Выпуск 29

Искусство

Картины старых мастеров в польской поэзии

Анатолий Нехай

У современных польских поэтов, в особенности молодых, часто встречаются произведения, дающие описания тех или иных картин и других художественных твоорений. Збигнев Херберт посвятил  голландской живописи XVII века целую книгу эссе "Натюрморт с удилами". В нашем журнале был опубликован фрагмент его незаконченного эссе "Мастер из Делфта" о творчестве Вермеера с подробными описаниями некторых картин этого мастера http://www.dompolski-journal.ru/articles/article/306/ 

Сегодня мы предлагаем Вам, уважаемые читатели, стихотворные описания картин, выполненные тремя разными поэтами: АДАМОМ ЗАГАЕВСКИМ, БАРБАРОЙ ГРУШКОЙ-ЗЫХ и МАРЧИНОМ БЕШЧАДОМ

АДАМ ЗАГАЕВСКИЙ (1944-2021)  

Описания картин

карт1Обычно замечаешь только несколько деталей –
виноград семнадцатого века,
все еще свежий и блестящий,
красивую вилку с ручкой из слоновой кости
или древо креста с каплями крови
и множеством уже высохших страданий.

Скрипит блестящий паркет.
Мы в чужом городе –
почти всегда в чужом городе.
Где-то стоит сторож и зевает.

За окном колышет ветвями ясень.
Описания неподвижных картин
чрезвычайно занимательны.
Им посвящаются ученые трактаты.
Но мы – живые,
наполненные памятью и разумом,
любовью и порой печалью,
иногда особенно гордимся,
поскольку слышим в себе крики будущего,
и этот шум делает нас людьми.

карт2Сурбаран

Сурбаран рисовал попеременно
испанских святых
и натюрморты.

Из-за этого предметы,
лежащие на тяжелых столах
его натюрмортов,
тоже становились святыми.

Переводы Ан.Нехая

карт3БАРБАРА ГРУШКА-ЗЫХ (р. 1960)

Женщина и спящий мужчина Пикассо

он расплескал свое лицо
по наволочке
словно утренний кофе
она не спешит его стереть
только смотрит и любит

 

карт4Сусанна и старцы Пабло Пикассо

Черными ногтями выцарапывает им глаза
ибо уже чувствует свой пригорок
на который они влезают

 

 

 

 

 

 

Карт5 Марк Шагал

 Горожанка вышла из дому на минуту

ураган вырвавший с корнем дерево уносит ее ввысь
зонт раздувшейся юбки оповещает весь город
о тайнах ее ног

 

Переводы Эллы Фоняковой

  

МАЧЕЙ БЕШЧАД  (р.1978)

Из коллекции Национальной Галереи 
в Вашингтоне, Округ Колумбия

 «Что касается страдания,
то у Старых Мастеров
никогда не случалось ошибок»

 Уистен Хью Огден 

Питер Пауль Рубенс написал их скучающими.
Один из стада, стоящий за молящимся пророком,
зевает. Когда еще злу
доводилось скучать в твоем присутствии?
Разве когда-нибудь ты надоел ему
по самые уши?
В Писании сказано, что пасти львам заградил Ангел.
Там же подтверждается
невинность осужденного.

Самки и самцы наверняка обнюхивали его,
терлись не раз о его одежду.
Впрочем, хищники встречались
ему и раньше – было ими изгнание,
колдуны на королевском дворе,
кошмары жестоких властителей.

Он успел познать их обличье,
то,  как они пружинят мышцы и обнажают клыки
над прокушенным черепом. 

Карт6Даниил провел со львами всю ночь в тесной яме.
Можно ли быть ближе к своему несчастью?
Рядом с ним невозможно
хотя бы закрыть глаза,
особенно такие, как у этих существ –

в их подлинном размере,
когда шерсть блестит, а мышцы играют
размером и рельефом, и не могут помочь
усиленные дозы морфия,
когда уже нечем дышать. 

Антверпенский Мастер был прав:
ему нельзя было
вглядываться, взгляд должен быть
обращенным ввысь - не на кучку костей.

 

Перевод Ан. Нехая

 

Иллюстрации:

Де Хен. Натюрморт 
Франсиско Сурбаран. Натюрморт
Пабло Пикассо.. Женщина и спящий мужчина
Пабло Пикассо. Сусанна и старцы
Марк Шагал. Над городом.
Питер Пауль Рубенс. Пророк Даниил и львы

Картины старых мастеров в польской поэзии




Выпуск 29

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве