Выпуск 35

Искусство

Похищение «Моны Лизы»

Эдвард Долник

Предлагаем читателям «Дома Славянского» фрагмент из книги «Похищенный шедевр» американского журналиста и писателя, автора международных бестселлеров Эдварда Долника.

Ранним утром двадцать первого августа 1911 года итальянец Винченцо Перуджа выбрался из кладовки в Лувре, куда спрятался накануне. Был понедельник – выходной день в музее. Под одежду он предусмотрительно надел длинный, почти до колен белый халат, который носили сотни технических работников, что позволило ему раствориться среди них. (Надо сказать, что Перуджа некоторое время работал в Лувре). Перуджа вошел в зал, подошел к «Моне Лизе», оглянулся – нет ли кого поблизости, – снял портрет со стены, засунул под рабочий халат и беспрепятственно вышел из музея. Этот факт не подвергается сомнению, но все, что происходило с картиной позднее, доподлинно не установлено. Безупречно совершенное преступление оказалось совершенно бессмысленным.

Сеймур Рейт в книге «День, когда украли Мону Лизу» утверждает, что Перуджа исполнил заказ аргентинского мошенника, представлявшегося маркизом Эдуардо де Вальфьерно. В тандеме с гениальным художником-копиистом французом Ивом Шодроном маркиз организовал небольшой бизнес – продавал коллекционерам фальшивые произведения старых мастеров.

Мошенники обосновались в Буэнос-Айресе – там было легче претворять в жизнь их хитроумный план. Парочке изобретательных прохвостов пришла в голову идея продавать коллекционерам «настоящие» произведения из Национального музея изящных искусств. Подкупив охранника, маркиз подводил клиента к одной из ценнейших картин и спрашивал его, нравится ли ему полотно. Разумеется, коллекционер отвечал согласием. Этого жулик и добивался. Аферист говорил клиенту, будто знает людей, которые могут помочь его приобрести. А чтобы собиратель не сомневался в чистоте сделки, маркиз вынимал из кармана дорогое вечное перо, вручал потенциальному покупателю и просил сделать на обороте произведения отметку или написать несколько цифр, которые впоследствии должны были стать подтверждением подлинности картины. […]

Мошенникам удалось перехитрить не одного бдительного собирателя. Шодрон писал копию картины, прежде чем маркиз договаривался о ее продаже, а полотно вставляли в раму вместе с подлинником одно под другим. Публика любовалась настоящим произведением, а фальшивка помещалась под оригиналом – именно на копии коллекционеры и ставили отметки.

Желая сыграть по-крупному, Вальфьерно и Шодрон приехали в Париж. Пока художник писал шесть копий «Моны Лизы», маркиз обрабатывал новых клиентов с большими деньгами и амбициями, но скромными умственными способностями. Когда очередной толстосум созревал, Вальфьерно задавал волнующий вопрос: «Хотели бы вы стать владельцем картины самого известного мастера?» Не дожидаясь ответа,  маркиз заявлял, что именно он, господин N, достоин стать ее обладателем. Эту фразу он произнес шести покупателям.

Для совершения кражи маркиз нанял Винченцо Перуджу. В 1911 году Лувр больше внимания уделял защите произведений от вандалов, а не грабителей. Музей хорошо охранялся в часы, открытые для посещения публики, и оставался практически беззащитным ночью. После нападения на картину Энгра в 1907 году, руководство музея решило поместить «Мону Лизу» в стеклянную витрину. Перудже было известно ее устройство, поскольку он входил в число рабочих, монтировавших защитный колпак.

Новость о похищении картины потрясла Париж и весь мир. На первой полосе газеты «Ле Матин» гигантскими буквами был набран заголовок: «ЭТО НЕВОЗМОЖНО!»

Вскоре после этого Вальфьерно встретился с клиентами и предложил каждому купить портрет. Все шестеро согласились, не раздумывая. Маркиз продал шесть подделок «Моны Лизы», каждую за триста тысяч долларов, что сегодня составляет шесть миллионов долларов за одну копию. Виртуозно провернув операцию, мошенник исчез. Никто из покупателей, предположительно американцев, также как и Перуджа,  не знал его настоящего имени. Более того, рабочий ничего не знал о его плане. Вежливый иностранец нанял его для похищения «Моны Лизы», обещая заплатить после получения картины, но  так и не забрал ее и не заплатил ни гроша! Перуджа ждал и волновался целых два года. Все это время «Мона Лиза» хранилась в его квартире.

У Ива Шодрона тоже был хороший повод хранить молчание. И покупатели не могли заявить в полицию, не признавшись в том, что пытались купить украденный шедевр. Беспокоился ли Вальфьерно о судьбе подлинника? У этой истории много вопросов [1]. 

* * *

мона лизаНикто доподлинно не знает, правдива ли история о шести подпольных коллекционерах. Хорошо организованные преступления  нередко остаются нераскрытыми. Историю с шести копиями опубликовала газета «Сэтэди Ивнинг Пост» в 1932 году. Ее автором был журналист Карл Декер, которого очень ценил Хёрст. Декер утверждал, что был знаком с маркизом, который и рассказал ему эту историю, взяв обещание не предавать ее гласности до его смерти. Спустя полвека, в 1981 году, вышла книга Сеймура Рейта, в которой воспроизводилась газетная статья Декера. Рейт имел репутацию вдумчивого исследователя. Хвалебные отзывы о его работе появлялись в таких солидных изданиях, как «Нью-Йорк», «Нью-Йорк Таймс», «Арт Ньюс». […] Но Декер и Рейт умерли. Теперь еще труднее докопаться до истины. 

Перуджу арестовали в 1913 году при попытке продать подлинник известному флорентийскому антиквару. Мотив итальянца неясен. Возможно, он просто отчаялся получить деньги от заказчика. Антиквар связался с директором Галереи Уффици. Перуджа назначил потенциальным покупателям встречу в номере  одной из дешевых флорентийских гостиниц. Открыв самодельный деревянный чемодан с двойным дном, похититель достал из него всемирно известное произведение, завернутое в красную ткань. Увидев картину, покупатели настояли на ее осмотре специалистами. Перуджа остался в номере. На выходе из гостиницы гостей задержал администратор, заподозрив, что они похитили картину, висевшую в гостиничном номере.

На суде Перуджа выставил себя итальянским патриотом. Он заявил, что украл бесценную «Мону Лизу» потому, что хотел вернуть ее на родину. Адвокат, защищавший вора, апеллировал к тому, что шедевр не пострадал, а кража еще больше прославила творение Леонардо да Винчи. В Италии Винченцо Перуджа стал почти национальным героем. Суд приговорил его к году тюрьмы, но после семи месяцев заключения «вора-патриота»  освободили по амнистии.

 Примечание:

 [1] Несмотря на незатихающие спекуляции, подлинность возвращенной в Лувр в 1913 году  «Моны Лизы» не вызывает сомнений. Картина была изучена и сфотографирована незадолго до ее похищения. Сравнение кракелюров на картине до и после кражи подтверждает ее несомненную подлинность. (Э. Долник).

 Перевод  с английского Эвы Гараевой. 2010 г.

 

 Источник: Эдвард Долник. «Похищенный шедевр». Издательство «АСТ». 2010.

Edward Dolnick. “The Rescue Artist”. 2005.

  В оформлении текста использована почтовая открытка, напечатанная крупным германским издательством «Stengel & Co» (Дрезден) в начале ХХ века, но не позднее сентября 1913 года. Из коллекции эфемер Эвы Гараевой. 

Похищение «Моны Лизы»




Выпуск 35

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве