Выпуск 12

Искусство

Наедине с деревом

Виктор Грибков-Майский

  Дерево – богатейший скульптурный материал. И правильнее было бы говорить не о дереве вообще, а о той или иной породе древесины – как и люди, внешне схожие, внутренне они сильно разнятся. Сам я работал с разными породами: ясенем, яблоней, березой, вишней, буком, грабом, осиной, акацией, елью,  но, все же, предпочтение всегда отдавал березе.

Для скульптуры можно брать практически любую древесину, главное в работе резчика - это «понять» то дерево, которое попало тебе в руки. Ведь любой кусок дерева -  частица живой природы и надо постараться услышать, что  хочет это дерево «сказать».

Уже при первичной обработке топором, если внимательно приглядеться, можно увидеть какие-то детали, которые затем стоит использовать в работе. Даже легкий изгиб может впоследствии значить очень многое.

Затем идет обработка стамеской. Если работа даже не очень большая по своим размерам, все равно, самыми удобными зажимами остаются собственные колени.

Очень важна при этом «культура реза». Чем чище работаешь стамеской, тем меньше придется снимать затем резцом. Когда же скульптура обрезана «начисто», начинается шлифовка и тонировка. И этот период в работе не менее значим, так как даже хорошо вырезанная, но плохо обработанная скульптура теряет очень многое.

В связи с тем, что текстура произрастающих в нашей полосе деревьев, и в первую очередь березы, непривлекательна с художественной стороны, приходится работы тонировать. Я никогда не пользовался при этом такими искусственными покрытиями как лак или олифа, считая, что дерево под лаком перестает «дышать». Блика же, причем более глубокого, можно достичь и без лака. Для этого процесс морения и шлифовки необходимо повторить несколько раз, при этом лучше брать наждачную бумагу на тканевой основе. А в конце работы стоит пропитать маслом - подсолнечным или оливковым.

Трещины. К ним каждый мастер относится по-своему, так же как и мы сами относимся к своим морщинам. Если трещины есть, то их лучше всего «обыграть», используя как дополнительное средство выразительности.

Многие породы деревьев – яблоня, вишня, груша при высыхании трескаются по всей длине ствола, поэтому избежать здесь трещин, работая над скульптурой, практически невозможно. Другие породы – береза, осина, ясень – тоже трескаются, но в основном, по концам ствола, и если необходимо обойтись без трещин, то достаточно обрезать эти концы у хорошо высушенного дерева.

И еще одно замечание- выбор сюжета и порода дерева должны взаимно дополнять друг друга…

В 1991 автор этих строк выступил с предложением создать Тверское товарищество резчиков по дереву и  проводить выставки резьбы по дереву, которые  проходили в Твери в 1991 (совместно с Тверским отделением Всероссийского фонда культуры), в 1993 (совместно с Тверским областным краеведческим музеем), и  в 1995- 2013  годах, когда выставки вошли в официальный перечень мероприятий комитета по делам культуры   Тверской области. Непосредственным организатором выставок стал Областной Дом народного творчества в лице музейно-выставочного Центра им. Лизы Чайкиной. Здесь же собрана наиболее полная информация о тверских мастерах резьбы по дереву.

Представляем здесь несколько работ Виктоаа Грибкова-Майского: Автопортрет, Триптих "Комедия"; скульптурная группа Тати

 

Наедине с деревом




Виктор Грибков-Майский

Грибков-МайскийРодился в 1956 г. Окончил в 1981 г. Тверской государственный университет (французский язык и литература) и Московский университет искусств (декоративно-прикладное отделение), а позднее Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (2001).

Член союза журналистов России с 1997 г. Дипломант Областного конкурса для журналистов, пишущих о туризме «Звезда Верхневолжья» (2006). Дипломант Национальной туристской премии им. Ю. Сенкевича Федерального агентства по туризму в номинации «За лучшую публикацию по туризму и путешествиях по России» (2007). Дипломант Первого Всероссийского конкурса патриотической журналистики (2009).

Член Редакционного Совета Международного журнала Русского Зарубежья «Большой Вашингтон» (с 2008 г.).

Автор нескольких пьес и более трехсот публикаций по вопросам культуры, туризма, искусства.




Выпуск 12

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Агнешка и Северин
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО