Выпуск 2

Эссеистика

Ружевич в Петербурге

Анатолий Нехай

В последний раз Тадеуш Ружевич побывал в нашем городе в 2002 году. На книжной ярмарке в Ледовом дворце он подписывал тогда экземпляры своей новой книги – билингвы «На поверхности поэмы и внутри», изданной во Вроцлаве. Этот тщательно изданный сборник, выбор стихов для которого осуществлял сам поэт вместе с главным редактором Нижнесилезского издательства Яном Столярчиком, он привез, чтобы познакомить петербургских читателей со своими новыми произведениями. Переводы в нем были выполнены такими мастерами, как Борис Слуцкий, Владимир Корнилов, Муза Павлова, Булат Окуджава, Владимир Британишский… Эта книга – памятник любви и уважения к замечательному польскому поэту.

В нашем городе переводами стихов Ружевича с энтузиазмом занимался Алексей Давтян, для которого Ружевич был единственным поэтом, заслуживающим перевода. Он был ему безраздельно предан. Сборник его переводов «Без и другие стихи» был подготовлен к печати  в «Библиотечке  полонийного чтения», издававшейся КПО «Полония» при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге. Во время нашей встречи удалось получить разрешение автора на публикацию этой книги. Вышедшей небольшим тиражом для нужд петербургской «Полонии».

Нас познакомил тогдашний директор Польского института в Петербурге профессор Иероним Граля. Не зная, как обратиться к Ружевичу, я осторожно спросил его: «Gdzie mistrz mieszka?» («Где маэстро живет?»). Он улыбнулся и ответил: «Не знаю, где живет маэстро, а я живу во Вроцлаве!» С этой улыбки и началось мое знакомство с поэтом. Мне было поручено сопровождать его в прогулке по Музею Достоевского, посещение которого было обязательным пунктом программы пребывания поэта в Петербурге. Ружевич жадно и очень внимательно оглядывал экспозицию, медленно переходя от витрины к витрине. Видно было, как много значит для него великий русский собрат. Повернувшись к сопровождавшему его Столярчику, Ружевич сказал: «А ведь у меня есть рассказ о Достоевском – «Чаевые»! И … предложил мне перевести этот рассказ на русский язык. Я, разумеется, согласился (через пару лет перевод был опубликован в журнале «Царское село»). После ярмарки 80-летний Ружевич уже очень устал, но никак не мог покинуть музей и даже порывался пойти еще в город, – посмотреть места, связанные с героями «Преступления и наказания». Столярчику, игравшему роль ангела-хранителя при поэте, с трудом удалось его отговорить.

Вскоре я получил из Вроцлава посылку с книгами, которые он рекомендовал для перевода. Это были книги, написанные поэтом в последние годы: волнующий рассказ в прозе и стихах о семье поэта «Мать уходит» (получивший главную литературную премии Польши «Ника» за 2000 год), сборники стихов «Ножик профессора» и «Пространство серого». Пришел также толстый том его рассказов, из которых я выбрал потрясший меня рассказ «Исповедь» о партизанских годах поэта, проведенных в Армии Крайовой. Этот рассказ мне тоже удалось опубликовать в «Царскосельской лире».

Через десять лет после первой и единственной нашей встречи – новая встреча с поэзией Ружевича в музее Анны Ахматовой. На этот раз сам поэт, недавно отметивший свое 90-летие, уже не смог приехать, а верный его друг Ян Столярчик представил собравшимся новую билингву «Они пришли увидеть поэта», выпущенную московским издательством «Летний сад» совместно с одним из вроцлавских издательств. Другим гостем из Вроцлава  был известный историк Миколай Иванов, руководитель проекта «Москва-Вроцлав», в рамках которого была создана книга. Он же по совместительству был переводчиком, переводя на русский язык долгий и взволнованный рассказ Яна Столярчика о любимом поэте.

Новая билингва со стихами Ружевича – попытка охватить все его поэтическое творчество вплоть до последних лет (последнее стихотворение в сборнике датировано 2005 годом). Это, безусловно, расширяет наше представление о поэте. В книге большинство переводов выполнено заново, появились и новые имена: В.Ладогин, Е.Симонова. Нельзя, однако, сказать, что новые переводы всегда лучше старых, достаточно сравнить «Маску» в старой и новой билингвах. Есть и явные ляпсусы: например, в одном из стихотворений слово «niewygodny» («неудобный») переведено как «новогодний». Это говорит о неважном редактировании книги.

В данном выпуске «Дома польского» представлены некоторые переводы прозы и стихов из сборника «Мать уходит» – заветной книги Тадеуша Ружевича.

Ружевич в Петербурге

В последний раз Тадеуш Ружевич побывал в нашем городе в 2002 году. На книжной ярмарке в Ледовом дворце он подписывал тогда экземпляры своей новой книги – билингвы «На поверхности поэмы и внутри», изданной во Вроцлаве. Этот тщательно изданный сборник, выбор стихов для которого осуществлял сам поэт вместе с главным редактором Нижнесилезского издательства Яном Столярчиком, он привез, чтобы познакомить петербургских читателей со своими новыми произведениями. Переводы в нем были выполнены такими мастерами, как Борис Слуцкий, Владимир Корнилов, Муза Павлова, Булат Окуджава, Владимир Британишский… Эта книга – памятник любви и уважения к замечательному польскому поэту.

 




Анатолий Нехай

Анатолий Нехай

Переводчик с польского и чешского языков, член Союза переводчиков России с 2001 года.




Выпуск 2

Эссеистика

  • Два эссе о Милоше
  • Достоевский теперь
  • Бесы
  • Теперь
  • Ружевич в Петербурге
  • Чаевые
  • Стихами говорю о Боге
  • Ян Твардовский – ксендз и поэт
  • Пограничье как фактор духовности
  • Время славянской цивилизации
  • Сенкевич – эпоха в истории польской литературы
  • О романе Яцека Денеля «Ляля»
  • Легенда острова
  • Кто такие Балты? На границе двух миров
  • Агнешка Осецкая - набросок портрета
  • Об изгнании
  • Уроки Милоша
  • Судьба людей - общая
  • История и современность в творчестве Генрика Сенкевича
  • Место художника в современном мире
  • «Польский первородный грех» и его влияние на развитие современной Польши
  • Кофе по-турецки
  • Нобелевское бремя
  • О смысле жизни
  • Русские по рождению. Этнос-цивилизация
  • Зрелость: на пути к индивидуальному и общему благоденствию
  • Польский «непредставленный мир»
  • К столетию «Пана Тадеуша»
  • Зеленый цвет в польской поэзии
  • О Европейском Союзе и Люблинской унии
  • 80-летие начала Второй мировой войны в польской перспективе
  • О Святом Иоанне Павле II
  • Нужна ли Польше национальная терапия?
  • Поколение Z - жертвы цифровой утопии
  • Вирус и политика в Польше
  • 9 мая 1945 года – Победа или начало Победы?
  • Карта Утопия (последние стихи Шимборской)
  • Внешняя политика Польши в плену мифомании Бека
  • Начало новой космической эры – Эры Водолея
  • Репортаж с ковидова поля
  • Локдаун по-польски
  • Человек-потребитель, или Путь в никуда
  • Мы глупеем и вымираем. Польша изменится до неузнаваемости
  • Деградация мозга
  • О мигрантах
  • Люди-невидимки: как живут пожилые в России
  • Как уберечься от коронавируса
  • Икигай. Японские секреты долгой и счастливой жизни
  • Правильное питание при ковиде
  • Уроки Афганистана
  • Вступление в новую реальность
  • Россия и Запад, лингвистический разлом
  • Как кроили Украину
  • Порядок, который наступает
  • Крах вавилонской башни однополярного мира
  • Обращение к украинцам
  • Как победить войну?!
  • Демон согласия
  • Как мы платим жизнью за высокую инфляцию
  • "Кому война..."
  • Здравый голос из Польши
  • Гостевой брак
  • Люди - невидимки
  • Упростить общество...
  • России нужны крылья
  • Дикое поле: хазары и половцы
  • Как человечеству прекратить все войны
  • Русскому дому в Белграде -90 лет
  • Чехия: к альянсу оппозиции против либерального авторитаризма
  • Письмо русским друзьям
  • Братья Мостостроители
  • Годовщина «бархатной революции» — праздновать нечего
  • Удокан — стройка века
  • Какие вызовы ждут мир в 2024 году
  • Севморпуть незаменим
  • Победить Запад не проблема, проблема — что с ним потом делать
  • В Тугановичах