Выпуск 39
Эссеистика
Чехия: к альянсу оппозиции против либерального авторитаризма
Пражские демонстрации
В сентябре, октябре и ноябре 2022 г. в столице Чехии состоялись массовые демонстрации. 3 сентября до 100 тыс. человек собрались на митинге в Праге, чтобы выразить решительное несогласие с политическим истеблишментом и его ролью в углублении нынешнего кризиса. Это событие заслуживает особого внимания по нескольким причинам. Во-первых, оно стало одной из крупнейших манифестаций за всю постсоциалистическую историю Чехии. Во-вторых, протест был направлен не только против конкретных шагов конкретного правительства, но и в определенной степени против либерально-демократической системы в ее современном виде как таковой. В-третьих, акция была организована не одной политической партией, а конгломератом как политических партий и движений, так и общественных организаций. Более того, организаторы, сторонники и участники принадлежали к разным политическим и идеологическим течениям как левого, так и правого толка. Все эти особенности позволяют считать данное народное выступление специфическим и инновационным.
Стартовавшее 3 сентября протестное движение получило продолжение в крупных манифестациях 28 сентября, 28 октября и 17 ноября. Эти даты были выбраны не случайно: речь идет о главных национальных праздниках, связанных с чешской государственностью. День 28 сентября посвящен памяти Вацлава Святого, князя Богемии (924—935), главного святого покровителя чешского народа. А 28 октября отмечается создание в 1918 г. Первой Чехословацкой Республики и, следовательно, современной чешской республиканской государственности. Последняя же дата напоминает о закрытии чешских университетов немецкой оккупационной властью и ее репрессиях против чешкого населения в ноябре 1939, а также о выступлении антиправительственных сил 17 ноября 1989, которое впоследствии привело к падению коммунистического режима в Чехословакии. Поэтому этот праздник символизирует борьбу за свободу.
Во всех четырех манифестациях участвовали многие десятки тысяч людей из разных регионов, представители различных организаций и политических партий, чьим общим знаменателем является принципиально критическое отношение к радикально прозападному либеральному кабинету и либеральной демократии как таковой. Подтвердилась специфика нового протестного движения, состоящая в том, что оно объединяет представителей различных политических течений – консерваторов, популистов, националистов, коммунистов и других.
Таким образом, мы стали свидетелями возникновения нового тактического альянса, или, как мог бы сказать Антонио Грамши, исторического блока, который бросает вызов самим основам существующего статус-кво. Протестное движение считает правящую коалицию нелегитимной, поскольку она совершила действия, которые «серьезно угрожают не только существованию Чешской Республики как суверенного, демократического и правового государства, но и самому существованию чешского государства как такового» [Česká republika na 1. místě]. Поэтому участники протестных акций призывали премьер-министра Петра Фиалу уйти в отставку, Палату депутатов – самораспуститься, а президента Милоша Земана – назначить новое временное правительство.
Суверенистская повестка дня
Содержательную повестку осенних протестных акций можно описать тремя фундаментальными понятиями - суверенитет, нейтралитет и достоинство, что нашло выражение прежде всего в основном слогане «Чехия в первую очередь». Этот девиз не обязательно подразумевает национализм. В сегодняшнем контексте он скорее отражает суверенистские устремления все большего числа граждан как реакцию на радикальный атлантистский поворот либеральных элит, на их неспособность решить острые социально-экономические проблемы и удовлетворительно справиться с разрастающимся кризисом.
С момента прихода к власти либерального кабинета в декабре 2021 г. суверенитет и независимость отошли на задний план. Ориентация на глобальную либерально-демократическую гегемонию, морализм и атлантизм не могли не привести к зависимости от США как ведущей силы «свободного мира», если прибегнуть к широко употребляемому термину. Это неизбежно вылилось в масштабную поддержку Прагой Украины, включая беспрецедентные военные поставки и принятие сотен тысяч украинских беженцев, которые пользуются значительными государственными и общественными субсидиями [Zemánek A New Face...]. «Ястребиная» позиция в отношении России, а также Китая не только подвергает Чехию серьезному риску стать объектом контрмер с их стороны, но и способствует нестабильности и неустойчивости международных отношений в дипломатическом и военном плане. Наконец, активная поддержка официального Киева может привести к непосредственному втягиванию Чехии в конфликт. Именно поэтому участники антиправительственных митингов призывали к военному нейтралитету и выходу из НАТО.
Энергетический кризис
Открытая конфронтация с Россией после начала российской операции на Украине, принятые в ЕС обширные антироссийские санкции, и в частности решение отказаться от закупок российского газа, который до сих пор обеспечивал 100 % внутреннего потребления в Чехии, – все это запустило энергетический кризис. Он представляет собой серьезнейший вызов и риск для либерально-демократического режима и страны в целом. Кризис в энергетической сфере уже оказывает многообразное воздействие на положение населения, бизнеса и государства, вызывая колоссальное напряжение в обществе. Его негативные эффекты усугубляются ростом задолженности и галопирующей инфляцией, которая с июня 2021 по сентябрь 2022 г. увеличилась с 2,8% до почти 20% [Míra inflace...] и является одной из самых высоких в странах Евросоюза [подробнее см.: Zemánek Energy Crisis...].
Несмотря на установленный потолок цен на электричество и газ (до 2023 г.) для населения, государственных и общественных служб, а также малых и средних предприятий, многим домохозяйствам, возможно, скоро придется платить в четыре раза больше за те же объемы энергопотребления, чем в текущем году. Еще более неопределенными выглядят условия дальнейшего функционирования крупных компаний, что создает высокие риски увольнений, банкротств или переноса производств. Volkswagen Group, владелец Škoda Auto – ведущего производителя автомобилей и крупнейшего работодателя в Чехии, уже предупредила, что может вывести свои заводы в другие страны с более благоприятными условиями.
Благодаря долгосрочным деловым отношениям с Россией, чешские потребители имели в прошлом и могли бы иметь в будущем надежные поставки энергоресурсов по доступной цене. Однако действующее правительство Чехии совершенно не склонно проводить сбалансированную прагматичную линию, характерную для Венгрии. Напротив, в Европейском союзе Прага принадлежит к самым радикальным сторонникам прекращения связей с Россией, включая поставки газа и нефти.
Участники оппозиционных манифестаций и поддерживающие их организации и группы, напротив, выступают за заключение контрактов с Россией как в области поставок газа, так и в области ядерной энергетики, аналогично тому, как поступает Венгрия. В целом в оппозиционных кругах существует широкий консенсус относительно того, что чешское правительство должно отказаться от односторонней внешней политики и милитаризма, пересмотреть свою поддержку Киева и начать переговоры о дальнейшем энергетическом сотрудничестве с Россией
[
Перспективы протестного дискурса
Бывший президент Вацлав Клаус пока не поддержал протестное движение как таковое, тем не менее, он, несомненно, принадлежит к оппозиционному течению. В своей речи 28 октября 2022 г. Клаус затронул такие проблемы, как введение цензуры и растущие ограничения на свободу слова, фальсификация истории, экологический радикализм, чреватый разрушением основ чешской и европейской экономики, а также системная угроза, нависшая над чешским суверенитетом и национальной идентичностью Как раз накануне октябрьского национального праздника была создана новая гражданская инициатива «Сохраним наше государство», объединившая деятелей различных политических и общественных организаций, в том числе представителей «Свободы и прямой демократии» и «Триколора», близких соратников В. Клауса, бывших министров образования и юстиции, ведущих экспертов разного профиля, представителей альтернативных СМИ, руководителя так называемого Народного ополчения и бывшего главу полиции Чешской Республики.
Достоинством консолидирующего протестного дискурса является способность к примирению взаимных разногласий через акцентирование общих задач. Его можно описать как преимущественно нелиберальный (в смысле фундаментального неприятия современной либерально-демократической модели), суверенистский и популистский дискурс, в котором критика сегодняшней системы является лишь конкретным аспектом гораздо более широкой повестки и политической тематики.
В основе такого дискурса лежит концепция национального суверенитета, из которой вытекает негативное отношение к западным наднациональным структурам, прежде всего к НАТО и Европейскому союзу. НАТО рассматривается как инструмент реализации интересов США. ЕС же проводит политику, угрожающую устойчивости чешской экономики (так, «зеленый курс» может подорвать национальную промышленность и углубить энергетический кризис) и развитию общества в целом. Не менее значим акцент на прагматичных отношениях с Россией, на отказе от антироссийских санкций и прекращении военной помощи Киеву.
И последнее, но не менее важное – для оппозиционного дискурса характерна твердая приверженность свободе слова, собраний и исследований, а также плюрализму мнений, что исключает продвигаемую «культуру отмены» и наказание за альтернативные взгляды..
Правительство усиливает репрессивные меры
Вместо того, чтобы искать общий язык с оппозиционной и недовольной частью общества, которая испытывает все большее давление в условиях кризисных процессов, находящиеся у власти политические силы и государственный аппарат делают все новые шаги в противоположном направлении. Недавние социологические опросы показывают, что социальные последствия нынешнего множественного кризиса неминуемо дадут о себе знать. Например, более 25 % чехов могут позволить себе только самые дешевые продукты питания [Průzkum…]. Число людей, живущих за гранью бедности, будет расти, и это может привести к массовой радикализации либо акциям протеста, включая демонстративные акты самоубийства как форму политического протеста против режима, подобно тому, как это произошло в октябре
Со своей стороны, государственный аппарат осознает риск радикализации. Министерство внутренних дел разработало документ, касающийся радикализации среди гражданских и государственных служащих (примерно 450 тыс. человек, или почти 5% населения страны), которая, как утверждается, «может поставить под угрозу функционирование государства и его институтов и ускорить дезинтеграцию социальной сплоченности». МВД Чехии рекомендует проводить соответствующий мониторинг сотрудников и выявлять лиц с «антисистемными взглядами» еще на ранней стадии [Pšenička].
Параллельно в том же ведомстве готовится новое законодательство о блокировании «средств дезинформации». В октябре 2022 г. был обнародован предварительный законопроект, вызвавший в обществе опасения дальнейшего усиления цензуры. Его расплывчатость дает возможность неправомерного использования закона в сугубо политических целях, для искоренения оппозиционных взглядов. Более того, СМИ, которые станут публиковать материалы, «перекликающиеся с иностранной пропагандой», могут быть заблокированы.
Правящая коалиция пытается укрепить позиции либеральных сил различными способами. Игнорируя жизненные интересы огромной части общества и готовя меры по ограничению основных прав и свобод, она одновременно находит способы помешать ведущим оппозиционным силам прийти к власти в будущем. Правительство уже одобрило законопроект, согласно которому все будущие министры и их заместители будут обязаны представить отрицательную люстрационную справку, подтверждающую отсутствие в их биографии фактов сотрудничества с коммунистическими государственными структурами, действовавшими в стране до 1989 г.. По всей видимости, эта мера направлена против возможного возвращения в исполнительную власть бывшего премьер-министра Андрея Бабиша.
Выводы. В Чешской Республике может сформироваться новый исторический блок оппозиционных сил. Продолжающийся многосторонний кризис ускоряет политическую и социальную динамику, углубляет противоречия и поляризацию в чешском обществе. Законодательные органы и высшие эшелоны государственной администрации сделали выбор в пользу дальнейшего ограничения основных прав и свобод и авторитарной политики. Правящие круги не в состоянии найти общий язык с оппозицией и удовлетворить хотя бы основные ее требования. В свою очередь, оппозиционный лагерь пытается внутренне консолидироваться, смягчить негативные для себя последствия действий власти и добиться падения нынешнего правительства.
Публикуеся с сокращенияи
Чехия: к альянсу оппозиции против либерального авторитаризма
Социально-политическая атмосфера в Чехии накаляется под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. В сентябре, октябре и ноябре 2022 г. в чешской столице прошли демонстрации, в которых участвовали многие десятки тысяч людей из разных частей страны, представители разных организаций, течений и партий правой и левой ориентации. Их объединило критическое отношение к радикально прозападному официальному курсу, к НАТО и политике ЕС, к втягиванию Чехии в украинский конфликт, а также к либеральному авторитаризму правительства, который выражается в прогрессирующем ограничении основных прав и свобод. Содержательную повестку протестного движения можно описать тремя фундаментальными понятиями – суверенитет, нейтралитет и достоинство.