Выпуск 20

Искусство

Три концерта сезона

Эва Гараева

Конец 2019 года порадовал ценителей классической музыки в Москве тремя замечательными концертными программами.

I

1 ноября в Большом зале  Московской консерватории состоялся концерт «Шедевры мировой классики. 1Вивальди. Гендель», организованный компанией «Русконцерт». Камерный оркестр «Musica Viva» под руководством маэстро Александра Рудина исполнил изысканную программу, состоящую из сочинений Георга Фридриха Генделя, Антонио Вивальди, Пьетро Локателли и Кристофа Виллибальда Глюка. На протяжении многих лет «Musica Viva» открывает слушателям неизвестные произведения эпохи барокко.  Для исполнения арий были приглашены две молодые, но уже известные певицы – сопрано Александра Кубас-Крук и меццо-сопрано Мария Остроухова.

В последние десятилетия барочная опера переживает Ренессанс. Оперы Генделя и Вивальди стали возвращаться в европейские залы в двадцатые годы прошлого века, после двух столетий забвения.  В России их сочинения начали исполнять и ставить в театрах в XXI веке. Оперное творчество этих выдающихся композиторов эпохи позднего барокко разнообразно и обширно: Вивальди написал более полусотни опер, Гендель – около сорока. Для концерта в Большом зале Московской консерватории были выбраны арии из опер «Альцина», «Тезей», «Семела», «Ринальдо» Генделя и «Неистовый Роланд» Вивальди. Музыковед Артем Варгафтик предварял  исполнение увлекательными объяснениями замысловатых сюжетов и исторического контекста. Фотоальбом концерта можно посмотреть на сайте: https://www.rusconcert.net/media/event/609.htm

Сюжет оперы «Ринальдо», написанной Генделем в Лондоне, взят из эпической поэмы маньериста Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», рассказывающей о Первом крестовом походе и взятии Иерусалима. В основе опер «Альцина» и «Неистовый Роланд» лежит поэтическое сочинение «Orlando furioso» драматурга эпохи Возрождения Лудовико Ариосто, вдохновившегося средневековыми рыцарскими романами. История о влюбленном в прекрасную Анжелику рыцаре Роланде и коварной волшебнице Альцине привлекала многих композитов, Гендель и Вивальди возвращались к ней не раз. «Тезей» и оратория «Семела» – произведения, написанные Генделем на мифологические сюжеты, что не случайно, ведь композитор, как пишет знаменитый дирижер и исследователь барочной музыки Николаус Арнонкур, «осознавал меру нравственной ответственности художника перед слушателем, который, воспринимая музыку, должен становиться другим, лучшим человеком». Завершила концерт «Пляска фурий» из оперы «Орфей» Глюка, творившего в эпоху классицизма.

2Участница концерта Александра Кубас-Крук  – польская певица, выпускница вроцлавской Академии музыки имени Кароля Липинского, совершенствовшая свое мастерство в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Обладательница прекрасного сопрано, она выступает на сцене Вроцлавской оперы. Десять лет назад началась международная карьера Александры Кубас-Крук: ее можно было услышать в Большом театре в Москве, Национальной опере в Варшаве, во многих театрах Италии, а также в Германии, Австрии, Франции, Японии. В прошлом сезоне она исполнила партию Морганы в постановке оперы Генделя «Альцина» на Генделевском фестивале в Карлсруэ и партию Пшемислава в концертной версии оперы Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши» в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского и Королевском замке в Варшаве  – об этом событии «Дом Польский» писал в выпуске №18.

II 

48 декабря в Концертном зале имени П.И. Чайковского оркестр «Armonia Atenea» под управлением Георгиоса Петру представил оперу «Неистовый Роланд» («Orlando Furioso») Антонио Вивальди. В ее концертном исполнении приняли участие всемирно известные солисты:  контратеноры Макс Эмануэль Ценчич, Филипп Матман, Николас Таманья, сопрано Юлия Лежнева, меццо-сопрано Руксандра Доносе и Соня Рунье, бас Хосе Кока Лоса. В марте 2019 «Неистовый Роланд» прозвучал в венском Theater an der Wien. В апреле нынешнего года оперу можно будет услышать в Музыкальном центре La Seine Musicale под Парижем.

В отличие от первого варианта оперы партитура этого сочинения Вивальди сохранилась полностью. Премьера «Orlando» состоялась в Венеции в 1727 году и имела ошеломляющий успех. Николаус Арнонкур в статье, посвященной «Рыжему священнику» (прозвище композитора), пишет: «Музыка Вивальди говорит, рисует, выражает чувства, изображает события и конфликты – и все это не последовательно, а одновременно и в переплетении, как того требовал итальянский темперамент в театральных представлениях эпохи барокко. Однако слушателям Вивальди этот язык был знаком, и внятны его темперамент, словарь и метафоры. Непосредственное воздействие музыки Вивальди было, вероятно, очень сильным». Оперы Вивальди и сейчас производят мощное впечатление. Очень сложные и экспрессивные партии требуют от исполнителей большого мастерства, виртуозности,  опыта.

Великолепный ансамбль вокалистов оправдал ожидания знатоков и ценителей барочных шедевров. Юлия Лежнева – сопрано дивной красоты – продолжает восхищать слушателей отточенной техникой и глубоким погружением в роль (катайская принцесса Анжелика). Макс Эмануэль Ценчич – исполнитель партии доблестного рыцаря Роландо, влюбленного в Анжелику, – является не только одним из самых лучших и востребованных контратеноров современности, но и первооткрывателем и исследователем забытых барочных опер. В последнее время он выступает в качестве продюсера и оперного режиссера. Юный Филипп Матман, спевший партию Медоро, возлюбленного Анжелики, – новая звезда на мировом музыкальном небосклоне. Похвал заслуживает также Хосе Кока Лоса – паладин Астольф. История любви, коварства, безумной ревности и прощения почти триста лет спустя после премьеры в театре «Сан-Анджело» вызывает огромный интерес и волнует слушателей. Долгожданная концертная версия оперы «Неистовый Роланд» стала рождественским подарком московской публике.

 III 

19 декабря в Большом зале «Зарядья» выступил знаменитый польский симфонический оркестр «Sinfonia Varsovia», художественным руководителем которого с 2003 года является Кшиштоф Пендерецкий. Концерт продолжает программу торжеств, посвященных столетию восстановления независимости Республики Польша.

5Программа была составлена с мыслью о польско-российских связях и пересечениях и с учетом юбилейных дат. В первом отделении прозвучала Симфоническая увертюра «Сказка» «отца польской оперы» Станислава Монюшко. Сочинение было посвящено А.С. Даргомыжскому, которого Монюшко называл «своим родным старшим братом». 2019 год был объявлен Сеймом Республики Польша Годом Станислава Монюшко в связи с двухсотлетием со дня рождения композитора.

Продолжил программу Концерт для фортепиано с оркестром №1 ми минор Фридерика Шопена. Партию фортепиано исполнила россиянка Юлианна Авдеева, одержавшая победу на XVI Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве в 2010 году. Пианистка часто выступает в Польше, записала два диска с концертами Фридерика Шопена. 

6Во втором отделении была представлена Симфония №4  Мечислава Вайнберга, столетие которого отмечалось в 2019 году. Родившийся в Варшаве и окончивший Варшавскую консерваторию, пианист волею судьбы, вернее, истории, в 1939 году оказался  на территории Советского Союза. В Минской консерватории изучал композицию, в конце Великой отечественной войны переехал в Москву. Вайнберг написал двадцать шесть симфоний и симфониетт, семь опер – «Пассажирка», «Мадонна и солдат», «Любовь Д’Артаньяна», «Поздравляем!», «Леди Магнезия», «Портрет», «Идиот». Ныне творчество композитора вызывает огромный интерес во всем мире. Большую роль в популяризации его оперного наследия сыграл британский режиссер сэр Дэвид Паунтни, десять лет назад первым поставивший «Пассажирку» для оперного фестиваля в Брегенце.  В 2018 году режиссер получил гражданство Республики Польша.

Оркестр «Sinfonia Varsovia» был создан в 1984 году. Его почетным дирижером был Иегуди Менухин, а музыкальными руководителями в разное время – Кшиштоф Пендерецкий и Марк Минковский. Концертом в Москве дирижировал выдающийся музыкант Габриэль Хмура, что не случайно – маэстро является дирижером-постановщиком опер Мечислава Вайнберга в польских театрах и записывает его симфонические произведения.

Список иллюстраций:

1. Александра Кубас-Крук и Мария Остроухова. Фотография Константина Маслова.
2. Александра Кубас-Крук. Фотография Константина Маслова.
3. Макс Эмануэль Ценчич. Фотография предоставлена Концертным залом им. П.И. Чайковского.
4. Юлия Лежнева. Фотография предоставлена Концертным залом им. П.И. Чайковского.
5. Оркестр «Sinfonia Varsovia» и Юлианна Авдеева. Фотография Лилии Ольховой (Концертный зал «Зарядье)
6. Дирижер Габриэль Хмура и «Sinfonia Varsovia». Фотография Лилии Ольховой (Концертный зал «Зарядье»).

 

Три концерта сезона




Выпуск 20

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона