Выпуск 55
Книжная лавка
«По следам Мицкевича в Петербурге»
Четверть века назад была выпущена первая книга из серии «Поляки в Петербурге», подготовленная к печати Польским Институтом в Санкт-Петербурге и посвященная великому поэту, виднейшему представителю польского романтизма, Адаму Мицкевичу. Эта книга выдержала несколько изданий, последнее из которых осуществлено в нынешнем году тиражом 500 экз. полонийной организацией «Конгресс поляков в Санкт-Петербурге» (руководитель Лилия Шишко).
В 2024 году исполнилось 200 лет с того дня, когда приговор суда по делу филоматов привел Мицкевича на берега Невы. Можно задать вопрос, то ли это событие, годовщину которого следует отмечать — обстоятельства, приведшие Адама Мицкевича в Россию, казалось бы, не давали повода для торжества. Но сейчас, с перспективы прошедших лет, виден и другой смысл этих событий, плоды которых не могли предвидеть судьи, выносившие приговор молодому поэту. Талант его, вырванный из родной языковой и культурной среды, не только не погиб и не увял, но, наоборот, обогатившись новыми впечатлениями, возмужал и развернулся в полном блеске. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что российский период биографии поэта, продолжавшийся всего четыре с половиной года, принес миру такие шедевры, как циклы сонетов, поэма Конрад Валленрод, восточные баллады, многочисленные лирические стихотворения и переводы. Известные слова русского поэта И. И. Козлова: «Мы взяли его у вас сильным, а отдаем могучим», сказанные Эдуарду Одынцу, дают точную и емкую характеристику масштабов творческой эволюции Мицкевича за время, проведенное в России.
Здесь поэт нашел близкую себе по духу среду — не только среди земляков, по разным причинам оказавшихся в России, но и русских, отнесшихся к нему с пониманием и уважением. Среди русских друзей Мицкевича первым, как правило, называют А. С. Пушкина, но еще задолго до встречи с ним Адам Мицкевич познакомился и подружился с К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым, П. А. Вяземским и многими другими представителями российской культуры. И хотя взаимные симпатии впоследствии не раз подвергались испытаниям, Мицкевич-поэт неизменно оставался близок тем, кто имел возможность общаться с ним в Петербурге и других городах России.
«Он между нами жил...»— можем мы сказать вслед за Пушкиным с чувством гордости и благодарности судьбе.
Приводим ниже две иллюстрации в указанной книге: "Зимнмй дворец" и "Наводнение в Петербурге в 1824 году"


«По следам Мицкевича в Петербурге»
Анатолий Нехай
Переводчик с польского и чешского языков, член Союза переводчиков России с 2001 года.
