Выпуск 13

Эссеистика

Русские по рождению. Этнос-цивилизация

Егор Холмогоров

 ...Каждый человек живет в мире, где большинство окружающих его вещей, установлений и ситуаций создано теми, кто уже умер. Для нас чрезвычайно важно чувство согласия и сопричастности с этими людьми, поскольку именно оно ориентирует нас в мире. И, конечно, высшей формой сопричастности является осознание: это же наши предки — наши отцы, деды, прадеды. Те, от кого мы произошли по естественному порядку вещей. Именно эта простая мысль заложена в идею «Бессмертного полка» — потомки несут фотографии предков. И именно поэтому столько нервного напряжения вызывает каждая попытка нести чье-то изображение по принципу духовного и исторического, а не семейного преемства. Эти споры — еще одно доказательство, что общность происхождения не устарелый миф XIX века, а актуально переживаемая реальность.

Вышесказанное свидетельствует, что этнический национализм, национализм «по рождению» имеет несомненное право на существование. Русские — мой народ. Я в нем рожден и вырос. Ценностью для меня является именно русский этнос как антропологическая, биологическая, социальная и этнографическая реальность. Я бы хотел, чтобы он сохранялся, развивался, процветал, включал в себя другие народы, а не раскалывался и не рассасывался. И свою деятельность я рассматриваю как обеспечение русскому этносу возможностей для такого улучшения его существования. В этом смысле мой национализм можно определить как политический этноцентризм.

Этничность выступает как основа интуитивной, не нуждающейся в договорном закреплении солидарности людей ради совместного выживания и развития. В этом смысле в составе этноса можно родиться, можно быть воспитанным, можно к нему примкнуть, но нельзя записаться, как в политическую партию.

«Обрусеть» — это значит не объявить себя русским, а жить вместе с русскими и влиться в общий русский поток жизни от бытового и семейного до идейного и политического (иной раз человек, всю жизнь считающий себя на словах представителем другого этноса, обрусевает больше, чем обращенный на словах), стать частью той системы интуитивной солидарности, которая с каждым поколением связывает тебя с другими русскими все более крепко.

Разумеется, русская история больше, чем этническая история. Разумеется, русская высокая национальная культура больше (и в то же время меньше, поскольку не содержит того самого низового невербального слоя), чем этнографическая культура. Но ни того, ни другого без этнического русского фундамента, этнографического ядра просто не было бы. Поэтому сохранять и укреплять это ядро, а не размывать его «многонационалией», нужно обязательно.

Печальный опыт гражданских наций в начале XXI века доказывает, что без сохранения и подчеркивания этнического ядра гражданские нации превращаются в мультирасовые конгломераты, поглощаемые более сильной и агрессивной идентичностью — исламской, мексиканской и т.д. Подобной судьбы для русских я бы не хотел. Поэтому, если история поставит жесткий выбор: этническая изоляция или судьба французской или американской нации, которые перестают быть хозяевами собственного дома именно потому, что «политическая» и «этнографическая» нации не совпадают, я выскажусь за этническую изоляцию.

По счастью, такой выбор не стоит. Потенциал влияния русского этноса столь огромен, что он безо всякого напряжения втягивает в себя народы и этнические группы, бархатно перемалывая все на своем пути. И я, конечно, категорический ассимиляционист. Мои отдаленные предки сами были, по всей видимости, ассимилированы славянами и влились в русский этнос как его северная группа. И я себя отлично чувствую, а потому абсолютно уверен, что, скажем, все финно-угорские народы должны считать прекраснейшей участью именно полное слияние с русским этносом.

То же ждет и многие другие народы, причем не только православные. И это хорошо — они оставят в русском культурном поле элементы своей культуры, слова в языке, историческую память, но однажды все станут русскими — именно этнически русскими, а не просто «граждански русскими» под общей политической шапкой. И русские люди будущего будут чтить в этих народах своих предков, как сейчас мы чтим полян, северян, вятичей, варягов, чудь и мерю среди тех, кто дал начало «роду русскому» и влился в него у самых корней.

Меня очень мало тревожат люди, которые бегают и размахивают своим троюродным дядей-готтентотом, вопя: «Вы, значит, меня теперь исключаете из русских?» Напротив, мы вас готовы включить — живите с русскими, заключайте браки, и у ваших внуков уже вопрос даже не встанет так, как он у вас свербит. Это вы сами расчесываете какие-то иные происхождения, чтобы презентовать себя как не русских или не таких русских, как все. То есть это ваш выбор, а не выбор русских националистов.

Задача русских националистов, цель нашего политического этноцентризма не в том, чтобы кого-то ущемить, кого-то исключить из русских, а в том, чтобы русскому народу как этнической общности создать максимально благоприятные политические условия сохранения и развития на всех уровнях: политическое единство, демографическое воспроизводство, сохранение и развитие русской культуры, экономическое благополучие, распространение русского языка и защита его от деградации, сохранение базовых адаптационных моделей, таких, как система расселения, с целью максимально психологически комфортного существования русских.

В конечном счете, цель русского национализма в том, чтобы русским людям было хорошо, чтобы мы были счастливы, чтобы нас окружала реальность красивая, возвышающая душу, родная, зовущая русских в небо, а не в могилу. Понятно, что непрерывно испытывать счастье невозможно, но вот из режима постоянного несчастья, которое русским сознательно прививают, мы точно можем и должны выйти.

Для достижения всего этого русским практически нет необходимости ограничивать в правах другие народы (если не считать ограничением упразднение абсурдных привилегий перед русскими). Все, что русским необходимо, — это не допускать другие народы господствовать над нами, навязывать русским чужое и отнимать у нас наше. Чтобы таких конфликтов не возникало, русские националисты и призывают всех стать русскими в описанном мною смысле совместной жизни и постепенной интеграции.

Противопоставление этничности балалайки и национальности Чайковского ошибочно. Русское — это и не балалайка сама по себе, и не «Иоланта», космополитическое произведение, написанное русским. Русское — это мелодия народной песни «У ворот-ворот батюшкиных», вплетенная в великодержавную увертюру «1812 год», ставшую одним из самых исполняемых классических произведений в мировой музыке. Уберите эту мелодию — и ни державности, ни космополитичности просто не будет.

В конечном счете быть русскими — это великая культура, великая история, великий язык, великая наука, это доступ абсолютно ко всем достижениям цивилизации: русской, европейской, античной, а в значительной степени и других. В конечном счете именно на русский сделан единственный в мире полный перевод Сыма Цяня, так что и к китайской цивилизации вы отсюда ближе.

Русский этнос — это этнос-цивилизация. Цивилизация — это максимальное развитие тех культурных, технологических, социальных механизмов, которые позволяют человеку быть человеком вполне: взлетать выше облаков и к звездам, познавать тайны атома, строить поражающие великолепием дворцы и храмы, наполнять души музыкой, про которую не знаешь, человеком она создана или ангелами, жить достойно, удобно и красиво.

Быть русским — это способ быть человеком вполне, максимальная степень самореализации человеческой природы, которую предоставляют лишь немногие из культур и цивилизаций на земле. Вливаясь в русский мир, другие народы России открывали для себя и жизненную силу русского этноса, и мощь великой цивилизации, к которой не было никакой возможности получить доступ на их локальном уровне.

Спору нет, эра расцвета Запада серьезно навредила всем другим цивилизациям. Запад пообещал всей планете доступ к высочайшей цивилизации через себя — кружевные трусики и ЕС. Мол, зачем тебе быть русским — становись «европейцем» и смотри на русских сверху вниз. Но в итоге все подобные проекты оказались связаны с колониализмом и в то же время с архаизацией, в которую мир откатился на рубеже XX–XXI столетий. Оказалось, что глобалистский доступ к западной цивилизации никак не изменяет дикаря. Можно ходить с айфоном, но при этом отрезать головы врагам, можно быть «европейцами» и сжигать людей заживо. А можно и не ходить с айфоном и рисовать его в качестве крышки гроба, как делают некоторые африканские племена.

Русский этнос-цивилизация предполагает для всех взаимодействующих с ним людей и народов реально стать русскими. Не за счет толерантного размывания границ русскости, а за счет глубокой жизненной интеграции. При этом быть русским значит быть частью великой цивилизации, а не глобалистского карго-культа. Это доступ ко всему цивилизационному оснащению человека, а не только к каталогу товаров.

Эта цивилизация — тот дар, который русские по рождению в прошлом и настоящем несут тем, кто захочет к нам присоединиться, соединить свою судьбу с нашей судьбой и стать русским в будущем. Впрочем, если наш призыв кем-то останется не услышанным, мы не огорчимся, нам хорошо и самим по себе и среди своих.

Источник:  http://rusplt.ru/views/views_168.html

 Печатается с скращениями

 

Русские по рождению. Этнос-цивилизация




Егор Холмогоров

Егор Холмогоров

Егор Станиславович Холмогоров (род. 1975) — российский политический деятель, публицист, блогер, Обозреватель телеканала "Царьград", автор и ведущий сайта «100 книг». С 1998 г. развивает идеологию русского национализма как православного, консервативного и в то же время демократически ориентированного течения. Автор книг: "Русский проект: Реставрация будущего". — М.: Эксмо, Алгоритм (2005); "Русский националист". — М.: Европа (2006); "Реванш русской истории". — М.: Книжный мир, (2016) и др. 

 




Выпуск 13

Эссеистика

  • Два эссе о Милоше
  • Достоевский теперь
  • Бесы
  • Теперь
  • Ружевич в Петербурге
  • Чаевые
  • Стихами говорю о Боге
  • Ян Твардовский – ксендз и поэт
  • Пограничье как фактор духовности
  • Время славянской цивилизации
  • Сенкевич – эпоха в истории польской литературы
  • О романе Яцека Денеля «Ляля»
  • Легенда острова
  • Кто такие Балты? На границе двух миров
  • Агнешка Осецкая - набросок портрета
  • Об изгнании
  • Уроки Милоша
  • Судьба людей - общая
  • История и современность в творчестве Генрика Сенкевича
  • Место художника в современном мире
  • «Польский первородный грех» и его влияние на развитие современной Польши
  • Кофе по-турецки
  • Нобелевское бремя
  • О смысле жизни
  • Русские по рождению. Этнос-цивилизация
  • Зрелость: на пути к индивидуальному и общему благоденствию
  • Польский «непредставленный мир»