Выпуск 18
Эссеистика
80-летие начала Второй мировой войны в польской перспективе
Приходящая информация об официальном праздновании даты 1 сентября показывает, что она подчиняется текущей польской политике, как внутренней, так и внешней. Подчинение этой даты внутренней политике — это местный эпизод борьбы за власть в польском обществе, сильно разделенном в культурном, ментальном и политическом плане.
Центральные власти, представляющие народно-католическую опцию, хотят по-своему использовать символику Вестерплатте; они входят также в самоуправленческие структуры Гданьска, представляя в них либерально-европейское направление.
Этот конфликт сопутствует процессу роста напряженности между центральной властью и органами самоуправления больших городов, о чем писал президент города Люблина Кшиштоф Жук в «Газете варшавской» от 05.07.2019.
Однако годовщина начала II Мировой войны выходит далеко за местные рамки. Эта дата требует глубоких раздумий над прошлым и размышлений о будущем. Именно поэтому необходим комментарий к этой дате в аспекте текущей внешней польской политики.
Празднование годовщины в Варшаве спланировано так, что оно совпадает по времени с присутствием в ней президента США. Это - геополитика, важной частью которой являются отношения между США и Российской Федерацией. Польша, как одна из наиболее русофобских стран Европы, является для США тем местом, с которого можно легко реализовывать политическое, военное и пропагандистское давление на Российскую Федерацию.
Очевидно, что в этом «праздновании» на самом дальнем плане останется правда о политических и стратегических целях фашистской Германии в 1939 году, стремившейся к цивилизаторскому, геополитическому переориентированию мира путём войны, геноцида, к уничтожению целых народов и организации для других структур рабства и денационализации.
Эта главная цель фашистской Германии начала реализовываться с началом тотальной войны 1 сентября 1939 г.— налётами на Велунь и обстрелами Вестерплатте.Казалось бы, в сознании поляков эта правда должна укорениться навсегда. День 1 сентября обязан быть датой глубокого народного размышления о той трагедии, какую человек может сотворить другим людям, и о том, что нас, как народ, другие народы спасли от полного уничтожения.
К сожалению, это не так. В нынешней польской версии правда о Второй мировой войне подчиняется текущим политическим пропагандистским требованиям. Доказательством этому служит Музей Второй мировой войны в Гданьске, о чём я писал в статье «Экспозиция постправды» в газете «Трибуна» от 14-16.07.2017 г.
Следует дать имя этому современному политическому требованию: это стремление к ограничению суверенности России и элиминации её геополитического значения для западного мира при сохранении лидирующей роли США. При этом победа СССР во Второй мировой войне и коалиция СССР с важнейшими государствами Запада представляла бы огромное пропагандистское препятствие для проводимой сегодня политики Польши.
Вот почему в годовщину 1 сентября у нас нет места для правды о начавшемся варварстве, которое зародилось в тот день в центральном государстве западной цивилизации, и о спасении польского народа от этого катаклизма благодаря колоссальным военным усилиям, миллионам жертв и самоотверженности народов Советского Союза, в основном русских.
Это им принадлежит победа во Второй мировой войне. Конечно, не нужно забывать о военной кампании в Африке, конвоях в Мурманск, об открытии фронта в Нормандии в 1944 г., но прежде всего — о военной коалиции стран с разным государственным строем. Но это не отменяет факта, что мощнейшие военные усилия СССР были решающими в падении фашистской Германии 9 мая 1945 г.
К сожалению, в современной Польше, отмечающей годовщину 1 сентября, нет понимания, что она как государство образовалась в результате сил и политических решений союзников, включая СССР, в геополитических реалиях 1945 года. В современном польском политическом прочтении начало Второй мировой войны 1 сентября 1939 г. представляется как договор двух тоталитарных государств, немецкого и советского, порабощающих другие народы.
В такой трактовке событий скрывается суть правды о лицемерии западных элит, когда в 1939 г. немецкий нацизм показал всему миру своё экспансивное обличие и установил фашистский тоталитарный порядок в своем государстве. Традиционные аристократические элиты не противились нарождающейся угрозе цивилизации, надеясь, что зловещая фашистская экспансия направится на Восток.
Приближающаяся годовщина 1 сентября не склоняет к раздумьям о том времени. Присутствие в этот день в Варшаве президента США, канцлера Германии, представителей балтийских стран, Украины и умирающего восточного партнёрства без президента России – это свидетельство того, что речь идёт вовсе не о памяти и раздумьях о Второй мировой войне.
Единственная цель такой встречи – интеграция и создание антироссийской коалиции для геополитических потребностей западного мира, прежде всего для поддержания глобальной власти США. Места для суверенной России в этом миропорядке не предусматривается. Поэтому по замыслу организаторов этой встречи необходимо стереть в памяти народов варварство немецкого нацизма и победу СССР над ним.
Июльское празднование годовщины высадки союзников на пляжах Нормандии без приглашения России – это ещё одно доказательство стремления стереть из сознания народов факт победы СССР над фашизмом, заплатившей за это самую высокую цену. Видимо, празднование в Польше годовщины 1 сентября1939 г. будет продолжением политического выражения июльских встреч на пляжах Нормандии этого года.
7 августа 2019
80-летие начала Второй мировой войны в польской перспективе
Войцех Домославский
Польский публицист и общественный деятель, участник Гражданского конгресса. Получил инженерное образование в варшавском Политехническом институте и физико-математическое - в Варшавском университете. Работал в области энергетики, где имел возможность наблюдать за ходом больших и сложных инвестиционных проектов, в которых культурно-личностные факторы оказывали существенное влияние на их реализацию. После перехода на пенсию сосредоточил внимание на политико-культурных процессах, происходящих в Польше после исторических преобразований общественного строя в 1989 году. Особенное внимание обращается на необходимость широко понимаемой модернизации Польши и ее восточной политики, где существует необходимость в переходе границ, обозначенных польской общественной идентичностью.