Выпуск 7
Искусство
Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
Столетиями православная, по преимуществу, Россия и католическая Польша были связаны тысячами нитей неразрывных отношений разного порядка и уровня. Со времени Петра Великого центром этих отношений стал Петербург. С первых дней существования города значительную часть его населения составляли приглашенные на русскую службу иностранцы. Особое место среди них занимали католики — французы, немцы, итальянцы, голландцы. После включения в состав Российской империи части польских земель одной из ведущих этно-конфессиональных общин столицы стали поляки.
Именно в это время было закончено строительство церкви св. Екатерины Александрийской (1783), позднее были возведены церкви Иоанна Крестителя при Пажеском корпусе (т.н. Мальтийская капелла, 1800), св. Станислава (1825), св. Иоанна Крестителя в Царском Селе (1826), храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы на католическом кладбище (1859), ставший митрополичьим прокафедральным собором, храм Лурдской Божией Матери (1909) и др. Некоторые храмы, особенно в начале XX в., строились в местах компактного проживания польского населения (Церковь Святого Сердца Иисусова, 1918).
С 1842 г. в Петербурге готовили священнослужителей для России и Царства Польского — в Императорской Римско-Католической духовной академии, переведенной из Вильно. В 1849 г. в Петербург была перенесена и резиденция глав Могилевской архиепархия — общероссийской провинции католической Церкви. Большинство архиепископов (митрополитов) Могилевских были выходцами из польских земель, что соответствовало основному национальному составу петербургских католиков. По этой же причине почти все католические периодические издания Петербурга на рубеже XIX — XX вв. выходили в Петербурге на польском языке.
Интенсивная церковная, благотворительная и образовательная деятельность католической польской диаспоры в Петербурге, как и представителей других конфессий, была прервана событиями октября 1917 г. В процессе возрождения деятельности католических общин в Петербурге, начавшемся в конце 1980-х гг., традиционно активно участвуют польские культурно-просветительские общества.
На выставке представлены девять уникальных памятников из собрания Музея, большинство из которых никогда ранее не экспонировалось. Подлинный «хит» выставки — алтарь XVII в., преподнесенный в 1772 г. польскому королю Станиславу Августу Понятовскому нунцием папы Климента XIV в Речи Посполитой Джузеппе Гарампи. Центральный барельеф алтаря — сцена «Усекновение головы Иоанна Крестителя». Такой же барельеф, отлитый в Риме в 1688—1689 гг., вероятно, бронзолитейщиком Урбано Барталези по модели Чиро Ферри, украшает поныне Ораториум св. Иоанна в Ла Валетте на Мальте.В 1777 г. подаренный королю алтарь был установлен в новой Капелле Варшавского замка и оставался там до 1832 г., когда все предметы из нее были вывезены в Петербург по просьбе княгини Лович, морганатической супруги цесаревича Константина Павловича, и находились в церкви св.Иоанна Предтечи в Царском Селе. В 1938 г. церковь была закрыта, а алтарь передан в музеи истории религии.
Другие знаковые экспонаты выставки — портрет первого архиепископа Могилевской архиепархии Станислава Богуш-Сестренцевича (1731 — 1826), назначенного указом императрицы Екатерины II и утвержденного буллой папы Пия VI, а также портреты выпускников Санкт-Петербургской Императорской Римско-Католической духовной академии: архиепископа Викентия Ключиньского (1847 -1917) и апостольского администратора Иоанна Цепляка (1857 — 1926). Дополняют выставку архивные документы. (АН)
Выставка продлится до конца 2016 г.
Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
В сентябре 2016 г. по всему миру отмечалось 1050-летие Крещения Польши. В России к этому событию были приурочены многочисленные мероприятия, в том числе выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге» организованная Музеем истории религии совместно с Генеральным консульством Республики Польша, при участии Римско-Католического прихода св. Станислава.