Выпуск 8

Искусство

Последний фильм Вайды

Эва Гараева

В конце прошлого года в Третьяковской галерее была организована ретроспектива фильмов Анджея Вайды, ушедшего из жизни 9 октября 2016 года на девяносто первом году жизни. Показы не случайно состоялись в Третьяковке, ведь Вайда в юности мечтал стать художником и каждый свой фильм создавал как кинокартину. Российская ретроспектива обсуждалась с мастером в начале года, он с нетерпением ждал ее и обещал прислать на встречу со зрителями своих любимых артистов. На показе фильмов «Дантон» и «Корчак» присутствовал исполнитель главных ролей в этих фильмах Войцех Пшоняк, который после просмотров поделился с аудиторией интересными воспоминаниями о работе с Анджеем Вайдой. В программу вошли художественные фильмы «Поколение», «Канал», «Пепел и алмаз», «Лётна», «Невинные чародеи», «Березняк», «Человек из мрамора», «Без наркоза», «Аир» и другие, а также семь  видеоинтервью мастера.

Настоящим подарком для полонистов, любителей и знатоков творчества Анджея Вайды стал показ последнего фильма великого режиссера «Послеобразы» (Powidoki). В Польше фильм выходит в прокат 13 января 2017 года.  Главным героем «Послеобразов» стал значительный польский художник-авангардист Владислав Стшеминьский (1893 – 1952). Сын польского офицера царской армии, Владислав планировал стать военным инженером, но крест на его карьере поставили полученные в Первой мировой тяжелые ранения,  в результате которых ему ампутировали левую руку по локоть и правую ногу, один глаз почти полностью утратил зрение.

Во время лечения в московском госпитале он познакомился с юной сестрой милосердия Катажиной Кобро, которая впоследствии стала его женой и известным скульптором. В Москве он увидел коллекцию произведений, собранную Сергеем Щукиным, что пробудило в нем интерес к искусству. В 1918 году Стшеминьский поступил в Свободные художественные мастерские (СВОМАС), позже стал членом группы «Уновис», возглавляемой Казимиром Малевичем. В России он познакомился с художниками-авангардистами В. Татлиным, А. Певзнером, А. Родченко, которые, несомненно, повлияли на формирование его художественных взглядов и  творчество.

В 1922 году Стешеминьский и Кобро переехали в Польшу и обосновались в Лодзи. Художник в разные годы возглавлял авангардные объединения «Блок», «Praesens», группу «a.r»,  был инициатором создания Международной коллекции современного искусства, ядро которой составили дары Ханса Арпа, Макса Эрнста, Фернана Леже и других художников. Она была открыта для публики в 1932 году в Городском музее Лодзи.

В начале двадцатых у Стшеминьского, вдохновленного конструктивизмом, сформировалась концепция «унизма»  – стремление к унификации поверхности картины и ограниченной цветовой гамме. До середины тридцатых он работал в этом стиле.

В сороковые годы художник ищет глубокие связи между процессом видения и способом его изображения, пытается понять механизм человеческого зрения, стремится запечатлеть  остаточные изображения на сетчатке глаза под воздействием солнечного света. Эти эксперименты воплотились в цикле соляристических картин «Остаточные изображения» («Послеобразы»).

С 1945 года Стшеминьский преподавал в Высшей государственной школе пластических искусств в Лодзи, но в 1950 году был уволен коммунистическими властями Польши  по идеологическим соображениям. Академия изобразительных искусств в Лодзи с 1988 года носит имя Владислава Стшеминьского.

Фильм повествует о последнем периоде жизни  художника. Верный своему пониманию искусства, Стшеминьский отказывается работать в русле соцреализма и в одиночку объявляет войну существующему в стране режиму. «Послеобразы»  – это история о том, как коммунистическая власть уничтожила человека, но не сломила сильную непокорную личность.

В фильме звучат фрагменты сочинений Анджея Пануфника (1914 – 1991).  Продюсером кинокартины является Михал Квечиньский.

Кинокартина была показана на кинофестивалях в Торонто, Риме и в Гдыне, в 2017 году польской кинокомиссией она выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В европейской прессе вышли большие статьи и рецензии, посвященные последнему творению Анджея Вайды.

Богуслав Линда, снявшийся в фильмах «Человек из железа», «Дантон», «Пан Тадеуш» и блестяще исполнивший роль Владислава Стшеминьского, на вопрос тележурналиста Томаша Лиса о том, каким был Вайда тогда, лет тридцать пять назад, и каким год назад, во время съемок фильма «Послеобразы», ответил что «Вайда был молодым и с каждым годом становился все моложе, ему был интересен мир и люди». Лис поинтересовался у актера, что режиссер хотел сказать своим последним фильмом. «Анджей Вайда был не до конца реализовавшимся художником. Для него кадр всегда был немного важнее болтовни и  ерунды, вроде психологии. И этот фильм, как мне кажется, он хотел снять в большей степени для себя, как картину не политическую, а исключительно художественную. Но у него не получилось. В этом фильме он снова вернулся к «кино морального беспокойства». «Послеобразы»  – фильм  о свободе художника и свободе личности,  о том, что стоит бороться за то, чтобы политика не проникала в творческую и личную жизнь человека», – сказал в интервью Богуслав Линда.

 

 

Последний фильм Вайды

В конце прошлого года в Третьяковской галерее была организована ретроспектива фильмов Анджея Вайды, ушедшего из жизни 9 октября 2016 года на девяносто первом году жизни. Показы не случайно состоялись в Третьяковке, ведь Вайда в юности мечтал стать художником и каждый свой фильм создавал как кинокартину. 




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 8

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве