Выпуск 41
Эссеистика
Удокан — стройка века
Удоканское месторождение
«Фантастическое месторождение», — так называют Удокан геологи.Оно является крупнейшим в России и 3-м в мире по залежам меди — 26,7 млн тонн. Уникальна и сама удоканская руда. Она содержит медь и небольшое количество серебра, примесей других металлов в ней нет. Меди в руде 1,05%, что является высоким показателем для разрабатываемых открытым способом месторождений,.
С момента открытия работы на месторождении время от времени проводились. Но к полноценному освоению богатств на Удокане приступили только в 2008 году. Причин долгого застоя две.
Первая — геологическое местоположение. Месторождение находится в горах, где весьма высокая сейсмичность. Вокруг непроходимая тайга. 9 месяцев в году стоят холода, температура зимой опускается до –50 °С. Необходимая для строительства и работы инфраструктура в 1950-е–60-е отсутствовала. И хотя в 1970-е началось строительство Байкало-Амурской магистрали, и железная дорога проходила в 30 км от поселка Новая Чара, в то время не было технологий для извлечения руды. И это вторая причина. Дело в том, что медь Удокана — это сульфидный, окисленный и смешанный типы руды, сплавленные воедино. Ни извлечь их по отдельности, ни разделить их после добычи на тот момент было невозможно. Однако компании «Удоканская медь» удалось создать уникальную флотационно-гидрометаллургическую технологию переработки руды. Технологию компания запатентовала.
«Удоканская медь»
В 2008 году была создана дочерняя организация холдинга Алишера Усманова «Металлоинвест» — «Байкальская горная компания». Она получила лицензию на освоение Удоканского месторождения меди.
В сентябре 2018 года Роснедра согласовали технический проект разработки Удокана. Через 3 месяца Главгосэкспертиза одобрила строительство первой очереди горно-металлургического комплекса (ГМК) «Удокан», которое началось в 2019 году. В том же году началась разработка месторождения. Объем инвестиций составил более 230 млрд рублей.
30 декабря 2020 года «Байкальская горная компания» была переименована в честь Удоканского месторождения меди в «Удоканскую медь».
Акционерами компании являются владелец Алишер Усманов (48%), российский миллиардер Владимир Скоч (30%), иранский бизнесмен Фархад Мошири (10%). Генеральный директор Алексей Ящук.
ГМК «Удокан»
До конца 2023 года на Удокане будет дан старт работе первого пускового комплекса. Сейчас подготовка к запуску идет полным ходом.
«Добыча руды на карьере ведется уже сейчас в рамках горно-капительных работ, выпуск продукции также уже осуществляется на опытно-промышленной установке. Она была построена еще в начале 2000-х специально для разработки и отладки технологической схемы будущего предприятия. И на этой установке мы уже, пусть пока и в небольших объемах, производим катодную медь и сульфидный концентрат, поставки которых осуществляются на российские предприятия», — поделился с изданием «Глобус» гендиректор компании «Удоканская медь» Алексей Ящук.
Фабрика будет перерабатывать до 15 млн тонн руды и выпускать 150 тысяч тонн меди в год.
На Удокане построили новые электроподстанции, линии электропередач, дороги, мост, карьер и несколько фабрик по переработке руды. Для бесперебойной работы комбината и комфорта его сотрудников идет строительство промышленного города. Спроектирован современный аэропорт. Запуск производства на Удоканском месторождении на первоначальном этапе предоставит работу 3000 человек.
Благодаря Байкало-Амурской магистрали Удокан имеет прекрасные перспективы для экспорта продукции как на внутренний (Сибирь и Дальний Восток), так и на внешний рынок (страны Восточной Азии).
Для компании «Удоканская медь» важно сохранить природу севера Забайкалья, поэтому большое внимание уделяется вопросу экологии. Компания работает над снижением углеродного следа. Еще одной важной частью проекта является поддержание древних традиций исконно проживающих в этой местности народов. На развитие территории присутствия было направлено 1,5 млрд руб.
Сегодня «Удоканская медь» ведет работу над технико-экономическим обоснованием для запуска второй очереди удоканского комбината. Это позволит увеличить перерабатывающую мощность еще на 24 млн тонн руды в год.
Новая технология
Технологическая схема переработки руды на Удокане состоит из нескольких основных этапов.
Трехкилометровые конвейеры доставляют руду на дробильно-конвейерный комплекс, где ее измельчают в порошок. Следующий этап извлечения меди — флотация.
«На участке флотации, то есть обогащения, мы получаем медный концентрат с содержанием меди 45%. Ну а те минералы меди, которые не флотируются, направляются на гидрометаллургический завод. Оттуда выходит катодная медь в виде пластины с качеством 99,99%», — рассказывает замдиректора технологического комплекса Бауыржан Адилбеков.
На гидрометаллургической переработке в процессе атмосферного выщелачивания окисленные минералы меди растворяются, а сульфидные — остаются в нерастворимом остатке. Медь извлекается из раствора путем электроосаждения на стальных основах.
Медь — металл будущего
Без меди невозможно представить современную высокотехнологичную экономику. Этот металл используется в строительстве, космической и транспортной отрасли, телекоммуникациях и медицине, энергетике и при создании электроники.
Даже глобальная авантюра под названием «Переход на зеленую энергетику» не обойдется без тысяч тонн этого металла. Например, ожидается, что потребление меди в электромобилях будет в 4,5 раза выше, чем в обычных автомобилях с двигателем внутреннего сгорания.
На сегодняшний день цена на медь варьируется в районе $8350 за тонну. И так как спрос на этот металл растет, то и цена будет только расти.
«Россия производит около 5% меди от объема глобального производства, при этом доля РФ в мировом экспорте высококачественной рафинированной меди составляет около 10%», — приводит данные «Газпромбанк Инвестиции».
Несомненно, эти цифры изменятся, как только на Удокане заработает первый пусковой комплекс
Проект моста через реку Лена в Якутии
8 сентября произошло важное событие – Главгосэкспертиза дала положительное заключение проекту моста через реку Лена в Якутии. Это значит, что «стройка века» фактически переходит из области обсуждений в область практической реализации.
Стоит отметить, что о необходимости возведения данного, без преувеличения, грандиозного сооружения заговорили еще в середине «нулевых». В 2012-м практически началась реализация сложного проекта, но немного позднее случилась «Крымская весна» и в приоритете оказался мост через Керченский пролив.
Наконец, к вопросу возведения переправы через Лену вернулись в 2019 году. При этом несмотря на сложную геополитическую ситуацию, Россия не остановила работу над важным проектом.
На данный момент известно, что протяженность мостового перехода составит 14,5 км, из которых 2,5 км – сама переправа. Каждые сутки по мосту будет проезжать примерно 5300 автомобилей. Стоимость проекта составит 132 миллиарда рублей.
Стоит отметить, что несмотря на сложнейшие геологические и гидрологические условия, мост через Лену обойдется почти в два раза дешевле Крымского. Впрочем, он не будет иметь ж/д путей.
Теперь о том, почему данное событие является таким важным для нашей страны.
Во-первых, Якутия является крупнейшей в России, да и во всем мире, административно-территориальной единицей. Между тем проживает здесь всего 1 млн человек, 600 тысяч из которых попросту «отрезаны» рекой Лена от «материковой» России.
На данный момент мостов через вышеупомянутую реку нет. Зимой люди перебираются на автомобилях по льду, летом – на паромных переправах. Весной и осенью река является непроходимой, поэтому попасть на другой берег можно только посредством авиации, что крайне дорого и доступно не каждому.
Вышеописанные проблемы сильно тормозят экономическое развитие весьма перспективного региона.
Однако после завершения строительства, мост соединит три федеральные и пять региональных автомобильных трасс, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, аэропорт, речной порт. Транспортная доступность Якутии, таким образом, вырастет с 20% до 87%.
В итоге, мост станет крупнейшей «артерией», способной дать свежий импульс экономике Якутии.
Во-вторых, с задачей возведения моста через Лену не справился даже Советский Союз. У современной России же есть все необходимые знания, навыки и средства для того, чтобы завершить важный проект, который ждет свой черед еще с начала 80-х.
ИСТОЧНИК: https://cont.ws/@fruct/2634819
Удокан — стройка века
В 1949 году, когда советские геологи отправились в район Удоканских гор искать уран, они и представить не могли, какую жемчужину им предстоит найти. Урана в районе Удокана экспедиция не нашла, зато старший геолог Елизавета Бурова обнаружила огромное скопление медистых песчаников. Тогда коллеги подшучивали над ней, говоря, что лучше бы она открыла месторождение на Луне. Настолько дикой и далекой считалась эта местность. И жемчужина ожидала своего часа целых 70 лет.