкиры, артисты, спортсмены, предприниматели, которые осуществляли мощные финансовые вливания в его казну.

Черный скорпион

Будущий гуру появился на свет 23 ноября 1926 года в южноиндийской деревеньке Путтапарти, в семье потомственных актеров. При рождении получил имя Сатья Нараян Раджа. Огромный вклад в его воспитание внес дедушка - Кондама Раджа, который вел с внуком многочасовые беседы на духовные темы и приобщал его к чтению религиозной литературы.

Мальчик радовал деда и родителей успехами в школе, проявляя великолепные способности к изучению языков. Кроме того, он принимал участие в бойскаутском движении, зарекомендовав себя лидером, увлекался театральным искусством, музыкой, поэзией. В восемь лет он написал детскую оперу по мотивам древнеиндийского эпоса, а через два года организовал группу сверстников для изучения религиозных текстов.

- Мне нравилось быть вожаком и проповедовать сверстникам истины, которые я почерпнул из книг, - признавался гуру в зрелые годы.

Не мудрено, что еще в юности вокруг Сатьи Бабы начал формироваться мистический ореол.

Однажды Сатью ужалил черный скорпион, после чего у него начались судороги, сильнейшие головные боли, обмороки. Но удивительным образом чудовищные муки трансформировались у него в способность предсказывать будущее, материализовывать различные предметы и исцелять людей. Говорили, что молодой человек мог наложением руки снять любые боли и даже вылечить от малярии, получив буквально из воздуха необходимые лекарственные растения, которые встречались только высоко в горах и были совершенно недосягаемы для простых людей.

Обитель Великого мира

В конце мая 1940 года юноша собрал друзей и близких и объявил им, что является реинкарнацией индийского святого Шри Сатьи Бабы, проповедовавшего равенство всех религий и умершего в 1918 году.

- Я больше не принадлежу вам, - заявил он. - Я посвящу дальнейшую жизнь проповедям, которые помогут людям избавиться от бед. Мои будущие последователи ждут меня, и я не могу обмануть их ожиданий!

После этих слов он взял из корзины горсть цветов жасмина, бросил на пол, и тотчас же упавшие цветы образовали надпись «Сатья Баба». Вскоре юноша оставил родной дом и отправился в путешествие по Индии. Он посетил десятки городов и селений, произносил перед людьми проповеди и творил чудеса - материализовывал на глазах толпы кольца, перстни, денежные купюры, творил из ничего священный пепел вибхути и сыпал его в протянутые ладони. Все это с благоговением воспринимали его слушатели и зрители. Слава о новоявленном гуру расходилаа^ю стране стремительными волнами.

В 1950 году Сатья Баба создал в своей родной деревне Путтапарти ашрам, который назвал «Прашанти Нилаям», что означает «Обитель Великого мира». Чтобы приобщиться к учению Сатьи Бабы, в ашрам начали стекаться сотни паломников.

В своих проповедях Баба обращался к опыту мировых религий и часто цитировал священные тексты индуизма, а также Библию, Коран, буддийские манускрипты. Исследователи религиозного наследия Сатьи Саи Бабы относят его к модернизированному индуизму и отмечают, что это учение базируется на представлении, что в основе мира лежит Брахман (Абсолют), не имеющий ни начала, ни конца. В то же время духовная сущность человека, воспринимаемая им как единое сознание, считается тождественной Брахману. Сущность высшей религиозной задачи человека, по Саи Бабе, состоит в осознании этого тождества, чему мешают ложные стереотипы и материальные наслоения. От этих наслоений и пытался избавить своих последователей индийский гуру.

Этические принципы

Веру Сатья Саи Баба трактовал как желание познать Бога, любить Бога и быть любимым Богом. Преданность он связывал не только с божественной любовью, но и со служением Богу.

Вот пять этических принципов бытия, которым Саи Баба придавал большое значение: Истина, Праведность, Умиротворение, Любовь, Ненасилие. Все они считаются общечеловеческими и направлены на то, чтобы человек мог развить в себе божественное начало и возвыситься до подлинно божественного уровня. Согласно учению Саи Бабы, любовь способна решить все проблемы мира. Гуру также призывал вести здоровый образ жизни, отказаться от алкоголя, курения и приобщиться к вегетарианству.

Часть своих проповедей Саи Баба издавал в виде книг и брошюр, которые пользовались огромной популярностью. Две его главные книги: «Саи Баба обращается к Западу» и «Саи Баба говорит о союзах» были изданы в Европе вначале на немецком языке, а затем распространились по всему миру.

Одной из неотъемлемых черт деятельности Саи Бабы стала благотворительность. Он открыл в Путтапарти и содержал на свои средства бесплатную больницу, куда каждый мог обратиться за медицинской помощью. Даже операции на сердце делались в ней бесплатно. В 1970-е годы - благодаря денежным вливаниям сторонников Саи Бабы – в его ашраме заработали средняя школа, колледж и Университет высших знаний. Ежедневные утренние и вечерние встречи с верующими  в ашраме и лекции в университете Саи Баба перемежал с поездками в свою резиденцию в горах в жаркое время года. Там он проводил знаменитые «Летние школы в Бриндаваре» для молодежи. Его слава росла и вскоре перешагнула границы Индии. Сам же Саи Баба за пределы Индии никогда не выезжал

Состоятельные ученики и последователи Саи Бабы вкладывали миллионы долларов в фонд, учрежденный проповедником. Средства, осевшие в нем, Саи Баба продолжал вкладывать в благотворительные проекты. Одним из важнейших был проект орошения и снабжения водой жителей южных районов Индии – проект, за осуществление которого он заслужил благодарность правительства страны.

В 1985 году в Путтапарти Саи Баба в торжественной обстановке открыл Планетарий, а в 1990 году начал принимать паломников со всего мира Музей всех религий, постройку которого финансировал фонд Саи Бабы. В 1991 году начала прием первых пациентов больница и заработал Медицинский научно-исследовательский институт, в чем также заслуга гуру.

«Секретный Свами»?

В начале 2003 года Саи Баба, оступившись, упал и сломал бедро. С тех пор он передвигался в инвалидной коляске.

В 2005 году разразился громкий скандал, вызванный трансляцией британской корпорацией «Би-би-си» документального фильма «Секретный Свами», в котором разоблачались чудеса Саи Бабы и прозвучали в его адрес обвинения в сексуальных домогательствах. Фильм прошел по экранам многих стран мира, включая Индию. Сам Саи Баба отвергал все обвинения, называя их «вороньим карканьем», но в суд на «Би-би-си» так и не подал. Люди из ближнего круга утверждали, что удар по своей репутации гуру переживал очень тяжело.

В конце марта 2011 года 84-летний Сатья Саи Баба был госпитализирован после сердечного приступа в один из своих медицинских центров, где 24 апреля 2011 года скончался.

Траурная церемония прошла с огромной помпой в присутствии высших должностных лиц Индии и многосоттысячной толпы. Прах Саи Бабы был захоронен на территории его ашрама.

Ревизия последней обители проповедника показала наличие крупных денежных сумм в различных валютах и десятки килограммов золотых украшений. Все это стало достоянием фонда Саи Бабы. Сам он никакого имущества не имел и жил очень скромно, как и подобает святому.

Критики же гуру в своих выступлениях отмечали, что, несмотря на провозглашенное всеведение Сатьи Саи Бабы, имели место случаи, когда он допускал как фактологические ошибки, так и смысловые противоречия в высказываниях. Просочились в прессу и обвинения гуру в педофилии. Опытные иллюзионисты называли его чудодейственные материализации «элементарной ловкостью рук», а зомбирующее действие священного пепла вибхути, который якобы материализовал гуру, объясняли наличием в нем наркотических веществ. Они же свидетельствовали, что вокруг ашрама расплодились заводики по производству «драгоценностей», которые якобы материализовал из воздуха Саи Баба.

Но все эти домыслы и «разоблачения» не производят никакого впечатления на 50 миллионов последователей учения Саи Бабы в десятках стран мира. Продолжает действовать и благотворительный Фонд Саи Бабы. Как и прежде, в ашрам Саи Бабы стекаются тысячи паломников со всего света, чтобы почтить его память и подтвердить свою верность его моральному учению.  

 Источник: «Тайны ХХ века» №47 (887), 2019

Саи Баба - кто он на самом деле?

 




Выпуск 29

Переводчики и авторы

  • Проблемы перевода стихотворений Чеслава Милоша на русский язык: ритмико-интонационный аспект
  • Мицкевич и Пушкин
  • Густав Херлинг-Грудзинский и Федор Достоевский
  • Виткевич и Петербург
  • О поэзии Яна Твардовского
  • Тадеуш Ружевич и Карл Дедециус
  • Десять заповедей переводчика
  • Булгаков и Сенкевич
  • «Водовороты» – забытый роман Генрика Сенкевича
  • О Паоло Статути – переводчике русской и польской поэзии
  • Вечер памяти Владимира Британишского
  • Как переводить Мицкевича? Размышления Филиппа Вермеля
  • Волколак
  • Младший книжник. О книгах, их чтении и написании
  • Милош как состояние
  • «Они жили на Верной» (прототипы Рудецких - героев романа Жеромского)
  • Переводчик Карл Дедециус – участник Сталинградской битвы
  • Детская писательница Малгожата Мусерович
  • Переводы Буниным «Крымских сонетов» Адама Мицкевича
  • Николай Васильевич Берг - первый переводчик «Пана Тадеуша»
  • Поэтический язык Чеслава Милоша
  • Марыля Шимичкова в гостях у Мехоффера
  • Встреча с Рышардом Крыницким и его стихи
  • Три альбомных стихотворения Адама Мицкевича
  • Судьба белорусских переводов «ПанаТадеуша»
  • Стихи об Ахматовой
  • В. Ф. Ходасевич и сонеты Мицкевича
  • "Завороженные дрожки" (по Галчинскому)
  • Ярослав Марек Рымкевич и Мандельштам
  • Новые переводы произведений Пушкина и Мицкевича на итальянский язык
  • Верлибры Андрея Коровина в Польше
  • Хармс и Галчинский: традиции литературной игры
  • Поэзия интересного времени
  • Улавливая дух текста
  • Заметки об Осецкой
  • Заметки о поэзии молодых
  • Шаламов сегодня
  • Саи Баба - кто он на самом деле?
  • Стихи Есенина в переводах Юзефа Лободовского
  • Деревья Адама
  • О стихах Барбары Грушки-Зых
  • Земля славян
  • Песенка о фарфоре. Вальс.
  • Николай Васильевич Берг: 200 лет со дня рождения
  • Филипп Вермель - переводчик Мицкевича
  • Лермонтов и Мицкевич
  • Авторизованный перевод стихов Шимборской
  • Римское Рождество Адама Мицкевича
  • Стихи Адама Мицкевича, обращенные к Марии Путткамер
  • Борис Пастернак и Юлиуш Словацкий: завещания поэтов
  • Мицкевич в переводе Марины Цветаевой
  • Перевод Игорем Беловым «Друзьям-москалям» Адама Мицкевича
  • Три присяги Марии Конопницкой
  • Образ поэта в лирике Йозефа Горы