Выпуск 24

Искусство

Яцек Мальчевский - художник "Примирения"

N N

От редакции: В этом году исполняется 92 года со дня смерти Яцека Мальчевского (1854-1929) -выдающегося польского художника, автора знаменитой картины "Рождественский сочельник в Сибири" и "Примирение". где двух извечных врагов - русского офицера и польского повстанца - благослвляет Христос, паряший у креста. Крест, однако,  разделяет противников. 

Эта метафора выражает суть многовековых русско-польских раногласий.

Посвящаем Мальчевскому статью, взятую из Интернета, автора которой нам установить не удалось.

 

Яцек Мальчевский – входит в плеяду самых крупных художников современности, его талант под стать Пикассо или Дали, но в России его не знают, может быть потому, что русский человек, из-за своего особого менталитета, не замечает достижений своих соседей, особенно так похожих на него славян, и уж, тем более, конкурентов в борьбе за первенство в славянском мире. Он всегда смотрит дальше. Чтобы стать великим у нас, нужно быть французом, ну уж, в крайнем случае, немцем. Рыцарь с гарпиями в голове и кистью в руке…

втопортретЯ бы так и не узнал его, но помогла политика. В советское время было принято к круглым датам в истории соседей по соцлагерю устраивать большие выставки в Манеже. Вот такую выставку ретроспективы польской живописи и устроили на серебряный юбилей Народной Польши. Там мы впервые увидели грандиозные полотна Матейки, картины Вычулковского, Герымского и других польских корифеев.

Часами люди разглядывали необычные, мистические полотна Мальчевского, и многие удивлялись, что раньше ничего не слышали о нем. Во Львове есть одна из самых больших коллекций картин Мальчевского, но это уже не Россия. Он заглянул к нам всего на несколько дней и ушел, но в памяти тех, кто видел его картины, я уверен, они остались навсегда.

Яцек Мальчевский родился в 1854 году в Радоме, в семье обедневших шляхтичей. До 13 лет воспитанием будущего художника занимались его родители, отец - Юлиан и мать – Мария, которая происходила из рода Корвин-Шимановских.Отец был глубоко религиозным и культурным человеком, он считался знатоком творчества Данте и польских романтиков. Он оказал огромное влияние на формирование мировозрения Яцека, он привил ему идеи патриотизма и польского национального мессианства, которым были пропитаны произведения польских литературных романтиков. Чувство принадлежности к своему народу, любовь к отечественному пейзажу и знакомство с фольклором своей страны укрепило двухлетнее пребывание Мальчевского в имении дяди Феликса Карчевского, где его опекал будущий классик польской литературы Адольф Дыгасиньский.

ДетствоВообще, Мальчевский в отличие от многих других художников, прожил довольно спокойную счастливую жизнь, можно сказать – академическую, но была в его жизни и тайна, которая могла оказать на него большое влияние – в Польще упорно ходят слухи, что Яцек Мальчевский был потомком древнего королевского рода Пястов, не спроста ведь его с детства окружали аристократы, согласитесь – это довольно необычно для мещанского отпрыска. Яцек Мальчевский - один из главных представителей «Молодой Польши». Учился в Кракове в Школе искусств (у Яна Матейки и других корифеев польской живописи) и в Ecole des Beaux-Arts в Париже. С 1897 года - член объединения «Искусство».

сочельникПосле окончания учебы он много путешествовал, побывал в Италии, Германии, Австрии, Греции, Турции. В 1897-1900 и 1912-21 годах Мальчевский - профессор Академии искусств в Кракове. Он много работает и выставляется. Мальчевского рано признали. Творчество молодого художника было отмечено медалями на выставках в Мюнхене (1892), Берлине (1891) и Париже (1900). Он участвует в выставках в Чикаго, Санкт-Петербурге, Вене, Лондоне, Брюсселе, и везде его картины пользуются успехом.

Поначалу он писал сцены из традиционной сельской жизни. Но в 1882-95 годах, обратившись к творчеству Юлиуша Словацкого и Артура Гроттгера, он создал много реалистических картин на темы январского восстания 1883 года (Воскресенье в шахте (1882), На этапе (1883), Богослужение накануне дня Всех святых у ссыльных(1892), отмеченных темным монохроматическим колоритом.

 ГамлетК 1890 году Мальчевский вернулся к символизму и создал особый стиль, в котором вымысел слился с реализмом. Для него характерна живая гамма цветов и прекрасные композиции. В этих картинах, полных грусти и задумчивости, реальным персонажам польской истории часто сопутствуют фавны, русалки, ангелы... «Интродукция» (1890), «Меланхолия» (1890-94) «Порочный круг» (1895-97), ряд версий картин «Отравленный колодец», «Танатос и смерть Елленаэ» (героиня поэмы Словацого).

Рисовал он также замечательные портреты:  «Польский Гамлет» - портрет Александра Велепольского» (1903), портрет Нобелевского лауреата Владислава Реймонта (1905), многочисленные автопортреты. Они были также написаны в аллегорическо-символической форме, по большей части на фоне пейзажей.

меланхлияСформировавшись в веке XIX-м, Мальчевский затем был заброшен в новое столетие и, сначала не слишком понимая этой разницы, продолжал вести себя так, как подсказывали ему его идеалы и его воспитание. В его картинах по-прежнему глядели вдаль крылатые женщины, юные поляки воплощали в себе грустные надежды многострадальной страны, золотились унылые равнины и сохранялось настроение отчужденной и достойной меланхолии, столь близкой и родной каждому интеллигентному поляку.

Мир же не собирался застыть в этой величественной недвижимости, а кривлялся, корежился и всячески гримасничал, жонглируя новыми идеями и новыми приемами. Мальчевский гордо повернулся спиной ко всем художественным причудам, не замечая ни Сезанна, ни Пикассо.

примирепниеВскоре, однако, отпетая молодежь умчалась далеко вперед. Не оглядывавшийся на нее Мальчевский, думая, что оставил друзей и коллег далеко за спиной, вдруг с трудом стал различать их стремительно удаляющиеся фигуры.

Мечта его жизни казалась осуществленной. Царская Россия пала, Австро-Венгрия развалилась, и воспрянула духом свободная независимая Польша.

Для этой новой Польши благородная донельзя фигура Мальчевского оказалась мало нужной — к нему относились почтительно, но держались от него в стороне, как держатся в стороне от благородной старухи-родственницы, давно утратившей состояние, но не собирающейся поступаться своей величественностью.

Молодое поколение было занято тем, чтобы в сжатые сроки пережить опыт европейского авангарда: кубизм; сюрреализм, абстракционизм сменяли друг друга на новых выставках с головокружительной быстротой. Двадцатый век ворвался в Польшу, и этому ХХ веку Мальчевский был чужд.

Умер Мальчевский во славе и достатке в Кракове, в 1929 году. Его творчество считается одним из выдающихся явлений современного польского искусства. Хотелось бы, конечно, сравнить его с кем-нибудь из русских художников, да не получается, ну разве что с Врубелем, впрочем, Врубель тоже был поляком.

      В статье использованы следующие картины Яцека Мальчевского (сверху вниз):
1. Автопотрет со смертью
2. Детство
3. Рождестенский сочельник в Сибири
4. Польский Гамлет
5. Меланхолия.
6. Примирение

И сточник: http.://www.staratel.com/pictures/surreal/malchevski/main.htm

Яцек Мальчевский - художник "Примирения"




Выпуск 24

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве