Выпуск 11

Искусство

Тверское валунное творчество

Виктор Грибков-Майский

 «Дикий» камень, в просторечье булыжники и валуны — красивый и оригинальный строительный материал. В нашей равнинной местности его не так много, но, все же, вполне достаточно для использования  в виде декоративного элемента. К сожалению, местной строительной традиции  использования валунов в Тверской области не сложилось, а те примеры, которые мы имеем, скорее всего, исключение из правил — отступление от нормы. Может быть, поэтому  подобные образцы малой или парковой архитектуры для нас еще более интересны и дороги.

Нетрудно заметить, что в последнее время дикий камень, особенно в индивидуальном строительстве, встречается все чаще и чаще, придавая индивидуальность и неповторимость.

	Василевою Мост ЛьвоваСамое знаменитое и в тоже время самое большое архитектурное сооружение из «дикого»  камня в Тверской области — стометровый валунный мост, который  находится в усадьбе Василево Торжокского района. Это так называемый «Чертов мост» – трехарочный с контрфорсами и гротами. Мост имеет четко прорисованную центральную арку из круглых гранитных блоков и может служить, по мнению специалистов, замечательным образцом парковой архитектуры XVIII века. Мост производит впечатление, построенного полностью из валунов, хотя на самом деле он только облицован ими.  Даже неспециалист может заметить, что каменные глыбы-валуны для архивольтов арок и их замковых камней, для столбов входных ниш, для цепных столбов подобраны по определенной, точно рассчитанной системе.

Автор моста – известный зодчий, уроженец этих мест, Николай Александрович Львов (1753-1803). Благодаря именно этому архитектору мы можем сегодня говорить о таком явлении, как тверское валунное зодчество, ведь «дикий» камень был любимым строительным материалом Львова.

Усадебный комплекс Митино-Василево был в свое время одним из самых грандиозных в Торжокском районе, бывшем Новоторжском уезде. Львов постарался создать единый архитектурный комплекс, в который включил, кроме двух усадеб, расположенных на противоположных берегах реки Тверцы, и саму  Тверцу вместе с ее Прутненским шлюзом. «Дикому» камню-валуну в реализации этой идеи отведено важнейшее место. В этом комплексе можно увидеть две валунные доминанты – уже знакомый нам мост в Василево и пирамиду-погреб в Митино. К сожалению, сами Прутненские шлюзы сегодня практически разрушены и уже не воспринимаются как самостоятельная архитектурная доминанта.

Пирамида-погребС именем Львова связано наибольшее количество архитектурных валунных памятников на Тверской земле. На его родине – в новоторжском селе Никольское-Черечницы среди архитектурных памятников  есть  погреб-пирамида и кузница, где также   широко использован любимый материал архитектора. Погреб в Никольском – трехярусный. Верхний ярус представляет собой свето— вентиляционную камеру, второй — это своего рода павильон, а нижний ярус— ледник. Высота пирамиды— 7,35 м., основание грани— 8,96 м.

Благоустройством усадьбы архитектор занялся в начале 1780-х годов, дата постройки четырехкамерной кузницы — 1783 год. В ней размещались горн и наковальня, отапливаемая комната для кузнеца, подсобные помещения для хранения угля, навес для ковки лошадей.

В 12 км от Торжка есть еще одно замечательное село — Грузины. Здесь находится усадьба Шишковых-Полторацких. В настоящее время — это один из самых значительных архитектурных комплексов Тверской области, в который входят сразу три валунных архитектурных сооружения: мост через речку Жаленку, который виден с автотрассы Торжок-Старица,погреб и кузница.

А в усадьбе Глебовых-Стрешневых Раек – Знаменское (Торжокский район) есть  и такое, уже  экзотическое,  сооружение, как грот, который также построен из валунов.

Есть малоизвестный валунный мост в усадьбе села Волок (Торопецкий район), а в селе Кочевицы Западнодвинского района есть историческая валунная ограда.

Особое место среди валунных творений Тверской области занимает Троицкая церковь 1800-1826 гг. в усадьбе Бакуниных Прямухино (Кувшиновский район), где родился основоположник мирового анархизма Михаил Бакунин, а вернее ее валунный пандус-ввоз. Интересная деталь— между камней пандуса растут альпийские фиалки.

А в усадьбе помещиков Тыртовых этого же района — селе Тысяцкое — есть  валунный погреб с гротом.  Документальных свидетельств авторства Н.А. Львова не обнаружено, но вполне логично предположить, что это так.

В другом уголке Тверской области в Спировском районе  находится  усадьба Свечиных Дубровка, построенная при генерал-лейтенанте Никаноре Михайловиче Свечине, герое Отечественной войны 1812 года.

Архитектурный комплекс усадьбы сложился на рубеже XVIII-XIX веков. Среди сохранившихся объектов усадьбы есть и свой, пусть небольшой,  валунный мост, также валунный погреб-ледник, постройка, характерная для многих усадебных комплексов, спроектированных всё тем же Н.А. Львовым.

К большому сожалению, далеко не все перечисленный образцы валунного зодчества находятся в надлежащем состоянии, не являясь, зачастую, даже объектами туристского притяжения и показа.

Валнный мост в ГороднеВ 28 км от Твери находится  село Городня Конаковского района. Городню можно по праву назвать одним из самых живописных сел Тверской области, украшением которого ныне является самый древний православный действующий тверской храм – церковь Рождества Богородицы (1391 г.) — единственный сохранившийся образец тверской архитектуры, подойти к которому можно  по красивому валунному мосту. У этого моста своя история. Он был построен в 1970-х годах во время реставрационных работ по восстановлению храма. Но, несмотря на свою молодость, производит впечатления  старинного, как и сама церковь Рождества Богородицы. 

Вместо послесловия

В первом русском путеводителе Ивана Глушкова «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест»,  изданном в Санкт-Петербурге в 1801 году и переизданным в 1802 году, есть одно замечание, мимо которого мы не можем пройти мимо.

 «Недалеко от Твери по большой дороге, примечается как дорогая редкость большой мост из дикого камня через разливистую речку тремя арками построенный». Нельзя не заметить, что по своему описанию мост очень напоминает «Чертов мост», построенный знаменитым тверским архитектором Александром Николаевичем Львовым в усадьбе Василево под Торжком. Вполне возможно, что и автором данного моста, который не сохранился, был тоже Львов.

И сегодня в разных уголках Тверской области можно встретить постройки  из «дикого» камня. А это значит, что дело Николая Александровича Львова продолжает жить.

 Библиография 

  1. О.Д. Балдина. «От Валдая до Старицы». Серия «Дороги к прекрасному». М.1968.
  2. А.Н. Глумов «Н.А. Львов». Серия «Жизнь в искусстве». М.1980.
  3. Н. Зимина «…Достигнуто трудами бывшего владельца». Газета «Тверская жизнь», № 60, 2007.
  4. Ольга Копьева «Кувшиновский район». В.Волочек «Ирида-прос», 2002.
  5. И.А. Бочкарева «Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок Новоторжских усадьб», Тверь, 2008.
  6. И.Ф. Глушков «Дорожник…» СПб. 1802 .

Тверское валунное творчество




Виктор Грибков-Майский

Грибков-МайскийРодился в 1956 г. Окончил в 1981 г. Тверской государственный университет (французский язык и литература) и Московский университет искусств (декоративно-прикладное отделение), а позднее Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (2001).

Член союза журналистов России с 1997 г. Дипломант Областного конкурса для журналистов, пишущих о туризме «Звезда Верхневолжья» (2006). Дипломант Национальной туристской премии им. Ю. Сенкевича Федерального агентства по туризму в номинации «За лучшую публикацию по туризму и путешествиях по России» (2007). Дипломант Первого Всероссийского конкурса патриотической журналистики (2009).

Член Редакционного Совета Международного журнала Русского Зарубежья «Большой Вашингтон» (с 2008 г.).

Автор нескольких пьес и более трехсот публикаций по вопросам культуры, туризма, искусства.




Выпуск 11

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве