Выпуск 38

Эссеистика

Дикое поле: хазары и половцы

Юрий Юдин

Из военной истории Донбасса

Хазары – народ тюркского корня и иудейского вероисповедования, частично кочевой, частично оседлый. Происходили хазары то ли от гуннов, то ли от уйгуров, то ли от алтайских тюркских племен.

Хазарский каганат (650–969) в свои лучшие времена контролировал Нижнее Поволжье и дельту Волги (где хазары основали свою столицу Итиль). А также Дербент (узкий проход вдоль Каспия в Закавказье и Персию). А также Крым и Керченский пролив (включая Тамань и древний Херсонес). И безраздельно хозяйничали в причерноморских степях. В их числе были и степи донецкие – в частности, соляные промыслы близ Торских озер.

Хазары подчинили Великую Булгарию – кочевое объединение, выходцы из которого основали Болгарию нынешнюю. Воевали с арабами (арабский Халифат, воспаленный ранним исламом, как раз начинал свою экспансию). То враждовали, то мирились с Византией. Черное (а порой и Азовское) море в ту пору именовали Хазарским.

Хазар считают своими прямыми предками крымские татары. Хотя в их этногенезе поучаствовали и скифы, и гунны, и печенеги, и половцы.

Теория происхождения запорожских козаков от хазар – это так называемый хазарский миф, сочиненный в начале XVII века и популярный у украинской казацкой старшины.

Миф этот стал идеологией козацких вольностей и отличного от москалей исторического пути козаков. Точно так же польская шляхта считала себя потомками сарматов, а своих же землепашцев – быдлом, составляющим, по сути, другой народ. В запорожскую козацкую спесь уходит корнями нынешний украинский национализм.

О хазарах много писал Лев Гумилев – хотя академические историки считают его теории, мягко говоря, небезупречными. Упомянем и «Хазарский словарь» Милорада Павича – сочинение откровенно баснословное, но весьма яркое.

Впрочем, почти все сведения о хазарах подернуты густым налетом мифологии.

ВЕЩИЙ ОЛЕГ

Самый известный древнерусский борец с хазарами – князь Олег, прозванный Вещим («Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам»). Когда он родился, точно неизвестно, а умер он 1111 лет назад – в 912 году. Многие считают именно Олега основателем Древнерусского государства.

Олег был варяг, родственник легендарного Рюрика. Рюрик умер в 879 году, его наследник Игорь был еще младенцем, и Олег стал княжить в Новгороде в качестве опекуна Игоря.

Сделавшись «и.о. князя», Олег не печалился о своем статусе, а расширял пределы державы. Уже в 882 году он взял приступом Смоленск и Любеч и посадил там своих людей.

Затем добрался до Киева, где правили самозванцы Аскольд и Дир, тоже варяги, но не княжеского рода. Олег выманил их из крепости и хладнокровно умертвил.

В Киеве ему понравилось, он перенес сюда княжеский стол и объявил Киев матерью городов русских (то есть матрополисом – столицей, городом-маткой). Так началось государство, позднее названное историками Киевской Русью, хотя от этого названия сейчас норовят отказаться.

В следующие четверть века Олег подчинил древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, одних – силой оружия, других – уговорами. В 907 году он совершил поход на Константинополь. Город не взял, но византийский император Лев VI Философ предложил ему огромную дань, вечный мир и беспошлинную торговлю. Именно тогда Олег «прибил свой щит на вратах Цареграда». Правда, многие считают эту летописную версию откровенно баснословной. Но как оно было в действительности, мы уже не дознаемся.

Походы Олега против хазар, похоже, были менее успешными. К нашей досаде, византийские и арабские хроники сообщают о них путано и невнятно.

«Повесть временных лет» приводит обращение Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даете?» Те ответили: «Хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». Северяне – племя славян, по которому назван Северский Донец. Стало быть, к территории Донбасса хазарские походы Олега имеют прямое отношение.

Впрочем, успехи Олега были временными. Сокрушительное поражение хазарам нанес в 960-х годах другой киевский князь – воинственный Святослав. Он спустился по Оке и Волге и взял хазарскую столицу Итиль. А затем разгромил крупные хазарские крепости – Семендер на Каспии и Саркел на Дону.

После этого поражения хазары уже не оправились. Хотя позднее их добивал еще сын Святослава – Владимир Красное Солнышко, святитель Руси.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ

После византийского похода Олега прозвали Вещим (близкие понятия – «вещун», «ведьма»). Русские былины о Волхе Всеславьевиче и Вольге Святославиче, с которыми отождествляли Олега, рисуют образ чудодея-оборотня шаманского типа, который побеждает врагов магией и понимает язык зверей и птиц. Похоже, Олег, искусный дипломат, хитрый тактик и прозорливый правитель, казался современникам колдуном.

Крупный просчет Олег допустил лишь однажды. Когда он был в очередном походе, к Киеву подступили мадьяры по пути в Венгрию. Если верить венгерской хронике, киевлянам пришлось выложить крупную сумму денег и отдать тысячу лошадей, чтобы кочевники оставили город в покое. Кстати, вместе с мадьярами в Венгрию откочевали и три хазарских рода.

«Повесть временных лет» сообщает, что в 912 году Олег погиб от укуса змеи и был похоронен в Киеве на горе Щекавице. Легенда о пророчестве волхва и любимом коне, из черепа которого выползает змея, изображает нашего вещуна довольно-таки беспечным.

На самом деле эта легенда – вариант «основного мифа» восточных славян, который реконструируют Всеволод Иванов и Владимир Топоров. В этом мифе громовержец Перун вечно бьется со своим противником, змееподобным Велесом. Питерский Медный всадник – другое обличье этого мифа («только лошадь и змея – вот и вся его семья»).

Можно придумать и политическую трактовку этой легенды: вот-де не завел Олег тайной полиции, не бил по головам хитрых волхвов, и они, змеи подколодные, устроили заговор.

Но почти всякая конспирология – это другая редакция старых мифов, внятная нынешнему обывателю. Скажем, легенды об аптекаре-отравителе Генрихе Ягоде и других врачах-убийцах сталинской эпохи. Или о зловещем спруте Джордже Соросе – потомке венгерских хазар.

Это не значит, что Ягода и Сорос белые, пушистые и без вины виноватые. Просто их неблаговидные деяния хорошо ложатся в канву древнего мифа.

Как бы то ни было, образ Вещего Олега глубоко запал в наше коллективное бессознательное. Свидетельством тому хрестоматийные полотна Васнецова, стихи Пушкина, Рылеева, Тютчева, Алексея К. Толстого.

Последние стихотворные версии принадлежат Владимиру Высоцкому («Как вдруг набежали седые волхвы, к тому же разя перегаром»). А также Льву Лосеву, который подхватывает мелодию Высоцкого:

«У них перемирие, пир, перегар. Забыты на время раздоры. Крещеные викинги поят булгар, обрезанных всадников Торы. Но полон славянскими лешими лес. А в небе Стожары. А в поле Велес.//

Еще некрещеному небу Стожар от брани и похоти жарко. То гойку на койку завалит хазар, то взвоет под гоем хазарка: «Ой, батюшки светы, ой, гой ты еси!» И так заплетаются судьбы Руси».

Действительно, уже в первой дружине Олега служили варяги, словене, кривичи, чудь и меря. Так что его можно считать и основателем нашей национальной политики.

ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ

Половцы (они же кыпчаки и куманы) – также кочевой народ тюркского корня, обитавший в причерноморских степях с середины XI века и до нашествия орды Батыя.

Из ряда других тюркских племен (печенегов, ясов, берендеев, торков) половцы выделились многочисленностью и военными успехами. И постепенно вытесняли или ассимилировали своих степных конкурентов – пока сами не растворились в монгольской орде.

Но мы запомнили половцев лучше других степняков благодаря «Слову о полку Игореве» и опере Бородина «Князь Игорь».

Основу войска половцев составляла легкая кавалерия с характерной степною тактикой: быстрые нападения, ложные отступления, нехитрые засады и т.п.

Впрочем, есть отрывочные данные, что половцы владели арбалетами и какой-то разновидностью «жидкого огня», то ли византийского, то ли китайского происхождения.

С пограничными русскими княжествами (Переяславским, Киевским, Рязанским, Новгород-Северским) половцы иногда жили мирно – обменивались дарами и посольствами.

Русские князья даже роднились с половецкой знатью. Например, Юрий Долгорукий женился на дочери половецкого хана Аепы. А Владимир, сын злосчастного князя Игоря, после побега отца из плена женился на дочери хана Кончака Свободе, она же Настасья Кончаковна. И вернулся на родину с приплодом – сыном Изяславом.

Но периоды мирного сосуществования неизменно сменялись половецкими набегами – все-таки экономика кочевников «набегового типа», и военная добыча составляет важную часть их благосостояния.

Половецкие ханы дважды участвовали в разорении Киева (в 1169 и 1203 годах). С другой стороны, объединившись, русские князья успешно громили половцев (как в 1103 и 1111 годах, при живейшем участии Владимира Мономаха) и оттесняли их за Волгу и на Кавказ.

Но в целом ни русские, ни половцы не были едины: и русские княжества нередко враждовали между собой, и половецкие ханы соперничали.

Патриотизм в первобытном смысле – как территориальный императив, защита родной земли от супостата – безусловно, существовал и тогда. «Слово о полку» им прямо-таки пронизано. Но патриотизм и государственность были понятиями существенно разными. Скажем, на Куликовом поле и русские, и татары воевали за обе стороны.

Вот и половцев русские князья порой привлекали для решения междоусобных споров с другими князьями. Или, напротив, русские войска оказывались замешаны в половецких интригах.

Но в целом на половцев, как и на печенегов или ясов («черных клобуков»), распространялось благодушное прозвание «свои поганые». В исконном значении поганый (лат. paganus) – это язычник. А в язычниках православные не видели большой угрозы – это вам не диковинная хазарская иудейская вера.

Лев Гумилев даже считал, что половцы приняли важное участие в этногенезе украинского народа, и формант «-енко» в украинских фамилиях типа Коваленко, Фоменко, Порошенко – половецкого происхождения.

На это можно ответить, что в этногенезе украинцев (как, впрочем, и русских) много кто замешался. И другие исследователи усматривают в украинских фамилиях на «-ко» типа Решко, Ляшко, Гунько адыгское происхождение. Как и в фамилиях типа Махно, Лахно, Крехно. Или – Жухрай, Шахрай, Бородай.

ПЕСНЬ О ПОРАЖЕНИИ

А неудачный поход князя Игоря – всего лишь эпизод этой почти 200-летней вражды с перемириями. Просто гений автора «Слова о полку» сделал из него событие космического масштаба и часть национального мифа.

Не откажу себе в удовольствии привести отрывок из стихов Алексея Цветкова, где детали этого мифа перекомбинируются, как в калейдоскопе:

«плашмя лежат славянороссы/ мужиковеды всей тайги/ их морды пристальные босы/ шеломы словно утюги/ повсюду конская окрошка/ евреев мелкая мордва/ и ярославна из окошка/ чуть не заплакала едва//

кончак выходит из кареты/ с сенатской свитой и семьей/ там половецкие кадеты/ уже построены свиньей/ там богатырь несется в ступе/ там кот невидимый один/ и древний химик бородин/ всех разместил в просторном супе».

Войско князя Игоря было разбито на реке Каяле. Сейчас такого названия на карте нет. Самые экзотические версии отождествляют Каялу с рекой Потудань в Воронежской области. Но большинство исследователей считают, что Каяла – это один из притоков Северского Донца, то есть территория сегодняшнего Донбасса.

Можно еще добавить, что на карте Украинской Народной Республики (УНР), провозглашенной киевской Центральной Радой в ноябре 1917 года, «Донетчина» (административный центр Славяносербск, ныне Славянск) граничила с «Половецкой землей» (Бахмут) на востоке. А также с «Подоньем» (Острогожск, Воронежская область) на северо-востоке и с «Азовской землей» (Мариуполь) на юго-востоке.

Конечно, все эти территории УНР никогда не контролировала. Но аппетиты ее на них простирались.

Вот на таких баснословных землях и идут сегодня боевые действия. 

Источник:  https://nvo.ng.ru/wars/2023-05-18/12_1236_history.html

Дикое поле: хазары и половцы




Выпуск 38

Эссеистика

  • Два эссе о Милоше
  • Достоевский теперь
  • Бесы
  • Теперь
  • Ружевич в Петербурге
  • Чаевые
  • Стихами говорю о Боге
  • Ян Твардовский – ксендз и поэт
  • Пограничье как фактор духовности
  • Время славянской цивилизации
  • Сенкевич – эпоха в истории польской литературы
  • О романе Яцека Денеля «Ляля»
  • Легенда острова
  • Кто такие Балты? На границе двух миров
  • Агнешка Осецкая - набросок портрета
  • Об изгнании
  • Уроки Милоша
  • Судьба людей - общая
  • История и современность в творчестве Генрика Сенкевича
  • Место художника в современном мире
  • «Польский первородный грех» и его влияние на развитие современной Польши
  • Кофе по-турецки
  • Нобелевское бремя
  • О смысле жизни
  • Русские по рождению. Этнос-цивилизация
  • Зрелость: на пути к индивидуальному и общему благоденствию
  • Польский «непредставленный мир»
  • К столетию «Пана Тадеуша»
  • Зеленый цвет в польской поэзии
  • О Европейском Союзе и Люблинской унии
  • 80-летие начала Второй мировой войны в польской перспективе
  • О Святом Иоанне Павле II
  • Нужна ли Польше национальная терапия?
  • Поколение Z - жертвы цифровой утопии
  • Вирус и политика в Польше
  • 9 мая 1945 года – Победа или начало Победы?
  • Карта Утопия (последние стихи Шимборской)
  • Внешняя политика Польши в плену мифомании Бека
  • Начало новой космической эры – Эры Водолея
  • Репортаж с ковидова поля
  • Локдаун по-польски
  • Человек-потребитель, или Путь в никуда
  • Мы глупеем и вымираем. Польша изменится до неузнаваемости
  • Деградация мозга
  • О мигрантах
  • Люди-невидимки: как живут пожилые в России
  • Как уберечься от коронавируса
  • Икигай. Японские секреты долгой и счастливой жизни
  • Правильное питание при ковиде
  • Уроки Афганистана
  • Вступление в новую реальность
  • Россия и Запад, лингвистический разлом
  • Как кроили Украину
  • Порядок, который наступает
  • Крах вавилонской башни однополярного мира
  • Обращение к украинцам
  • Как победить войну?!
  • Демон согласия
  • Как мы платим жизнью за высокую инфляцию
  • "Кому война..."
  • Здравый голос из Польши
  • Гостевой брак
  • Люди - невидимки
  • Упростить общество...
  • России нужны крылья
  • Дикое поле: хазары и половцы
  • Как человечеству прекратить все войны
  • Русскому дому в Белграде -90 лет
  • Чехия: к альянсу оппозиции против либерального авторитаризма
  • Письмо русским друзьям
  • Братья Мостостроители
  • Годовщина «бархатной революции» — праздновать нечего
  • Удокан — стройка века
  • Какие вызовы ждут мир в 2024 году
  • Севморпуть незаменим
  • Победить Запад не проблема, проблема — что с ним потом делать
  • В Тугановичах
  • Независимость и здравый смысл
  • Спросим у Бердяева
  • Когда и один поле воин
  • Перспективы нашей космонавтики
  • Война и любовь Михаила Лермонтова
  • Цветы Михайловского