Выпуск 39

Искусство

Сад искусств Петра Зелиньского

Эва Гараева

 В самом центре Люблина, у Гродзких ворот располагается галерея «Wirydarz», основанная без малого четверть века назад Петром Зелиньским.

Название галереи восходит к латинскому слову «viridarium», что в переводе означает «сад». Первые десять лет своего существования галерея располагалась в монастырском саду сестер-урсулинок и, по замыслу основателя, создавалась как «сад искусств».

Зел1К изобразительному искусству Петр, по его собственному признанию, пришел через театр, которым был увлечен с детских лет. Его семья, жившая в Бохне, не пропускала ни одной премьеры в краковском Старом театре. В любительских спектаклях играли его мать и дядя. И он сам, став студентом Люблинского Католического университета (KUL), сразу стал артистом местного театра, совмещая актерство с менеджерской деятельностью. На протяжении пятнадцати лет его жизнь была связана с университетской сценой – он отвечал за привлечение спонсоров, организацию гастролей, перевозку декораций и график спектаклей. Театр не раз участвовал в фестивалях, как в Польше, так и за границей – в США, Японии, Мексике. Именно тогда, являясь одним из его руководителей, Петр Зелиньский стал принимать участие в организации художественных выставок. Этот опыт привел его к созданию собственной галереи.

Концепция выставочной деятельности выросла из влюбленности Петра в Люблин, которая возникла у него сорок лет назад, в первые дни знакомства с городом, когда он приехал поступать в KUL – оазис свободы, единственный университет в Польше, сохранивший независимость от марксистской идеологии. Вполне естественно появилась идея в первую очередь представлять в галерее творчество художников, связанных с Люблином и его окрестностями, поэтому первой была выставка работ Зофьи Копель-Шульц.

Со временем галерея «Wirydarz» поставила перед собой цель показывать произведения выдающихся польских художников, в особенности тех, которые прежде не выставлялись в Люблине. В стенах галереи побывали работы Никифора, Тадеуша Кантора, Генрика Ванька, Ежи Дуды-Грача; творцов группы «Wprost» –  Збылюта Грывача, Лешека Собоцкого, Мачея Беняша, Яцека Валтося. Это лишь небольшой список имен.

Зел2Одним из самых значительных событий стала совместная выставка работ Анджея Вайды, – который в юности хотел стать художником и какое-то время учился в Краковской Академии художеств, – и его жены, художницы по костюмам Кристины Захватович. Она состоялась в 2000 году. «Это была гениальная выставка, – с гордостью говорит Петр. – Я провел много времени в архиве музея краковского Старого театра в поисках интересных эскизов, рисунков, проектов и нашел раритет – картину, написанную Вайдой маслом к поставленному им спектаклю «Бесы».

Большое значения для Петра Зелиньского имело сотрудничество с таким значительным мастером, как Тадеуш Доминик, выдающимся польским колористом. Благодаря вдохновенному общению художника и галериста возникло несколько новых серий картин.

          Поиск и открытие новых имен – еще одно направление деятельности галереи.

Благодаря Петру Зелиньскому поляки познакомились с творчеством Рафала Эрета, уроженца Любартова, выпускника Академии художеств в Амстердаме. В последние годы он стал одним из самых «модных» художников молодого поколения. В 2013 году в галерее прошла его выставка, вызвавшая большой резонанс. В результате многие произведения Эрета оказались в замечательных коллекциях.

«Все, что мы делаем, возникает из нашей страсти и увлеченности, –  говорит Петр. – Мы единственная частная галерея в Польше, которая организовала столько музейных выставок. Одна из важнейших – «Яцек Мальчевский и другие», прошедшая в 2003 году. Вместе с Музеем имени Фишера в Бохне мы привезли в Люблин такие произведения, на которые нужно было получить согласие министра культуры. Тогда мы показали выдающиеся произведения Яцека Мальчевского и Ольги Бознаньской. Ту выставку посмотрело более десяти тысяч человек!»

Зел3Каждый год «Wirydarz» устраивает художественные пленэры в живописных Казимеже Дольном, Наленчуве, Ксенжи-Двуре, проводит благотворительные арт-аукционы, организует творческие встречи художников с любителями искусства, публикует каталоги, альбомы, буклеты, плакаты, открытки и календари.

Петр Зелиньский убежден, что искусство смягчает нравы. «Искусство облагораживает, делает нас более восприимчивыми. Не знаю, кем бы я был, если бы не наш дом в Бохне. Чудесный дом, который построил мой дед. Прекрасный сад, рояль, огромная библиотека, старинная мебель, картины художников краковской школы – Людвика Стасяка, Франтишека Молло, Никифора». Не менее важным для формирования его пристрастий и увлечений, помимо среды и родительского влияния, было обучение в музыкальной школе и знаменитом лицее имени Короля Казимира Великого в Бохне, который в свое время окончили известные художники Кароль Фрыч и Владислав Скочилас.

Вот уже почти пятнадцать лет галерея «Wirydarz» располагается на пешеходной Гродзкой улице, в доме 19. (À propos, в этом доме XVII века родилась и провела детские годы мать нашего знаменитого переводчика и прозаика Асара Эппеля). Отсюда рукой подать до Королевского замка.  Из  уютного сада галереи открывается вид на Доминиканский монастырь. До недавнего времени по соседству с галереей процветал знаменитый артистический клуб Эльжбеты и Леха Цвалина «Hades» («Гадес») – еще одна легендарная достопримечательность Люблина, ставшая уже историей (об этом заведении наш журнал писал в 2019 году в выпуске № 19).

Зел4На стенах галереи Петра Зелиньского, в которой я так любила бывать во время пребывания в Люблине, висели произведения целой плеяды польских художников послевоенного времени – Франтишека Маслюшчака, Кейстута Бережницкого, Станислава Бая, Эдварда Двурника, Стасиса Эйдригявичуса. «Художники вдохновляют меня. Свою деятельность я воспринимаю, как миссию»,  говорит Петр. Галерея, по его убеждению, должна быть не только выставочным пространством, но и живым организмом, точкой притяжения, местом знакомств, встреч и непосредственного общения. «Мы хотим увлекать людей искусством. И сами стараемся следить за тем, что происходит в мире».

Петр Зелиньский стремится держать руку на пульсе мирового арт-рынка и быть в курсе художественных событий. Вместе с супругой Малгожатой, незаменимой помощницей в галерее, он планирует свою деятельность так, чтобы иметь возможность ездить, посещать галереи и музеи, а также предаукционные выставки в США и Европе.

За почти четверть века существования галерея «Wirydarz» устроила сто пятьдесят пять выставок. Страстно увлеченный своим делом, Петр Зелиньский продолжает возделывать и лелеять «сад искусств», возникший в конце прошлого столетия в цветущем монастырском садике, и вовлекает нас в этот удивительный художественный мир. На пороге двадцатипятилетнего юбилея галерея является неотъемлемой частью культурного ландшафта семисотлетнего Люблина – места слияния культур Запада и Востока. Впереди у публики еще много открытий новых имен и встречи с прославленными мастерами.

 

Иллюстрации:

 

  1. Петр Зелиньский;

  2. Петр Зелиньский с художницей Каей Солецкой и гостями вернисажа. 2018.

3- 4. В галерее «Wirydarz». Фотографии Эвы Гараевой, 2019;

 

Сад искусств Петра Зелиньского




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 39

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев