Выпуск 21
Эссеистика
Вирус и политика в Польше
Раз уж нам придется сидеть по домам, по меньшей мере, до Пасхи, то избыток времени, который предоставила нам эпидемия, стоит употребить на размышления о том, как нам улучшить Речь Посполитую. Многое говорит о том. что шанс на это имеется.
Эпидемии болезней, даже самых страшных, всегда рано или поздно кончаются. Иногда они уносят множество жизней, но редко когда больше, чем это делает гибнущее от своей слабости государство. Когда оно разваливается, то гибнут не только люди, но также и планы на будущее тех, кто пережил эпидемию, и последующих поколений.
Пандемия вместе с неминуемо следующим за нею экономическим кризисом принесут массу неприятностей и угроз. В ближайшее время с ними придется бороться всем странам, озабоченным главным образом собственным будущим. За это время, сопровождаемый большими политическими потрясениями, народится новый мировой порядок. Таковы закономерности кризисов подобного масштаба. Польше ничего с этим не поделать. Единственное, что она может — постараться быть готовой к тем временам, которые ни в чем не будут напоминать то милое «историческое затишье», которому мы могли радоваться в течение трех десятилетий. И так недооценивали его очарование.
Кстати. что касается подходящих моментов для серьезных размышлений о будущем: когда в 1542 г. Польшу посетила эпидемия чумы (в одной только Познани было насчитано тогда 5 тыс. жертв), один из сотрудников канцелярии примаса, Анджей Фрыч Моджевский, как и большинство чиновников и высокопоставленных духовных лиц, выехал за пределы Кракова. В провинции, вдали от людских скоплений, они пережидали моровое поветрие. Располагая избытком времени, Моджевский начал там сочинять главы своего великого труда, названного им: «De Republica emendanda»[1].
Цель действий, которые он предлагал, была им сформулирована в одной фразе. По его мнению, Речь Посполитая должна существовать для того, чтобы: «все ее граждане счастливо, то есть в чести и добробыте жить могли, достоинства и богатства преумножали, чтобы тихую и спокойную жизнь все вели, чтобы каждый мог защищать свое и пользоваться им, чтобы от кривды и убийства каждый был убережен». Переводя на современный язык — государство должно стараться дать своим гражданам: безопасность, свободу. справедливость и возможность счастливой жизни. Когда это удается, — это наилучшее доказательство того, что мы имеем дело с настоящей Речью Посполитой, что по латыни означает попросту «общее добро». Соответствует ли III Речь Посполитая этим требованиям, каждый может ответить сам на основании повседневного опыта.
Однако справедливости ради следует заметить, что в случае Польши, начиная с 1989 г., ни разу не возникало потребности в том, чтобы попытаться всерьез приблизиться к указанному идеалу. По совершенно непонятной воле Провидения все серьезные кризисы далеко обходили III Речь Посполитую. Рецессия, угнетавшая Запад в начале XXI века, над Вислой почти не чувствовалась. Как раз тогда Польша вступила в Евросоюз, что раскрутило хозяйственную конъюнктуру.
Что из того, что в 2008 г. рушились банковские системы богатейших стран, терпели крах очередные фирмы, а миллионы людей теряли работу и купленную в кредит недвижимость. Пока другие рвали себе жилы, чтобы встать на ноги, злотый в Польше ослабел, что поддержало экспорт, а польская промышленность, привязанная к немецкой экономике, косвенно воспользовалась огромными дотациями, которые вкачивало в эту экономику боннское правительство. Когда бюджет не сходился, достаточно было слегка залезть в долги и национализировать часть OFE [2]. Без серьезных реформ III Речь Посполитая перенесла мировой крах, не испытав даже рецессии. Далее, огромная волна эмигрантов из Африки и с Ближнего Востока, хлынувшая в Европу в 2015 г., также далеко обошла польскую землю, предпочитая немецкую социалку. Даже исламские террористы признали, что легче и разумнее сеять смуту где-нибудь в другом месте. Одним словом, Запад регулярно получал по загривку, на что полякам можно было взирать с перспективы безопасного места, которое каким-то чудом обходили очередные несчастья.
Увы, времена этой польской LaBelle Époque [3], кажется, подходят к концу. У той эпохи был один недостаток. Пока она продолжалась, правительство вместе с подавляющим большинством политических и интеллектуальных элит страны могло не только спокойно игнорировать потенциальные угрозы, но даже не считалось с инстинктом самосохранения. В общественном мнении до недавних пор доминировала идея, что все национальные государства понемногу растворятся в интегрирующем их Евросоюзе. Это он должен сделаться опекуном и лекарством от всех болезней. А в действительности сделался лишь причиной интеллектуального паралича и отсутствия забот о будущем собственной страны. Принимая пять лет назад власть, партия Право и Справедливость обещала, что все радикально изменится. Действительно, в сфере риторики многое изменилось радикально. Однако на самом ли деле полиция, армия, суды, государственная администрация, система образования и здравоохранения усовершенствовались и работают сейчас лучше, чем в 2015 году? Пусть каждый ответит на основании собственного опыта. При этом не стоит сразу же впадать в панику. Для этого как раз есть еще время, потому что «картонность» польского государства, вероятно, еще раз (возможно, последний ) спасает полякам шкуру. Как выяснилось, ни премьер-министр Моравецкий, ни министр здравоохранения Шумовский не питали никаких иллюзий по поводу состояния нашей системы здравоохранения. Если бы внезапно в наши больницы посыпались тысячи задыхающихся от короновируса людей, то возник бы апокалипсис, который превзошел бы то, что творится в Италии. Сознание того, что больницы не справятся, заставило правительство выбрать стратегию, которая сегодня представляется оптимальной. Главные тяготы борьбы с эпидемией переложены на народное ополчение, что позволило высвободить многих специалистов.
Это символическое «народное ополчение» — общество, сидящее по домам, при закрытых фирмах и предприятиях. Благодаря их самоотдаче врачи и другие службы получили шанс перевести дух и не умереть от усталости.
Заметим кстати: в очередной раз оказывается, что в моменты подлинных испытаний обычные поляки проявляют свои лучшие качества. Предоставленные в основном сами себе, они не впадают в панику, соблюдают порядок, организуются сами, без указаний сверху. Торопятся также прийти на помощь своему государству — щедрые и склонные к самопожертвованию (об этом лучше всего свидетельствуют очередные пожертвования для больниц ). Похоже на то, что в спокойные времена наше государство подавляет все лучшее в людях и позволяет своим гражданам становиться героями лишь тогда, когда само должно сосредоточиться на неприятностях.
И именно в этом месте следует начать искать ключи к будущему. Эпидемия, словно удар обухом по голове, доводит теперь до сознания людей, независимо от их политических симпатий, насколько важна для них «хорошая Речь Посполитая». Если она действует плохо, то ее граждане остаются один на один в столкновении с катастрофой. И то, о чем забывали в течение трех десятилетий, становится вдруг неоспоримым фактом. Поэтому все, что может сделать государство более сильным и правильно функционирующим, найдет поддержку избирателей.
Одновременно нынешний кризис беспощадно разоблачает существующие организационные недостатки и слабости. Скрывать и опровергать их существование, значит губить свое будущее. В течение ближайших недель самостийно сформируются правила поведения и процедуры, необходимые в грядущие времена. Один простой пример. Совет Министров, чтобы быстро принять решение, не должен, как сто лет тому назад, собираться на заседание в одном помещении. Современные средства коммуникации позволяют это делать дистанционно из разных мест, безопасно распределяя по территориям центр власти и делая его более устойчивым к внутренним угрозам. Таких изменений в действиях государства, вызванных нынешним кризисом, наверняка будет больше. Нужно позаботиться о том, чтобы он стал для нас наукой на будущее.
Мечтающие о спокойной жизни граждане будут желать лучшей Речи Посполитой. Есть шанс, что они ее получат, если, в отличие от всех предыдущих кризисов, мы, наконец, этим шансом воспользуемся.
Вирус и политика в Польше
Польская газета «Dziennik» недавно опубликовала фельетон Анджея Краевского «Картонность польского государства может спасти полякам шкуру», который мы перепечатываем здесь с небольшими сокращениями.