Выпуск 48
Эссеистика
К кому нам идти?
"Тогда Иисус сказал двенадцати:
не хотите ли и вы отойти?
Симон Петр отвечал ему: Господи!
К кому нам идти? Ты имеешь глаголы
вечной жизни: и мы уверовали и познали,
что Ты Христос, Сын Бога живаго. "
Евангелие от Иоанна гл.6, ст.67-68.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ближайшим поводом для написания сей книжицы послужило мое "вступительное слово" на благотворительном вечере 19 января 1996 года во Дворце культуры моряков.
В своем "вступительном слове" мне хотелось бы поговорить не только о радостях и проблемах нашего прихода, но затронуть и более общие проблемы, касающиеся всей нашей Русской Православной Церкви, всего нашего русского народа.
Что нас ждет? Куда мы идем? Верны ли ориентиры, задающие направление и тон современной русской жизни? Есть ли вообще эти ориентиры?..
Господи, благослови!
ГДЕ ИСКАТЬ "ТОЧКУ ОПОРЫ"?
Наше Отечество переживает сегодня очень сложное, но и очень интересное время. И многие люди в это сложное время пытаются найти для себя какую-то точку опоры - надежную, вызывающую безусловное доверие, - на которую можно было бы опереться в любой жизненной ситуации. Многие люди, оглядываясь вокруг себя, задаются вопросом: есть ли у нас еще хоть какая-то общественная сила, способная примирить и объединить это все более раздрабливающееся, разделяющееся и озлобляющееся бывшее "советское общество"?
Я до глубины души убежден, что единственной силой, способной сегодня на это - способной стать и такой точкой опоры, на которую можно всецело положиться и такой общественной силой, которая может духовно объединить и сплотить народ - единственной такой силой в России является Русская Православная Церковь.
Некоторые могут сказать:
- Чего же еще можно услышать от священника? Каждая партия хвалит себя и зовет к себе - и ты, батюшка, тоже ничем не отличаешься от прочих: тоже зовешь к себе.
Честное слово, я не потому зову вас в Церковь, что хочу заманить к себе; я и сам сюда пришел и вас зову - потому что, повторяю, убежден: только в Церкви наше спасение. И говорю я об этом не потому, что я священник, а совсем наоборот: я священником стал потому, что в этом твердо убедился.
Поделюсь с вами теми соображениями, которые создали и поддерживают во мне такое убеждение.
ИСТОРИЯ РОССИИ И ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ -
ДВЕ ЛИ ЭТО ИСТОРИИ?
Сначала надо просто объективно посмотреть на историю России и сравнить ее с историей Русской Православной Церкви. Сравнение покажет, что обе эти истории представляют собой одно нераздельное целое. Россия стала Россией только благодаря тому, что у нее была такая, а не другая Церковь. Покойный Владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, в одной из своих книг писал, что вместе с князем Владимиром "в конце Х века вошли в купель святого крещения племена полян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ". (I). Сказано, конечно, с известной долей условности и образности, но в то же время совершенно правильно и точно. Именно Церковь создала из этих разрозненных славянских племен единый русский народ. Именно Церковь помогла этому народу духовно выстоять и не сломаться морально под тяжким гнетом полуторавекового монголо-татарского ига. Именно Церковь вдохновляла в это же время русских воинов на защиту родной земли от западных рыцарей-крестоносцев. Какой дом был последним, откуда святой благоверный великий князь Александр Невский выходил, отправляясь в свои славные походы? Этим домом был храм Божий, где святой князь испрашивал у Господа помощи в предстоящих ратных делах. И какой дом был первым, куда ступала нога князя по возвращении из походов? Этим домом опять был храм Божий, где святой защитник земли русской воздавал благодарение Богу за победу над всегда превосходящими силами "врага и супостата".
Это Церковь "умягчала сердца" самолюбивых удельных русских князей, мирила и объединяла разрозненные и часто враждующие между собой княжества и превратила их, наконец, в одно единое, могучее государство.
Это Церковь, в лице преподобного Сергия, игумена Радонежского, благословила князя Димитрия Донского и русскую рать на Куликовскую битву. Причем, преподобный Сергий не только благословил войско, но и послал сопровождать его двух монахов из своего монастыря, один из которых, Пересвет, первым вступил в бой на Куликовом поле - приняв вызов татарского великана Челубея. Единоборство закончилось, как известно, смертью обоих богатырей и, таким образом, первым "положившим живот свой за други своя" с русской стороны был воин-монах.
Это Церковь, в лице патриарха Гермогена, вырвала Россию из цепких лап смуты в период "междуцарствия" - когда пресеклась на русском троне династия Рюриковичей и не воцарилась еще новая династия Романовых. Живя под стражей в осажденном Кремле и угнетаемый поляками и своими же русскими изменниками за нежелание служить иноземцу и иноверцу (польскому королю Сигизмунду), первосвятитель тайно рассылал по русским городам воззвания ("грамотки"), звавшие русских людей к объединению и защите веры и Отечества. Эти "грамотки" и вызвали к жизни знаменитое нижегородское ополчение (состоявшее, впрочем, не из одних жителей Нижнего Новгорода, но и других городов - от Казани до Коломны) под началом князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Козьмы Минина Сухорука - ополчение, освободившее от "непрошеных гостей" Московский Кремль. Это патриарх Филарет (Романов) являлся фактической главой государства во дни юности своего сына, первого царя романовской династии, Михаила...
Я бы мог еще долго говорить о многочисленных исторических примерах, иллюстрирующих неразрывную связь русского государства с русской Церковью. Но убеждать в этом людей, знакомых со своей родной историей, - странно: для них эта связь несомненна и не требует никаких доказательств. Людям же, не знающим своего исторического прошлого, но желающим понять, какую роль и значение в этом прошлом имела Церковь - я бы просто посоветовал почитать Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина, В.О.Ключевского, А.Нечволодова... любого русского историка. Добросовестное знакомство с этим историческим материалом убедит любого: история России и история Русской Православной Церкви - это одно целое; одна история без другой немыслима.
Поэтому те люди, которые сегодня говорят о "возрождении России", но сами в Церковь "ни ногой" и будущее этой "возрожденной России" представляют себе как-то обходясь без Православия, - эти люди, может быть, и искренни в своих намерениях, может быть, и впрямь желают блага родной стране - но только возродят они уже не Россию, а какую-то иную страну... Может быть, она будет называться Соединенными Штатами России, или даже сохранит историческое название "Россия" - но внутреннее содержание, духовное лицо этой страны неузнаваемо изменится, станет качественно иным. Как же этого не понять?! Россия без преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - не Россия!
Продолжение следует
Источник: https://orthodox.spbu.ru/book/main/main.html
К кому нам идти?
Предлагаем нашим читателям фрагмент книги "К кому нам идти?" православного священника Александра Захарова