Выпуск 43

Искусство

Правители и герои в изобразительном искусстве

Сара Карр-Гомм

Правители и императоры

 Со времен античности и до наших дней художников привлекают сильные мира сего – исторические личности, облеченные властью. В искусстве нашли отражение самые важные события их жизни и царствования.

rfhh1Александра Великого (Македонского) часто изображали в доспехах и шлеме, чтобы показать его как выдающегося полководца. Апеллес – величайший живописец античности – был другом Александра и его придворным художником. Согласно одной из легенд, лошадь заржала, увидев нарисованного им жеребца. К сожалению, ни одно из его произведений не дошло до наших дней. Апеллес был не только художником, но также писал трактаты. По преданию, он потерял голову от любовницы Александра Кампаспы, когда писал ее обнаженной. Узнав об этом, Александр преподнес ее Апеллесу (1). Джанбаттиста Тьеполо изобразил себя и свою жену в образах Апеллеса и Кампаспы на картине «Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса» (1726).

Истории о персидских правителях, чьи земли Александр Великий завоевал в IV в. до н.э., являлись источником вдохновения для художников на протяжении нескольких веков.

Персидский царь Камбис(2) (VI  в. до н.э.) приказал казнить судью Сисамна за то, что тот брал взятки, решая судебные дела. Правитель велел содрать с него кожу, выдубить ее, нарезать ремнями и обтянуть ими кресло, в котором сидел Сисамн, верша суд, чтобы другим неповадно было. На место Сисамна он назначил его сына, посоветовав ему никогда не забывать, на каком кресле он сидит. Давид  Герард написал на эту тему картину «Суд Камбиса» (1498).

карр2Эжена Делакруа вдохновила драматическая история ассирийского царя Сарданапала. Большую часть жизни он предавался распутству и излишествам. Когда состояние дел в его царстве привело к мятежу, а осаду неприятеля уже невозможно было сдерживать, правитель решил покончить с собой, приняв яд. Перед смертью он приказал убить своего любимого коня, собак, наложниц и уничтожить все сокровища.

Лидийский царь Кандавл, гордившийся красотой своей жены, приказал телохранителю Гигу подсматривать за ней, когда она будет раздеваться перед сном. Эту сцену запечатлел Якоб Йорданс на картине «Царь Кандавл Лидийский показывает свою жену Гигу» (XVII век). Царица заметила Гига и поняла, что он подглядывал за ней по указанию мужа. Тогда она предложила ему выбор: быть казненным или убить Кандавла и жениться на ней. После раздумий Гиг решил умертвить Кандавла и стал царем и основателем новой династии (3).

 Персидский царь Кир II Великий является основателем державы Ахеменидов. Еще до его рождения было предсказано, что он, сын дочери Астиага, царя Мидии, станет владыкой мира (4).  Астиаг, испугавшись, что внук займет его трон, приказал своему верному слуге Гарпагу убить младенца. Гарпаг не мог ослушаться своего господина, но и не смог убить ребенка, поэтому он отдал Кира знакомому пастуху и его жене. Этот момент запечатлел Себастьян Риччи на картине «Детство царя Кира» (1708). Когда Астиаг однажды увидел десятилетнего сына пастуха, он признал в нем своего внука. Царь наказал ослушавшегося его Гарпага, но мальчика не тронул.

карр3Повзрослев, Кир с помощью Гарпага занял трон своего деда и стал правителем Мидии. Постепенно он установил контроль над Малой Азией, захватил Вавилон и разгромил саков под предводительством царицы Томирис. Потерпев поражение, Томирис сама выступила против Кира. Кровавый бой, в котором участвовала царица, завершился победой саков. В сражении погиб царь Кир. Отрубив его голову, Томирис наполнила кожаный мешок его кровью и, воскликнув: «Ты хотел крови, так пей ее до дна!» – бросила ее в мешок. Этот эпизод изобразил Рубенс на картине «Царица Томирис перед головой Кира» (ок. 1620).

Еще одну царицу более позднего времени – Клеопатру (60–30 гг. до н.э.) – обессмертили художники в своих творениях. Она стала последней правительницей эллинистического Египта. В годы ее правления Египет был покорен Римом. Когда Клеопатра была восстановлена на троне, Египет должен был заплатить Риму дань. Этот момент изобразил Андреа дель Сарто на большой фреске «Дань Цезарю» (1521).

карр4Клеопатра прославилась романами с Юлием Цезарем и полководцем Марком Антонием, конфликтовавшим с преемником Цезаря Октавианом Августом. Джанбаттиста Тьеполо запечатлел ее на фресках «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» (обе 1750 г.). По легенде, на пиру, который Марк Антоний дал в ее честь, она заявила, что приготовит более дорогое угощение. Сняв серьгу с крупной жемчужиной, она растворила ее в винном уксусе и выпила этот напиток.

Союз Марка Антония и Клеопатры противостоял императору Октавиану (63 до н.э. – 14 н.э.), которого с 27 г. до н.э. стали называть Августом (лат. священный). Когда в битве при Акциуме (31 г. до н.э.) войска Клеопатры и Антония были разгромлены,  влюбленные покончили с собой. Марк Антоний бросился на меч, Клеопатру укусила змея, специально пронесенная во дворец в корзине с фигами. Ее смерть не раз изображали художники, к примеру, Гвидо Рени на картине «Клеопатра» (ок. 1630).

Жизнь и деяния императоров являлись источником сюжетов для многих художников. В одной из историй рассказывается о том, как к императору Траяну (98 – 117) пришла вдова с требованием справедливо наказать убийц ее сына (5). Император пообещал ей, что возмездие настигнет преступников. Эта история, воспевающая правосудие, не раз изображалась в живописи.

Первого христианского императора Константина (ок. 274 – 337) часто изображали в момент обращения. Бернини изваял его верхом на коне перед горящим крестом (1654 –  1670). Иногда его изображали спящим, как, например, на фреске «Сон Константина» Пьеро делла Франческа (1455). Сюжеты из жизни императора Константина вдохновили Джулио Романо на создание фрескового цикла в Залах Константина (Ватикан, 1520 – 1524).  Рубенс в 1622 году создал эскизы к гобеленам, посвященным его жизни и деяниям.

карр5Спустя столетие после Константина вождь гуннов Аттила (ок. 406-453), разъяренный отказом римлян платить ему дань, напал на Галлию и попытался захватить Рим. На фреске Рафаэля «Встреча папы Льва I Великого с Аттилой» (1513) в Станца д’Элиодоро в Ватикане изображены Св. Петр и Св. Павел, спустившиеся в небес, чтобы изгнать захватчика.

Европейских монархов, в том числе Людовика XIV и Наполеона I, было принято изображать в образе римских императоров. В эпоху Ренессанса возродилась античная традиция проведения триумфальных шествий, которые сопровождались демонстрацией завоеванных трофеев и пленных. На произведениях с изображением триумфов появлялись как современные, так и античные герои, а также мифологические персонажи 

Храбрость и добродетель в Древнем Риме

 Римские воины и государственные деятели отличались исключительным мужеством, что не раз находило отражение в искусстве.

Легендарный основатель Рима Ромул и его брат-близнец Рем были вскормлены волчицей. Через много лет братья решили основать новое поселение. Рем хотел построить его на низменности между Палатинским и Капитолийским холмами, Ромул же выбрал Палатинский холм. Разгорелась ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Распахав плугом первую борозду вдоль Палатинского холма, Ромул основал город, который впоследствии был назван его именем. Принято считать, что это произошло в 753 году до н.э. Символом Рима стала волчица. Вместе с аббревиатурой SPQR (Senatus Populusque Romanus – «Сенат и римский народ») она изображалась на древнеримских штандартах. Эти символы можно увидеть на цикле панно «Триумфы Цезаря» Андреа Мантеньи (1486 – 1506).

карр6Фасции – перетянутые шнуром или ремешком пучки прутьев с воткнутым в них топором – символизировали власть. Их носили ликторы – исполнители распоряжений магистратов, имевших право казнить или миловать подданных. Высшую степень суровости проявили римские консулы Манлий Торкват и Луций Юний Брут. Во время войны с Латинским союзом (340 г. до н.э.) Манлий Торкват запретил римлянам проводить одиночные бои с латинами, однако его сын ослушался и принял вызов латина (6). Торкват приказал казнить его за неповиновение. Голландский художник Фердинанд Боль запечатлел этот момент на картине «Манлий Торкват обезглавливает своего сына» (1663).      Луций Юний Брут (7) – племянник царя Тарквиния Гордого – один из двух первых консулов республики наравне с Тарквинием Коллатином. Он возглавил восстание против своего дяди, в результате которого была основана Римская республика. Двое его сыновей решили восстановить Тарквиния Гордого на троне, но их заговорщические планы стали известны, а изобличающие их письма перехвачены. Отличавшийся бескомпромиссностью и жесткостью Луций Юний Брут проклял сыновей, приказал их обезглавить и лично присутствовал на казни. Эта история вдохновила Жака-Луи Давида на написание картины «Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей» (1789).

Деций Мус – еще один известный римский полководец и консул, посвятивший себя служению республике (8). В 338 году до н.э. во время войны с латинами, он бросился в центр сражения, чтобы поднять боевой дух своей армии. Рубенс сделал семь эскизов для гобеленов со сценами из жизни Деция Муса, среди которых был и этот славный эпизод.

Отвагой отличились и трое братьев из рода Горациев, сразившиеся с братьями Куриациями. Юный патриций Муций Сцевола положил свою руку в огонь, чтобы доказать этрусскому царю Порсене бесстрашие римлян. В 362 году до н.э. в центре римского форума образовалась глубокая трещина.Оракул истолковал ее, как предсказание грозящей городу опасности, которую можно предотвратить лишь одним способом – заполнить ее лучшим, что есть в Риме. Мужественный Марк Курций с возгласом «Нет лучшего блага в Риме, чем оружие и храбрость!» бросился в пропасть, которая тотчас же сомкнулась. Паоло Веронезе изобразил этот момент на тондо «Марк Курций жертвует собой».

Римляне отличались скромностью и честностью. Франческо Сальвиати создал цикл фресок со сценами из жизни государственного и военного деятеля IV века до н.э. Марка Фурия Камилла. Во время осады города Фалерии один учитель привел в лагерь римлян детей и предложил их Камилле в качестве заложников. Камилл, разгневанный его предложением,  приказал связать предателя, а детям дал плетки, чтобы они гнали его в Фалерии. Покоренные честностью и принципиальностью римлян, фалерийцы сдались. Пуссен на картине «Камилл и фалерийский учитель» (1637) изобразил нагого связанного учителя перед сидящим в кресле судьи Камиллом.

карр7Марк Порций Катон Младший (9), сторонник Римской республики, после прихода к власти Юлия Цезаря покончил с собой. Перед смертью он дважды прочитал диалог Платона «Федон», а затем пронзил себя мечом. Его решительность и бескомпромиссность вдохновили Шарля ле Брюна на создание картины «Смерть Катона» (ок. 1646).

Стремление Юлия Цезаря оставаться единоличным правителем империи привело к заговору республиканцев. 15 марта 44 г. до н.э. Цезарь был заколот группой заговорщиков во главе с Марком Юнием Брутом на заседании Сената в Риме. На картине Жана-Леона Жерома «Смерть Цезаря» запечатлен этот момент.

Скромностью и сдержанностью отличались консул Цинциннат (V век до н.э.) и полководец II века Сципион Африканский. Цинцинат возглавил республику во время осады Рима враждебными племенами, но после их разгрома снял с себя полномочия и занялся сельским хозяйством в своем поместье. Франческо Романелли изобразил его на фреске «Представители римского Сената предлагают Цинциннату стать диктатором» (1655 – 1668).

карр8Публий Корнелий Сципион Африканский – военачальник, победивший карфагенского полководца Ганнибала. Армия Ганнибала, двинувшаяся на Рим из Карфагена в 218 г. до н.э., насчитывала 90 000 человек пехоты, 12 000 всадников и 37 боевых слонов. За пятнадцать дней она совершила переход через Альпы. Однако Вторая Пуническая война завершилась разгромом карфагенян. Тёрнер на картине «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» (1812) изобразил могущественную армию, вынужденную сражаться с силами природы. Согласно пророчеству оракула, победе над Ганнибалом должна была поспособствовать богиня Кибела, олицетворявшая производительные силы природы. Сципион распорядился установить в Риме ее бюст. Андреа Мантенья создал на эту тему картину в технике гризайль «Введение культа Кибелы в Риме» (1506). 

Сципион отличался благородством и великодушием. После захвата Нового Карфагена к Сципиону была приведена понравившаяся ему девушка, но он, узнав о том, что она любит испанского вождя Аллуция, познакомил ее с ним и вручил ему подарки, преподнесенные родителями девушки. Эта история вдохновила многих художников, в том числе ван Дейка, Риччи, Пуссена. На картине Себастьяна Риччи «Самообладание Сципиона» (ок. 1695) запечатлен наиболее драматический момент, когда судьба девушки еще не определена.

 Римские жены и матроны

 карр9Римские женщины отличались не меньшим мужеством и добродетельностью, чем римские мужчины. Во время войны между римлянами и этрусками знатная римлянка Клелия попала в плен к этрусскому царю Порсене. Она бежала и переплыла Тибр под градом этрусских стрел. Жак Стелла изобразил ее на картине «Клелия с подругами переправляется через Тибр». Потрясенный ее храбростью, Порсена решил отступить, хотя уже фактически вошел в Рим.

Славившаяся красотой и добродетельностью Лукреция,  супруга патриция Коллатина, была обесчещена Тарквинием. Эту жестокую сцену изобразил Тициан на картине «Тарквиний и Лукреция» (1571). Перед тем, как заколоть себя кинжалом, Лукреция рассказала мужу о постигшем ее несчастье.

Агриппина, жена Германика, сопровождала мужа в военных походах. После того, как Германика убили в Сирии по политическим мотивам, безутешная вдова привезла его прах в Италию. Ее верность вдохновила Бенжамина Веста на создание картины «Агриппина сходит на берег с прахом Германика в Бриндизи».

Иллюстрации:

1. Жером Мартен Ланглуа. «Благородство Александра». 1819. Музей августинцев. Тулуза.

2. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». 1827. Лувр. Париж.

3. Питер Пауль Рубенс. «Царица Томирис перед головой Кира». 1622 или 1623. Музей изобразительных искусств. Бостон.

4. Джанбаттиста Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». 1744. Национальная галерея Виктории. Мельбурн.

5. Рафаэль Санти. «Встреча Льва I Великого с Аттилой». 1514. Ватикан. Рим.  

6. Жак Луи Давид. «Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей».1789. Лувр. Париж.

7. Жан-Леон Жером. «Смерть Цезаря». 1858 – 1867. Художественный музей Уолтерса. Балтимор.

8. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы». 1812. Галерея Тейт. Лондон.

9. Лоренцо Лотто. «Портрет венецианки в образе Лукреции». Ок. 1533. Национальная галерея. Лондон.

 

Примечания:

 1. Плиний Старший. «Естественная история». XXXV: 85-89.

2. Геродот. «История». V:25.

3. Геродот. «История». I: 8-12.

4. Геродот «История». I: 108-129.

5. Золотая легенда, Св. Григорий.

6. Тит Ливий.  «Римская история от основания города». VIII:vii.

7. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания», Попликола.

8. Тит Ливий.  «Римская история от основания города». X:xxvii.

9. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания», Катон.

10. Тит Ливий. «Римская история от основания города». XXVI:i.

 

Источник: 

Sarah Carr-Gomm. «The Secret Language of Art». 2009.

Сара Карр-Гомм. «Тайный язык искусства». Перевод с английского Эвы Гараевой. «Астрель». 2012.

 

© Перевод с английского Эвы Гараевой. 2012

Правители и герои в изобразительном искусстве




Выпуск 43

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи