Выпуск 9

Эссеистика

История и современность в творчестве Генрика Сенкевича

Ева Леонова

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕНРИКА СЕНКЕВИЧА

С творчеством Генрика Сенкевича (1846-1916) связана целая эпоха в истории польской литературы. Начиналась его писательская деятельность в период расчлененности Польши, в пору распространения так называемого варшавского позитивизма, имевшего, в отличие от западноевропейского, не столько философский, сколько общественно-идеологический характер. В первых произведениях Сенкевича нашла отражение современная автору действительность (трагические судьбы крестьян, впечатления от поездок в Америку и Францию). Раннее творчество свидетельствовало о больших потенциальных возможностях писателя. Для всех его произведений, о чем бы он ни повествовал, характерна органическая связь патриотического пафоса с трагическим мировидением автора. Художественная сила, с какой воспроизводились писателем картины реальной жизни, была настолько велика, что читатели в своем восприятии их нередко приходили к гораздо более радикальным выводам, чем сам автор, во многом разделявший позитивистскую программу. Последняя предполагала сотрудничество всех граждан во имя совершенствования общества и экономического возвышения Польши, «органический труд», сопровождаемый «работой у основ» — просветительской деятельностью интеллигенции, ее содействием воспитанию и образованию народа.

Основной формой осмысления действительности стал для Сенкевича исторический роман. При этом, к каким бы сюжетам из прошлого ни обращался художник, в них легко прочитывались приметы современности, аналогии с настоящим, угадывался страстный патриотический призыв. Первое историческое произведение Сенкевича, повесть «Татарская неволя», вышло в свет в 1880 г. Но необычайный успех писателю принес его первый исторический роман «Огнем и мечом» (1884), составивший вместе с романами «Потоп» (1886) и «Пан Володыёвский» (1888) знаменитую трилогию, посвященную истории войн Речи Посполитой в XVII веке. Центральное же место в литературном наследии Сенкевича занимают исторические романы «Quo vadis?» и «Крестоносцы».

В романе «Quo vadis?» (1896), за который писатель в 1905 г. был удостоен Нобелевской премии, воскрешен один из самых драматичных периодов римской истории — последние четыре года правления Нерона (64—68 гг. н. э.), доведшего империю до состояния полнейшего упадка. В романе, по словам автора, дано «художественное противопоставление... двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу».

Ненавидящий Отчизну Нерон, «изверг» и «комедиант», — плоть от плоти первого мира. Убийца матери, первой и второй жен, множества подданных, он до последнего вздоха продолжает творить злодеяния, от которых кровь стынет в жилах. Кульминационные главы романа посвящены описанию пожара, превратившего Рим в «мертвую пустыню» и обернувшегося невиданными бедствиями для горожан. Сжечь город приказал император, вину же за поджог он возложил на христиан и подверг их кровавой публичной казни. Страшной смертью суждено умереть и самому Нерону.

Будущее Рима и всего мира, новую жизнь, построенную на духовных ценностях и гуманности, автор связывает с такими героями, как Авл Плавтий и его жена Помпония Грецина, их юная воспитанница Лития и другие, многие из которых приняли христианство и содействовали его дальнейшему распространению.

События из эпохи средневековья изобразил Сенкевич в романе «Крестоносцы» (1900). Это было время героической борьбы славян с Тевтонским орденом, долго и жестоко истязавшим набегами восточные земли. Ее описание увенчивается широкой панорамой знаменитой Грюнвальдской битвы 1410 г., в которой объединенные полки славян разгромили немецких «псов-рыцарей», положив «предел бедствиям и мукам... целых столетий» и принеся своим народам долгожданный и благословенный мир. Блестящее владение словом, психологическая точность, художественная образность позволили писателю создать предметную, осязаемую, исторически достоверную картину жизни польского государства на рубеже XIV - XV вв. Каждой строкой романа автор воздает «честь и хвалу» «великому, священному прошлому» своих предков.

Динамизм действия и пластичность в изображении характеров, экспрессивность и поразительная композиционная стройность, свойственные исторической прозе Сенкевича, присущи и его романам о современности, таким как «Без догмата» (1890), «Семья Поланецких» (1894), «Водовороты» (1909—1910). Из них русскому читателю наиболее известен роман «Без догмата»,  написанный в форме дневника героя; в свое время о нем восторженно отозвались Л. Толстой, М. Горький, А. Чехов. Мотивированно и психологически убедительно художник рисует здесь тип так называемого «лишнего человека». Подобный тип создавался в свое время Байроном, Пушкиным, Лермонтовым, Словацким. Сенкевич акцентирует внимание на генезисе «лишнего человека», обусловленном новой действительностью, которая лишает героя каких бы то ни было идеалов или догматов. «Бездогматцем» является и главный персонаж романа Леон Плошовский. Образованный, тонко чувствующий, способный многое совершить, он обречен на бездеятельность, на паразитическое существование «сытого и веселого зверя». Он вполне сознает неприглядность собственной жизни, постоянно занят «самокопанием» и в конце концов кончает жизнь самоубийством. «Роман, — подчеркивал Сенкевич, — должен быть и будет предостережением — к чему приводит жизнь без догмата ум критический, утонченный, лишенный простоты и ни на что не опирающийся. Правда, это не спасает Плошовских, но обратит внимание на причины, которые порождают Плошовских».

Одно из последних произведений Сенкевича, малоизвестный роман («Wiry» («Водовороты» или «Вихри») в последний раз издавался в России более столетия назад. По-русски он известен под названиями «Омут», «Водоворот», «В омуте жизни». Композиционным стержнем романа является драма любви шляхтича Владислава Кшицкого и блестящей красавицы-англичанки мисс Анней, в которой он не узнает некогда соблазненную им деревенскую девушку, дочь кузнеца Ганку Скибянку. Через годы тяжелейших испытаний вдали от родины пронесла она чувство к «паничу». Но сейчас, когда их связывает взаимность и счастье уже так близко, она решается посвятить Кшицкого в свою тайну, напомнить ему о прошлом и тем самым открыть свое истинное происхождение, ставя любимого перед выбором между чувствами и сословными предрассудками.

Любовная интрига разворачивается на фоне революционных событий 1905-1907 гг., которыми и был подсказан Сенкевичу замысел романа, имеющего целью предостеречь, в особенности молодое поколение, какими непредсказуемыми последствиями могут обернуться нигилизм и насильственное вмешательство в естественный ход истории. Бунты и забастовки, террор, погромы и поджоги получают распространение не только в Варшаве, но и в провинции. Эти социальные потрясения, глубочайшие сдвиги в сознании людей и их духовная дезориентация способны привести страну к гражданской войне, угроза которой ясно осознается многими персонажами романа. «Польшу окраивают теперь не только вражеские ножницы снаружи, но она начинает распадаться и распарываться изнутри», — с болью констатирует один из героев Сенкевича. Особый трагизм финалу повествования придает тот факт, что жертвой очередного погрома становится как раз героиня, которая наиболее далека от политики, — юная скрипачка Марыня Збылтовская, романтичная, чистая и цельная натура, более того — всей душой сострадающая «униженным и оскорбленным» (свой концерт незадолго до смерти она дает в пользу голодающих).

Роман построен по полифоническому принципу: многие страницы произведения посвящены интеллектуальным и идеологическим столкновениям персонажей, в большинстве своем принадлежащих к дворянскому сословию. Неравнодушные к судьбам государства, его настоящему и будущему, они понимают неизбежность грядущих перемен и имеют собственные представления о путях политического переустройства страны. Место Польши в славянском мире и ее взаимоотношения с Западной Европой, роль католического христианства в духовном исцелении народа, проблема национального языка, возрождение великих гуманистических традиций, нравственное самоопределение и самосознание человека, цели и предназначение его деятельности вот вопросы, не дающие покоя героям романа, пытающимся отыскать смысл жизни посреди бессмыслицы и хаоса. Все они - личности неоднозначные, в их характерах и поведении уживаются качества зачастую противоположные, душевный разлад — их привычное состояние. Таковы и своеобразный протагонист автора Гронский, которому дороги идеалы независимости Польши и усердного труда «у основ» во имя ее блага; и доктор Шремский, поставленный историческими обстоятельствами перед необходимостью исцеления недугов не только физических, но и социальных; и тот же Кшицкий, который «согласен пахать и сеять до самой смерти», но испытывающий отвращение к подобной деятельности («Не такие Польшу отстроят — но это славный парень», скажет о нем доктор Шремский). Особое место в системе персонажей занимает студент-медик Ляскович; ненавидящий «сытых», фанатически приверженный социалистической доктрине, он даже свою безответную любовь к Марыне отравляет «ядом ненависти и волчьим порывом к уничтожению».

Написанный Сенкевичем на злобу дня, роман актуален и сегодня, не менее, может быть, чем «Бесы» Ф. Достоевского, с которыми у него немало точек соприкосновения, и прежде всего — своей предупредительно-прогностической функцией.

Один из героев романа, Свидинский, обращаясь к доктору Шремскому во время похорон Марыни, говорит: «Этот гроб имеет больший смысл, чем нам кажется. Это предвестие. Ошибка? Что вы! Мы хороним сегодня арфу, которая хотела играть для людей, и которую грязными ногами растоптала толпа... Подождите только!.. Если так пойдет дальше, то через десять или двадцать лет, кто знает, не придется ли нам вот так же хоронить науку, искусство, культуру, да что там, целую цивилизацию. Причем не только у нас, но и повсюду. Будет нескончаемая шеренга подобных случаев...»

Удивительно точное предсказание, если вспомнить Первую мировую войну, начавшуюся через несколько лет после выхода романа в свет, и последовавший за ней водоворот революционных событий в России, Германии, Финляндии и так далее.

Проницательность Сенкевича идет еще дальше, достигая и наших дней. Устами Свидинского он предсказывает: «…мы пропадаем без надежды на спасение. — У нас только водовороты... Причем, не на водной поверхности, под которой лежит спокойная глубина, а песчаные смерчи. Сейчас ветер дует с Востока, и бесплодный песок засыпает наши традиции, нашу цивилизацию, нашу культуру — всю Польшу — и превращает ее в пустыню, в которой гибнут цветы, и где могут жить только шакалы»…

В любом случае прекрасный роман Сенкевича несет в себе то, что обеспечивает ему жизнь как в литературной, так и в общественной современности.

История и современность в творчестве Генрика Сенкевича

Эссе Эвы Леоновой предназначалось для предисловия к первому с 1912 года российскому изданию  романа Генрика Сенкевича "Водовороты", готовившемуся к изданию в одном из петербургских издательств. Издатель, однако, решил сэкономить на предисловии (он рассчитывал обойтись тремя экземплярами книги, обещанными автору),  Узнав, что за авторские права полагается платить деньги, издатель отказался от публикации уже принятого и одобренного  им предисловия в пользу собственного краткого "Обращения к читателю". Мы считаем, что по отношеннию к автору, професору Белорусского государственного университета, была допущена несправедливость, граничащая с оскорблением, и с разрешения автора публикуем эту статью.




Ева Леонова

Леонова Ева Александровна - кандидат филологических наук,  профессор Белорусского  государственного университета. Специалист в области литературы зарубежных стран. Автор более 500 научных работ.  Живет и работает в Минске.

 




Выпуск 9

Эссеистика

  • Два эссе о Милоше
  • Достоевский теперь
  • Бесы
  • Теперь
  • Ружевич в Петербурге
  • Чаевые
  • Стихами говорю о Боге
  • Ян Твардовский – ксендз и поэт
  • Пограничье как фактор духовности
  • Время славянской цивилизации
  • Сенкевич – эпоха в истории польской литературы
  • О романе Яцека Денеля «Ляля»
  • Легенда острова
  • Кто такие Балты? На границе двух миров
  • Агнешка Осецкая - набросок портрета
  • Об изгнании
  • Уроки Милоша
  • Судьба людей - общая
  • История и современность в творчестве Генрика Сенкевича
  • Место художника в современном мире
  • «Польский первородный грех» и его влияние на развитие современной Польши
  • Кофе по-турецки
  • Нобелевское бремя
  • О смысле жизни
  • Русские по рождению. Этнос-цивилизация
  • Зрелость: на пути к индивидуальному и общему благоденствию
  • Польский «непредставленный мир»
  • К столетию «Пана Тадеуша»
  • Зеленый цвет в польской поэзии
  • О Европейском Союзе и Люблинской унии
  • 80-летие начала Второй мировой войны в польской перспективе
  • О Святом Иоанне Павле II
  • Нужна ли Польше национальная терапия?
  • Поколение Z - жертвы цифровой утопии
  • Вирус и политика в Польше
  • 9 мая 1945 года – Победа или начало Победы?
  • Карта Утопия (последние стихи Шимборской)
  • Внешняя политика Польши в плену мифомании Бека
  • Начало новой космической эры – Эры Водолея
  • Репортаж с ковидова поля
  • Локдаун по-польски
  • Человек-потребитель, или Путь в никуда
  • Мы глупеем и вымираем. Польша изменится до неузнаваемости
  • Деградация мозга
  • О мигрантах
  • Люди-невидимки: как живут пожилые в России
  • Как уберечься от коронавируса
  • Икигай. Японские секреты долгой и счастливой жизни
  • Правильное питание при ковиде
  • Уроки Афганистана
  • Вступление в новую реальность
  • Россия и Запад, лингвистический разлом
  • Как кроили Украину
  • Порядок, который наступает
  • Крах вавилонской башни однополярного мира
  • Обращение к украинцам
  • Как победить войну?!
  • Демон согласия
  • Как мы платим жизнью за высокую инфляцию
  • "Кому война..."
  • Здравый голос из Польши
  • Гостевой брак
  • Люди - невидимки
  • Упростить общество...
  • России нужны крылья
  • Дикое поле: хазары и половцы
  • Как человечеству прекратить все войны
  • Русскому дому в Белграде -90 лет
  • Чехия: к альянсу оппозиции против либерального авторитаризма
  • Письмо русским друзьям
  • Братья Мостостроители
  • Годовщина «бархатной революции» — праздновать нечего
  • Удокан — стройка века
  • Какие вызовы ждут мир в 2024 году
  • Севморпуть незаменим
  • Победить Запад не проблема, проблема — что с ним потом делать
  • В Тугановичах
  • Независимость и здравый смысл
  • Спросим у Бердяева
  • Когда и один поле воин
  • Перспективы нашей космонавтики
  • Активизация вымирания